Хёссы — добропорядочная немецкая семья. Муж с женой как идеальная пара с картинки, у них чудесные дети и красивый дом. Вот только на дворе начало 1940‑х, а дом стоит по соседству с Освенцимом. Именно здесь работает комендантом отец семьи. Это сюжет фильма «Зона интересов» британца Джонатана Глейзера. Киноредакторка «Избы» Саша Подольникова рассказывает, зачем смотреть эту непростую историческую драму.
О чём фильм «Зона интересов»
Польша 1940‑х, Вторая мировая война в разгаре. Рудольф Хёсс — примерный семьянин и любящий муж. У них с супругой Хедвиг пятеро детей, младший родился совсем недавно. В двухэтажном доме на берегу ручья светло и уютно, а сад цветёт пышным цветом. Рудольф — ответственный работник на хорошем счету у начальства. Трудится недалеко — комендантом в концентрационном лагере Освенцим, что буквально за забором Хёссов.
Необычное соседство семью не беспокоит. Из-за высокого забора им почти ничего не видно — разве что торчат печные трубы, откуда сутками валит дым. Покой нарушают только отдалённые крики обитателей лагеря — но Хёссы не обращают на это внимания.
Когда Рудольфа за отличную службу повышают и собираются перевести в Венгрию, Хедвиг недовольна. Неужели они должны расстаться со своим уютным домом, с которым связано столько хороших воспоминаний?

Сандра Хюллер / кадр из фильма «Зона интересов»
Фильм снят по мотивам романа Мартина Эмиса, вышедшего в 2014 году. По уровню он сравним с «Благоволительницами» Джонатана Литтелла — ещё одним высказыванием о Холокосте от лица офицера СС. Тем не менее от первоисточника остались лишь сеттинг и название. «Зоной интересов» нацисты называли территорию вокруг крупнейшего лагеря смерти. Книгу отличали едкий юмор, а в основе сюжета лежала любовная интрига между женой, мужем и ещё одним эсэсовцем. Роман максимально (насколько возможно) отстранялся от исторической точности и избегал настоящих имён — хотя у коменданта концлагеря и его семьи были
. Вполне рабочий приём, чтобы читателю волей-неволей пришлось влезть в чужую шкуру. На экране персонажи действуют под реальными именами, и сюжет напоминает не странную романтическую драму, а неторопливое бытописание.
Сандра Хюллер и Кристиан Фридель / кадр из фильма «Зона интересов»
Роль Рудольфа досталась Кристиану Фриделю, который недавно появился в третьем сезоне «Белого лотоса» в образе невротичного управляющего. Но куда любопытнее, что Фридель сыграл главную роль в «Белой ленте» Михаэля Ханеке (2009). В «Ленте» его герой, учитель в немецкой глубинке, — по другую сторону баррикад. Он не часть тоталитарной машины, а скорее отщепенец, который рефлексирует природу зла. Рудольфу из «Зоны интересов» такая рефлексия несвойственна. Настало время исследовать противоположную сторону.
Фрау Хёсс сыграла Сандра Хюллер — номинантка на «Оскар» за судебную драму «Анатомия падения» Жюстин Трие (2023). В историческом кино актриса снимается не впервые. В 2023 году вышло комедийное бадди-муви о Елизавете Баварской и её подруге Ирме Штарай с участием Сандры. Но фильмов о Холокосте с Хюллер прежде не случалось.
На «Оскаре» 2024 года «Зона интересов» взяла награду за лучший фильм на неанглийском языке.
Зачем смотреть фильм «Зона интересов»
Возможно, один из лучших антивоенных фильмов за последний сезон

кадр из фильма «Зона интересов»
Киносезон 2024–2025 годов богат заметными пацифистскими картинами. Обаятельное, но чересчур сентиментальное «Сокровище» с Линой Данэм и Стивеном Фраем — о ностальгическом и болезненном путешествии отца и дочери, евреев, в Польшу. Более крепкая эмоциональная «Настоящая боль» с Кираном Калкиным и Джесси Айзенбергом. По совпадению их герои тоже едут на родину своей бабушки, пережившей Холокост польской еврейки. Монументальный (если не сказать громоздкий) «Бруталист» с Эдрианом Броуди — об архитекторе, венгерском еврее, переехавшем в США в 1947‑м. Тихая исполненная достоинства «Горная невеста» о гордой итальянке, чью судьбу едва не сломала Вторая мировая. Сверхреалистичный, почти иммерсивный «Под огнём» — о группе американских солдат, брошенных на произвол судьбы в Ираке.

кадр из фильма «Зона интересов»
«Зону интересов» хочется поставить в один ряд как минимум с «Горной невестой» и «Настоящей болью». Все три картины выносят насилие за скобки. Зло происходит где-то там — в небе над мирными деревушками, которые бомбит итальянская армия, в газовых камерах Освенцима, куда годы спустя приедет герой Калкина — почтить память родни. За стеной, отделяющей беззаботную жизнь семьи Хёсс от будней лагерных узников. Это бьёт сильнее ужасов, показанных напрямую. Как в «Бойне номер пять» Курта Воннегута — о самом страшном сказать не получится: слишком оно чудовищно. Остаётся только повторять бессвязные фразы, подобно герою Воннегута, — ну или показывать, как торчат трубы концлагеря на фоне прекрасного сада. Камера ни разу не заглянет за забор — ни тебе душераздирающих кадров казни, ни пустых газовых камер. Эти кадры настолько часто используют и в документальных, и в художественных фильмах, что они понемногу становятся общим местом, неспособным тронуть. Облегчённо вздыхаешь: хорошо, что Глейзер отказался от штампа.
Редкий шанс увидеть на большом экране фильм Глейзера

кадр из фильма «Зона интересов»
Джонатан Глейзер снимает едва ли не раз в десятилетку. Клипмейкер и большой любитель эксперимента, режиссёр подолгу вынашивает замысел — и всякий раз его кино попадает в центр внимания. Первый полный метр режиссёр снял в 2000 году — «Сексуальная тварь», криминальное драмеди о приключениях бывшего воришки. Фильм принёс Бену Кингсли номинацию на «Оскар». В 2004 году вышла психологическая драма «Рождение» о любви и утрате с Николь Кидман, угодившая в скандал из-за неоднозначной обнажённой сцены с несовершеннолетним. Предпоследний фильм Глейзер представил в 2013 году — научно-фантастический триллер о власти и подчинении «Побудь в моей шкуре». Здесь инопланетная (в буквальном смысле) Скарлетт Йоханссон похищала мужчин. Он запал в душу интеллектуалам, немедленно сравнившим эту немногословную притчу с «Космической Одиссеей» Стэнли Кубрика.
«Зона интересов», четвёртая работа Джонатана, тоже в определённом смысле стала скандальной. Получая в марте 2024 года «Оскар», Глейзер в своей речи затронул палестино-израильский конфликт. Со сцены режиссёр заявил, что как еврей считает: нельзя оправдывать Холокостом жестокие действия Израиля в ответ на атаки ХАМАС.
«Мы отвергаем использование еврейской идентичности и Холокоста в качестве оправдания оккупации — причины конфликта, затронувшего многих невинных людей. И жертвы 7 октября в Израиле, и жертвы атаки на Газу — это жертвы дегуманизации».
режиссёр фильма «Зона интересов», youtube
После выступления Глейзера указали на то, что в его фильме в кадре нет ни одного еврея. Еврейский народ символизируют только голоса безликих узников, кричащих вдали.
в отказе от еврейской идентичности и отрицании Холокоста. А ещёПоэтому смотреть фильм занятно и с этической точки зрения. Как минимум чтобы поразмышлять, насколько это окей — делать главными героями нацистов. Единственно правильного ответа, разумеется, быть не может — как всегда в искусстве.
Очень нужный разговор о банальности зла

Кристиан Фридель / кадр из фильма «Зона интересов»
В последние три года ни одна дискуссия о вине и ответственности за насилие не обходилась без упоминания Ханны Арендт и её книги «Банальность зла». Философиня написала этот текст, побывав в 1961 году на суде над Адольфом Эйхманом — высокопоставленным офицером СС, «архитектором Холокоста», начальником «еврейского отдела СС», ответственным за гибель шести миллионов человек. В книге авторка
, что Эйхман не был безумцем, классическим кровожадным злодеем, который ненавидел евреев.По словам Арендт, Адольф всего лишь хотел карьерного роста и отправлять людей в лагеря и камеры считал самой обыкновенной работой. Равно как и другие немцы, задействованные в репрессивной машине, — просто добропорядочные граждане, выполняющие свою работу. Люди, которые днём пачками подписывали смертные приговоры, вечером возвращались к домашнему очагу, обнимали жён, играли с детьми. Это и есть обыденное, банальное зло, считала философиня. И Рудольф Хёсс — отличный пример. Ну а другие параллели каждый проведёт самостоятельно.
Впечатляющий киноязык

кадр из фильма «Зона интересов»
Банальность зла — не только в самих персонажах, но и в мире, который Глейзер скрупулёзно воссоздаёт на экране.
Обыденность зла — в деталях, которых Хёссы привыкли не замечать. И тем не менее детали бросают тень на райскую идиллию героев, на этот вроде бы прекрасный замкнутый на себе мир.
Дым из труб, залетающий на участок Хёссов, зола, которой удобряют деревья в саду, золотые зубы, которыми, как в солдатики, играют младшие сыновья. Или вот обломок человеческой кости, плавающий в ручье, куда отец с детьми идут искупаться жарким днём. Визуальный язык точен — даёт о себе знать прошлое Глейзера, когда он снимал музыкальные видео. То же самое можно сказать о звуках — глухих протяжных криках из-за стены, сливающихся для героев в белый шум. Недаром «Зона интересов» выиграла «Оскар» в «технической» номинации «Лучший звук». Так беззаботная рутина семьи Хёсс становится чем-то большим — жутковатым и дискомфортным.