Грета Гервиг в своих фильмах воспевает взросление девушек — от истории сестёр Марч до голливудского кино о пластиковой кукле, очутившейся в реальном мире. Полнометражный дебют Гервиг «Леди Бёрд» — о старшекласснице из Сакраменто, её запутанных отношениях с матерью, католической школе, первой влюблённости и мечтах вырваться в большой город. Собрали фильмы с похожим вайбом.
«Настоящие женщины всегда в теле» (2002)
Режиссёрка: Патрисия Кардосо
Кинодебют Америки Ферреры, в котором её героиня мечтает поступить в колледж вопреки настрою семьи. Перед Аной встаёт выбор: остаться в латинском квартале с родителями и сестрой и работать на семейном производстве или отправиться в колледж. Преподаватели уверены в академическом успехе Аны. Но решительно против настроена мама — она манипулирует дочерью, говорит о важности замужества и рождения детей, не скупится на комментарии о внешности — например, подкалывает дочь, что для своего веса та ест слишком много торта.
Сюжет фильма напоминает «Леди Бёрд». При этом он написан и снят латиноамериканскими женщинами. Это добавляет новый слой конфликту поколений — иммигрантский. Мать Аны — американская иммигрантка в первом поколении. Ей сложно смириться, что дочка растёт в иной среде и у неё другие ценности. Ана отстаивает себя перед матерью, борется с внутренними стереотипами о «правильном» поведении. И возвращает себе собственное тело, которое так хотят контролировать.
«Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» (2023)
Режиссёрка: Келли Фрэмон Крейг
Драма взросления от режиссёрки фильма «Почти семнадцать». Мама одиннадцатилетней Маргарет — христианка, а папа — иудей; девушка пытается разобраться с собственной верой в Америке 1970‑х. Точкой отсчёта становится школьный исследовательский проект. Параллельно с религиозным кризисом Маргарет переживает драму взросления: первый поцелуй во время игры в бутылочку, сплетни. А ещё очень ждёт наступления месячных и переживает, что у одноклассниц менструация началась раньше, чем у неё.
Героиня «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» младше, чем персонаж Хейли Стенфилд в «Почти семнадцать». Маргарет ещё учится в средней школе, а сам фильм ощущается как тёплые объятия. Смотреть его точно нужно бок о бок с подрастающими младшими сёстрами. Несмотря на далёкий сеттинг США 1970‑х, он, без сомнений, поможет пройти через запутанный мир средней школы. А старших сестёр порадует Рейчел МакАдамс в роли матери главной героини.
«Я краснею» (2022)
Режиссёрка: Доми Ши
Мультфильм Pixar о тринадцатилетней канадской школьнице, превращающейся в красную панду, — аллегория на менструацию или как минимум на пубертат. Мэй — на первый взгляд обычная восьмиклассница из Торонто. Она влюблена в кассира из магазина неподалёку, прилежно учится в школе. Вместе с подругами слушает песни известной музыкальной группы и пытается заработать денег на их концерт. У Мэй китайские корни, и она помогает родителям с поддержанием порядка в храме. В какой-то момент героиня превращается в огромную красную панду, и это происходит каждый раз, когда её обуревают сильные эмоции. Превращения стихийные и неконтролируемые — и, чтобы избавиться от волшебной способности, необходимо провести ритуал в ночь Красной луны.
«Я краснею» — ода девичеству: бойз-бендам, недостижимым крашам, менструации и пубертату. И, конечно, mommy issues: гиперопекающей маме, ощущению стыда за действия родителей, чувства несправедливости из-за их чрезмерной строгости. «Я краснею» также говорит об отношениях с семейным наследием. Возможность превращаться в красную панду передаётся по женской линии и связывает дочку, маму, бабушку, прабабушку и других родственниц. От старшей к младшей передаются и травмы: дети принимают комплексы и нерешённые проблемы родителей.
«Молочные зубы» (2019)
Режиссёрка: Шеннон Мерфи
История любви и взросления в сине-зелёных тонах с Элайзой Сканлен (Бет из «Маленьких женщин»). Милла — шестнадцатилетняя девушка из состоятельной семьи, учится в частной школе и в свободное время играет на скрипке. Героиня влюбляется в Мозеса. Ему двадцать три, и он с ней ради дозы морфина. Родители Миллы поначалу этим отношениям не рады, но затем свыкаются — потому что Милла смертельно больна.
В «Молочных зубах» больше красоты, чем боли. Режиссёрка много работает с цветом: в кино много синих и зелёных оттенков, всё пропускается через розовые и фиолетовые фильтры. Фильм делится на несколько глав, их разделяют строчки из невидимого дневника героини. Несмотря на трагизм ситуации, фильм не слишком драматичен. Главное здесь — отношения Миллы и Мозеса, их любовная история. Поначалу она герметична и разворачивается у девушки дома, а затем выходит во внешний мир.
«Скажи что-нибудь» (1989)
Режиссёр: Кэмерон Кроу
Школьный ромком с Джоном Кьюсаком, исполняющим битбокс-серенаду. Старшеклассница Дайан получает стипендию на обучение в Великобритании и собирается переехать туда в конце лета. В последний день учёбы её зовёт на свидание парень по имени Ллойд — ничем не примечательный одноклассник и начинающий кикбоксер. Между влюблёнными встаёт классовый разрыв, а ещё отец Дайан. Он ревнует дочь и призывает её порвать с Ллойдом.
Сложные отношения с родителями, невыносимое желание переехать, первая любовь — многие темы фильма Кэмерона Кроу перекликаются с «Леди Бёрд». И сама Грета Гервиг
, что «Скажи что-нибудь» сформировал её режиссёрский язык, в том числе повлиял на её дебютный фильм. Главное сходство — в мужских образах. У парней в обоих фильмах нет желания максимально реализовать свой потенциал, им чужды мечты о карьере. Оба показательно отвергают денежные ценности. Но если герой Тимоти Шаламе в «Леди Бёрд» — претенциозный загадочный сноб, одевающийся во всё чёрное, то персонаж Джона Кьюсака из «Скажи что-нибудь» — милый и хороший парень, искренне заботящийся о своей партнёрше и в итоге заслуживший хеппи-энд.
Станьте первым, кто оставит комментарий