Смотреть
6 июля

Париж, Париж: 15 фильмов про самый романтичный город на земле

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
фильмы про париж
1

А может быть, бросить всё и уехать в Париж? От доброй пародии на Джеймса Бонда до атмосферного мюзикла с Луи Гаррелем — собрали истории, герои которых живут, любят и ненавидят в одной из самых романтичных столиц мира. Париж в них совершенно разный — открыточный, непарадный, зловещий, но всегда удивительно прекрасный.

«Любовники с Нового моста» (1991)

Режиссёр: Леос Каракс

Кадр из фильма «Любовники с Нового моста»

Алекс живёт на парижских улицах и привык проводить время с товарищами по несчастью у Нового моста. Герой зарабатывает тем, что показывает прохожим фокусы; он медленно спивается, а большую часть денег тратит на наркотики. Однажды на мосту он знакомится с молодой художницей Мишель: девушка теряет зрение и, оставив дом и друзей, переселяется на улицу. Другие бездомные недовольны новой соседкой, но Алекс убеждает их не прогонять её. Художница уговаривает Алекса позировать для портрета, и между ними вспыхивает роман, который возвращает обоим надежду.

Неожиданных сюжетных поворотов от истории ждать не стоит. Фильм напоминает экспрессионистскую картину, где каждый штрих передаёт эмоции. Герои хватаются друг за друга как за единственное спасение, их полностью поглощает любовь, меняя всю прежнюю жизнь. Так, что к переживаниям героев моментально подключаешься — не в последнюю очередь из-за актёрской игры. Витальная и порывистая Жюльетт Бинош и сурово-нежный Дени Лаван — одна из главных удач фильма. Любовь их героев цветёт в грязи, среди ожесточившихся, брошенных на произвол судьбы клошаров, и этому чувству веришь безоговорочно.

«Мулен Руж!» (2001) 

Режиссёр: Баз Лурман

На дворе 1899 год. Куртизанка Сатин поёт и танцует в знаменитом парижском кабаре «Мулен Руж». Каждый вечер она выходит на сцену, чтобы развлекать публику — местную богему, аристократов и зашедших поглазеть туристов. Хозяин кабаре настаивает: Сатин должна обольстить герцога Монро, который готов проспонсировать одну из постановок. В спектакле бедняк влюбляется в куртизанку, и их чувства взаимны; однако девушка вынуждена жить в плену у индийского князя. Сюжет повторяется наяву: Сатин теряет голову от поэта по имени Кристиан, и герцог в гневе угрожает влюблённым неприятностями. Но есть ещё одно обстоятельство, которое вот-вот разлучит Сатин и Кристиана: героиня смертельно больна.

База Лурмана не заботит аутентичность: в своей привычной манере он берёт уже существующую историю — как это было с фильмами «Ромео + Джульетта» и «Великий Гэтсби». Фабула «Мулен Руж» почти слово в слово повторяет «Травиату» и в руках режиссёра превращается в эклектичный, праздничный, китчевый мюзикл. Париж, полностью выстроенный в декорациях австралийской киностудии, расцвечивающие небо спецэффекты, парящие в воздухе танцовщицы, музыка Дэвида Боуи, Элтона Джона, Кристины Агилеры, которые тогда ещё даже не родились, — в мире Лурмана эти причудливые сочетания выглядят естественно. И конечно, не обойдётся без кипящих по-болливудски страстей: если ревность, то смертельная, если любовь, то рядом с ней обязательно прольётся кровь (причём прольётся буквально: Сатин страдает чахоткой).

«Мечтатели» (2003)

Режиссёр: Бернардо Бертолуччи 

Париж 1968 года. Молодой американец Мэттью приезжает в город по программе языкового обмена. Сутками пропадая в знаменитой парижской Синематеке вместо лекций, герой знакомится с Изабель и Тео — интеллектуалами и синефилами, которые утверждают, что они брат и сестра. Новые знакомые предлагают Мэттью переехать к ним. Пока на улицах города начинаются студенческие протесты, трое запоем смотрят старое кино, обсуждают искусство и погружаются в сексуальные эксперименты, наслаждаясь своими молодостью и красотой.  Но однажды им придётся сделать выбор: поддержать революцию или остаться в стороне.

О «Мечтателях» сказано много. И о том, как этот фильм сделал звёздами Еву Грин и Луи Гарреля, и о картинке завораживающей красоты и эротичности, и о многочисленных отсылках к дюжине культовых картин — от Годара до  Чаплина, и о смелых эпатажных героях, которые плевать хотели на мнение окружающих. Но пожалуй, самое притягательное здесь — то, что Бертолуччи удалось  одновременно и снять кино о любви, и поностальгировать о своей юности, и напомнить: ты не можешь быть вне политики, она всё равно постучит в твою дверь (или бросит камень в окно твоей спальни).

«Париж. Город мёртвых» (2014)

Режиссёр: Джон Эрик Даудл

Скарлетт продолжает дело своего отца — эксцентричного учёного, интересовавшегося алхимией и криптографией. Её отец покончил с собой, и героиня решает во что бы то ни стало исполнить его мечту и найти философский камень. По легенде, он превратит любой металл в золото и поможет  создать эликсир молодости. Поиски приводят Скарлетт в парижские катакомбы, также известные как один большой склеп: в прошлых столетиях  в попытке освободить городские кладбища власти свозили сюда человеческие останки. Заручившись поддержкой бывшего бойфренда и профессиональных проводников, девушка спускается под землю. Но кажется, мертвецы не спешат отдавать Скарлетт заветный камень.

Картина старательно пытается походить на хоррор, но от хоррора в ней разве что название. Создатели хоть и пытаются напугать нас парой-тройкой призраков и ожившими статуями, самое страшное, как водится, происходит в подсознании героев. Травмы прошлого плодят кое-что пострашнее мертвецов, и Скарлетт с компанией предстоит это понять. И, конечно, «Париж. Город мёртвых» можно смотреть как не самый плохой приключенческий фильм, местами смахивающий на гибрид «Индианы Джонса» и «Кода да Винчи». В конце концов, подземный Париж в кино мы видим нечасто.

«Париж, я люблю тебя» (2006)

Режиссёры: Альфонсо Куарон, Гас Ван Сент, Вальтер Саллес, Фредерик Обуртин, Гуриндер Чадха, Изабель Койшет, Ричард Лагравенезе, Винченцо Натали, Бруно Подалиде, Том Тыквер, Итан Коэн, Джоэл Коэн, Уэс Крэйвен, Оливье Ассайяс, Жерар Депардьё, Кристофер Дойл, Александр Пэйн

Кадр из фильма «Париж, я люблю тебя»

Однажды Гас Ван Сент, Том Тыквер, братья Коэны и ещё десяток талантливых режиссёров со всего мира собрались, чтобы написать любовное письмо Парижу. Итогом стали 18 короткометражек — забавных, абсурдных, романтичных и разбивающих сердце.

Каждая из новелл посвящена определённому парижскому округу. На мрачной городской окраине мигрантка из Латинской Америки отдаёт своего малыша в ясли и едет через весь город, чтобы нянчить чужого ребёнка и зарабатывать на жизнь. На Площади Побед героиня Жюльетт Бинош встречает таинственного ковбоя, который даёт ей ещё раз увидеться с умершим сыном. Парень и девушка, туристы из Англии, ссорятся на кладбище Пер-Лашез и собираются расстаться, но дело улаживает сам Оскар Уайльд. Истории сплетаются в причудливое пёстрое кинополотно, главный герой которого, конечно же, — Париж.

«Париж, 13-й округ» (2021)

Режиссёр: Жак Одиар

Когда-то Эмили хотела построить карьеру в балете, но в итоге работает в кол-центре. Камиль надеется написать диссертацию, но уже который год преподаёт в лицее, чтобы сводить концы с концами. А ещё ему нужен сосед по квартире — иначе аренду не потянуть. Так они с Эмили начинают жить под одной крышей, а затем и спать в одной постели. Но счастливых отношений не выходит: Камиль решает, что им с девушкой не по пути. Пока Эмили страдает, он знакомится с загадочной Норой, которая не спешит отвечать на его чувства. Троицу затягивает в водоворот тайн прошлого и внезапных открытий о собственной сексуальности. А на горизонте тем временем появляется четвёртый человек, который изменит всё.

Одиар продолжает славную французскую традицию говорить в кино на социальные темы. Герои не просто существуют в рамках любовного треугольника. Кто-то бьётся над тем, чтобы изменить условия труда для учителей. Кто-то оплакивает несложившуюся карьеру. Кто-то сталкивается с эйджизмом и домогательствами. И все они не могут назвать себя коренными парижанами. У Эмили тайваньское происхождение, Камиль — потомок африканских переселенцев, а Нора приехала в город из провинции. В Париже им приходится несладко, и именно это волнует авторов — гораздо больше, чем глянцевые виды столицы. Действие ни разу не выходит за пределы 13-го округа, где обитают иммигранты всех национальностей. Там, среди бетонных новостроек и исписанных граффити улиц, и протекает парижская жизнь, которую не увидишь на открытке.

«Все песни только о любви» (2007)

Режиссёр: Кристоф Оноре 

Кадр из фильма «Все песни только о любви»

Исмаэль встречается с Жюли, но в их отношениях есть ещё одно звено — коллега парня Алиса. Они проводят вместе дни и ночи, спорят о жизни, читают интеллектуальную литературу и ходят на вечеринки. Когда Жюли внезапно умирает, этот тройственный союз рушится. Алиса находит утешение в объятиях нового бойфренда, а Исмаэль никак не может справиться с потерей. Герой бродит по стылому осеннему Парижу, без конца вспоминая былые дни, пока одна случайная встреча не возвращает его к жизни.

Мечущийся по пустынным улицам и поющий о любви и утрате молодой Луи Гаррель — что может быть прекраснее? Четыре года спустя после прославивших его «Мечтателей» актёр вновь снимается в фильме о необычных отношениях, и опять в роли умного харизматика. Но на этот раз главное в истории не мощный политический подтекст, не вызов социальным нормам, а чувства. Проживание утраты, сменяющая отчаяние меланхолия и попытка отпустить образ любимого человека.

«Полночь в Париже» (2011)

Режиссёр: Вуди Аллен

Гил — талантливый голливудский сценарист в вечных творческих поисках. Приехав со своей невестой Инес в Париж, герой понимает, что хотел бы здесь остаться. Но не в настоящем, а в 1920-х годах, ведь именно тогда  в Париже жили и творили Эрнест Хемингуэй, Гертруда Стайн и Пабло Пикассо. В один из вечеров, поссорившись с Инес, Гил забредает в маленький переулок. Рядом с ним останавливается ретроавтомобиль, пассажиры которого приглашают его прокатиться. Владельцы машины представляются Фрэнсисом и Зельдой Фитцджеральдами — Гил и впрямь попал в прошлое. Париж начала прошлого века завораживает героя. Встречаясь за бокалом вина с Хемингуэем, режиссёром-сюрреалистом Луи Бунюэлем, художниками Полем Гогеном и Эдгаром Дега, он испытывает прилив вдохновения. А познакомившись с загадочной Адрианной, Гил теряет голову.

Живописная, нарядная и обаятельная, «Полночь в Париже» не оставляет шанса не влюбиться во французскую столицу. Несложный, местами предсказуемый сюжет этому не мешает и с лихвой компенсируется историей главного героя. Гил в исполнении Оуэна Уилсона, комедийного актёра с грустными глазами, ностальгирует по эпохе, которую никогда не видел. И очень точно попадает в типаж вудиалленовского безнадёжного романтика. На сей раз романтику предстоит постичь простую горькую истину: хорошо там, где нас нет.

«Париж глазами шести» (1965)

Режиссёры: Жан Душе, Жан Руш, Жан-Даниэль Поле, Эрик Ромер, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль

Кадр фильма «Париж глазами шести»

Ещё одно любовное письмо Парижу — на этот раз снятое исключительно французами. Все они принадлежали (или были близки) к новой волне — свободному и открытому к экспериментам поколению режиссёров. Представители новой волны устали от диктата больших студий и принципиально создавали иное кино — независимое, малобюджетное, зачастую сами сочиняя сценарий и меняя его по ходу работы. 

«Париж глазами шести» — шесть зарисовок о парижской жизни, то трагичных, то комичных и всегда очень настоящих. Благодаря почти документальной съёмке грань между вымыслом и правдой стирается, и камера приглашает зрителя взглянуть, чем живут и дышат обитатели разных районов города — от романтичного Сен-Жермен-де-Пре до творческого Монпарнаса. И не так уж важно, что их истории выдуманы. Чёрно-белый Париж 60-х, да ещё увиденный глазами лучших французских кинематографистов, — более чем веская причина для просмотра.

«Амели» (2001)

Режиссёр: Жан-Пьер Жёне

Амели Пулен живёт в маленькой квартире на парижском Монмартре и работает официанткой. Тихая одинокая девушка умеет находить радости в самых простых вещах вроде пускания «блинчиков» по воде канала Сен-Мартен. Амели интересует то, что и в голову не пришло бы другим: например, сколько взмахов крыльев делает муха, приземлившаяся на улице Сен-Венсан, или сколько пар в округе испытывают оргазм, пока героиня смотрит в окно. Амели нравится менять жизнь окружающих к лучшему — но все добрые дела она делает тайком.

Рассказывать об «Амели» — задача не из лёгких. Картина соткана из крошечных зарисовок о том, как героиня помогает другим людям. Устраивает личную жизнь завсегдатая кафе, приносит немолодому парижанину коробку с его давно потерянными детскими игрушками, крадёт из отцовского сквера фигуру гнома, чтобы отец наконец поехал посмотреть мир. Единственная сквозная история здесь — романтическая линия Амели и молодого человека по имени Нино. Девушка превращает их историю в затейливую игру-квест, пройдя которую влюблённые наконец встретятся — а до этого обменяются лишь парой слов. В какой-то момент «Амели» стала неофициальным символом Парижа, а местные гиды начали с гордостью водить туристов по местам Амели Пулен. Культурное влияние фильма и правда велико и шагнуло далеко за пределы одной страны. Например, не будь на свете «Амели», вряд ли бы мы знали Уэса Андерсона с его странной чудаковатой вселенной.

«На последнем дыхании» (1960)

Режиссёр: Жан-Люк Годар 

Парижанин Мишель живёт каждый день так, как будто он последний, и больше всего ценит свободу. Он шутит остроумные шутки, пародирует стиль голливудской иконы Хамфри Богарта и проводит дни в постели со своей девушкой, американской студенткой Патрисией. В свободное время Мишель занимается угоном дорогих машин и совершенно не переживает по этому поводу. Однажды, чтобы избежать лишних расспросов, герой убивает полицейского. Теперь им с Патрисией нужно бежать — желательно в другую страну. Но полиция уже напала на след Мишеля.

Представитель французской новой волны Жан-Люк Годар в своей дебютной работе размышляет о свободе — Париж 60-х в принципе немыслим без таких разговоров. По-настоящему ли свободен Мишель? Он без колебаний нарушает закон, но свободен ли он внутри? Или этот авантюризм — лишь игра? А что Патрисия — она действительно так независима, как об этом говорит? И может ли быть так, что в воре и убийце куда больше честности, чем в благонравных окружающих? Годар предлагает нам ответить на эти вопросы, пока Жан-Поль Бельмондо в компании музы новой волны Джин Сиберг разъезжает по парижским улицам, глядя прямо в камеру и разрушая «четвёртую стену».

«Любите ли вы Брамса?» (1961)

Режиссёр: Анатоль Литвак

Кадр из фильма «Любите ли вы Брамса?»

Поле чуть за сорок, у неё успешный дизайнерский бизнес и безнадёжные отношения с давним возлюбленным Роже, который постоянно ей изменяет. Когда случай сводит Полу с Филиппом, сыном одной из своих клиенток, молодой человек заявляет, что без ума от героини. Пусть Полу не смущает пятнадцатилетняя разница в возрасте, он готов любить её страстно и без оглядки, доверительно сообщает Филипп. Полу покоряет этот искренний порыв, она отвечает ему взаимностью и впервые за долгое время чувствует себя счастливой. Однако вскоре наивность и слепое обожание Филиппа начинают её раздражать.

В основу фильма лёг одноимённый роман Франсуазы Саган. И хотя книги Саган критики считали в лучшем случае посредственными, их экранизации часто входили в историю кино. После успешной картины «Здравствуй, грусть» от «Любите ли вы Брамса» ожидали не меньшего, и фильм не подвёл. Простенький сюжет — он, она и ещё один мужчина — отходит на второй план каждый раз, когда на экране появляется Ингрид Бергман со своей точной и психологичной игрой (а были ли у актрисы вообще неудачные роли?). Ив Монтан в образе стареющего плейбоя и юный Энтони Перкинс в роли чувственного восторжённого поклонника — под стать Бергман. И отдельное удовольствие — виды дождливого Парижа с площадями, садами и столиками уличных кафе, где преданный Филипп ждёт Полу.

«Фантомас» (1964)

Режиссёр: Андре Юнебель

Кадр из фильма «Фантомас»

В начале XX века писатели Марсель Аллен и Пьер Сувестр придумали Фантомаса — гениального неуловимого преступника «без лица», который наводил шороху на весь Париж. Сначала Фантомас «жил» на страницах приключенческих романов (Аллен и Сувестр написали их несколько десятков), а потом шагнул на большой экран. «Фантомас» Андре Юнебеля — далеко не первая, но, пожалуй, самая известная экранизация его истории. Главные роли исполнили одинаково обожаемые французами звёзды. Жан Маре сыграл Фантомаса, а Луи де Фюнес — комиссара Жюва, полицейского, которому удалось напасть на его след. Фильм стал первой частью трилогии о Фантомасе.

Амбициозный неунывающий комиссар Жюв обеспокоен тем, что Фантомаса никак не удаётся поймать. Преступник мастерски скрывает улики и раз за разом перекладывает вину на случайных людей. Когда Фандора, журналиста местной газеты, не верящего в существование Фантомаса, похищают, дело принимает серьёзный оборот. Жюв вооружается помощью девушки Фандора Элен и начинает своё расследование. На этом пути героя ждут трудные и очень зрелищные драки и погони и очень много комических ситуаций. Удержаться от улыбки невозможно: так точно фильм пародирует кино о крутых полицейских и небезызвестного агента 007.

«Дамы Булонского леса» (1945)

Режиссёр: Робер Брессон

Кадр из фильма «Дамы Булонского леса»

Светская львица Элен переживает, что её возлюбленный Жан к ней охладел. Чтобы проверить, так ли это, она предлагает Жану расстаться, и тот, к её разочарованию, с энтузиазмом соглашается. Когда в Париж приезжает старая подруга Элен, у героини созревает план мести Жану. Подруга с дочерью Аньес оказались на грани разорения, и Аньес вынуждена торговать своим телом. Элен расплачивается с долгами семьи и будто бы случайно знакомит девушку с бывшим партнёром. А когда между Аньес и Жаном возникают чувства и пара планирует свадьбу, Элен наносит решающий удар.

Вольная экранизация романа Дени Дидро «Жак-фаталист и его хозяин», «Дамы Булонского леса» отнюдь не похожи на обычную мелодраму — несмотря на очень мелодраматичный сюжет. Известному своим лаконичным и даже сухим стилем Роберу Брессону была куда интереснее моральная составляющая истории — как респектабельная тонко чувствующая светская дама вдруг совершает низкий поступок и решает опорочить другого человека? Как любящая мать вынуждает дочь заниматься секс-работой? Брессон считает, что у каждого человека есть вторая личина. Ему вторит соавтор сценария, Жан Кокто — драматург-интеллектуал, обожающий жутковатые сказки. Кокто написал для фильма диалоги — изысканные, странные, намекающие на то, что в людях всегда скрыто что-то дьявольское.

«Жюль и Джим» (1962)

Режиссёр: Франсуа Трюффо

Кадр из фильма «Жюль и Джим»

В Париже накануне Первой мировой два друга, австриец Жюль и француз Джим встречают Катрин и мгновенно в неё влюбляются. Девушка ведёт себя так, словно ей небезразличны сразу оба. Закоренелый сердцеед Джим благородно уступает своему сентиментальному романтичному другу. Дружба парней выдерживает испытание и войной, где они оказываются по разные стороны баррикад, и ревностью. Джим навещает Жюля и Катрин дома, знакомится с их маленькой дочкой и скоро становится частью семьи. Однако долго идиллия не продлится. Катрин тесно в этом узком кругу, она рвётся на свободу и превращает жизни друзей в кошмар.

«Мечтатели» не первая история о замысловатом любовном треугольнике. Не будь «Жюля и Джима», не было бы и фильма Бертолуччи с опасными играми, в которые играют главные герои, раня друг друга. Изабель Евы Грин — совершенно точно потомок Катрин в исполнении звезды французской новой волны Жанны Моро. Героиня Моро, которую режиссёр назначает одновременно и femme fatale, испытывает социальные нормы на прочность. Противоречивая, сложная, жестокая, Катрин не желает жить «как все», исследует свою сексуальную свободу, добавляя к их треугольнику всё новые и новые углы. И точно так же, как в «Мечтателях», в хрупкую замкнутую жизнь героев вторгается внешний мир, несущий разрушение. Сначала война, показанная страшными хроникальными вставками, а потом и приход к власти нацистов.

Комментарии
Anastasia Reberg
10.07.24 12:37
Я хоть люблю тему путешествий во времени, но Полночь в Париже почему то вообще не понравился. Может просто творчество Вуди Аллена - не моё?
Что ещё посмотреть