«Поступив во ВГИК, она ходила по Москве и писала на заборах слово „кино“. Её ученичество пришлось на конец 1980-х. Тогда все писали на заборах это слово. Но только одна Литвинова не имела в виду рок-группу», — написал о Ренате Литвиновой в The Hollywood Reporter Алексей Васильев. Она стала настоящей дивой российского кинематографа. Литвинова и актриса, и сценаристка, и режиссёр. Причём часто она сочетает в одном фильме все три роли. Собрали для вас фильмы Ренаты Литвиновой.
«Нет смерти для меня» (2000)
Рената Литвинова взяла интервью у культовых советских актрис: Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой, Веры Васильевой. К моменту съёмок фильма они уже почти не снимались в кино. Одни добровольно стали затворницами, о других просто забыли. Литвинова спрашивает актрис об их жизни, работе, любви и сожалениях, сопровождая фильм своими комментариями и выводами. Она постаралась представить своих героинь одновременно музами советской эпохи и живыми женщинами со своими слабостями и радостями.
Позже Литвинова поделилась впечатлениями о съёмках: «В финале наших съёмок мы говорили о мечте — и все мечтали знаете о чём? О роли. Вы не поверите! Ничего им не надо было, только роль. Представляете? Какие мы проклятые все — в кино и театре».
«Богиня: как я полюбила» (2004)
Этот фильм стал первым опытом Ренаты Литвиновой в игровом кино. Главная героиня Фаина работает следователем в милиции. Описывают её так: «Одета кое-как. В желудке растворимый кофе и сосиски. Истёртый коврик под кроватью... Молодость прошла, и это тело никогда вкусно не ело, не спало, не загорало, а только мёрзло и ходило под дождём». Фаина никого не любит и потому не любит даже себя. Она спит за рабочим столом, а в постели по вечерам пьёт коньяк. Её единственной компанией становится призрак матери, который то и дело приходит к ней во снах.
Однажды к Фаине случайно попадает дело о загадочном исчезновении девочки. Её ищут уже год. В отделе все советуют героине отказаться от расследования. Никто уже не верит, что ребёнок жив. Но Фаина чувствует, что это не так. Она продолжает искать девочку, параллельно пытаясь справиться с личными переживаниями.
«Последняя сказка Риты» (2012)
В этом фильме Рената Литвинова играет саму Смерть. Она рассказывает историю одной из своих подопечных — Риты Готье. Перед тем как забрать её душу, Смерть решает наполнить последние дни Готье чем-то особенным. Чтобы быть ближе к ней, Смерть устраивается работать сотрудницей морга в больницу, где лежит Рита. А чтобы её никто не раскрыл, героиня принимает, по её мнению, правила игры земных жителей: много выпивает и не отказывает мужчинам. Постепенно Смерть знакомится с Готье, а также с другой женщиной — врачом больницы Надей. Она настолько насмотрелась на страдания пациентов, что совсем утратила любовь. Ей Смерть тоже решает помочь. Общаясь с Надей и Ритой, Смерть не замечает, как начинает по-настоящему очеловечиваться.
Рита Готье — героиня ранних работ Литвиновой. Она написала о ней новеллу ещё во время учёбы во ВГИКе под видом сценарной курсовой. Фамилию Готье она позаимствовала у своей участковой.
«Девушка с коробкой» (2013)
25-минутная короткометражка Ренаты Литвиновой. Это вольная интерпретация сказки о Золушке. Золушка в этом фильме — молодая курьерша Любочка Орлова. Ей поручают отвезти важной клиентке в Ленинград коробку с платьем модельера Александра Терехова. Любочка принимает заказ и садится на поезд «Красная стрела». По дороге девушка не выдерживает и вскрывает коробку. Увиденное платье так ей нравится, что Любочка тут же примеряет его. В этот момент её замечает сам модельер Терехов, который едет на том же поезде. Он тут же влюбляется в очаровательную незнакомку.
Фильм снят в стиле немого кино. Весь хронометраж сопровождает музыка, а слова героев показывают на отдельных слайдах. Название фильма Рената Литвинова позаимствовала из дебютной кинокартины Бориса Барнета, снятой в 1927 году.
«Петербург. Только по любви» (2016)
Это киноальманах из семи независимых новелл. У каждой была своя команда актёров, режиссёров, сценаристов и операторов. Фильм примечателен тем, что режиссёрами выступили только женщины: Рената Литвинова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Оксана Бычкова, Наталья Кудряшова, Анна Пармас, Авдотья Смирнова. Все истории объединяют темы любви главных героев и любви к Петербургу.
Рената Литвинова сняла новеллу «Сны Иосифа». По сюжету в Ленинград 1964 года из будущего прибывает группа петербургских физиков-поэтов. Они притворяются съёмочной группой, чтобы обмануть советский суд и выкрасть из зала заседания поэта Иосифа Бродского. Его собираются судить за «тунеядство», а по факту — из-за публикации статьи «Окололитературный трутень».
«Северный ветер» (2020)
Фильм вырос из одноимённой пьесы Литвиновой, хотя она сильно переписала сценарий, перенося историю на экран. «Северный ветер», по мнению некоторых кинокритиков, превратил Ренату Литвинову из чудаковатой дивы в звезду нашего периода. Она посвятила его памяти кинорежиссёра Киры Муратовой.
Сюжет фильма рассказывает о влиятельном клане женщин, правящих на территории Северных полей. Они были настолько всесильны, что любое их желание исполнялось, и даже в сутках у них было на один час больше. Но однажды в клане начался хаос. Внезапно умирает невеста наследника влиятельного Северного клана. Он решает жениться на сестре умершей. Но юноша не любит свою новую избранницу, и впоследствии это приводит к несчастьям для всей семьи.
«Скромное обаяние волшебников» (2021)
По сути, это фильм-промо. Рената Литвинова сняла короткометражку «Скромное обаяние волшебников» для модного дома Gucci. Для её создания она пригласила Софью Эрнст, Татьяну Пилецкую, Викторию Мирошниченко. И это только часть имён. Одну из главных ролей исполнила дочь Ренаты Литвиновой Ульяна.
По сюжету семья волшебников собирается на торжественном ужине. Волшебники загадывают и записывают самые сокровенные желания. Считается, чтобы они исполнились, нужно положить их в сумочку. Но на самом деле всё работает, конечно, не так. Сюжет фильма плавно и красиво подводит зрителя к главной мысли: «Если у вас есть желания, то просить их исполнения вы можете только у самих себя».