Марк «российский Тимоти Шаламе» Эйдельштейн снимается и в инди-проектах, и в большом кино. Кажется, голливудская карьера этого парня вот-вот стартует в космос. В 2024 году вместе с Юрой Борисовым он сыграл в «Аноре». Фильм получил главный приз в Каннах и, по слухам, претендует на «Оскар». А недавно стало известно, что Эйдельштейн снимется в главной роли в сериале Amazon «Мистер и миссис Смит». Радуемся за Марка и вспоминаем его заметные роли.
«Страна Саша» (2022)
Режиссёрка: Юлия Трофимова
Лето в приморском городке. Позади выпускные экзамены, а Саша ещё не решил, куда поступать. Он всеми силами избегает выбора. Не знает, чем хочет заниматься в жизни. Не знает, готов ли всерьёз с кем-то встречаться, — хотя подруга детства давно в него влюблена. Может, это всё из-за того, что в раннем детстве его оставил отец? Саша хочет во что бы то ни стало его найти. А когда у кабинета психотерапевта герой случайно знакомится с ровесницей Женей (Мария Мацель), его решимость крепнет. Стеснительная девушка тем не менее первой заводит с ним разговор. Сашу и Женю ждёт удивительное лето первой любви и внезапных открытий о себе и друг о друге.
Тихое и нежное кино о том, каково это — взрослеть. Фильм — экранизация одноимённого янг-эдалт-романа Галы Узрютовой. Заметно, что Эйдельштейн почти ровесник своего героя и что Саша ему близок. Очень уж убедительно сыграны страхи и переживания семнадцатилетних. Сепарация от матери, первые попытки романтических отношений, разочарования. Влюбившись в Женю, Саша узнаёт, насколько непостижим другой человек, даже тот, кто стал важнее всех. Не иначе другая страна. Очень знакомо. Несмотря на сентиментально-минорное настроение, в картине есть место искреннему смеху. Как не улыбнуться, глядя, как герой шутливо отчитывает маму, тайком курящую в форточку? Их связь не то чтобы детско-родительская, а скорее из-за небольшой разницы в возрасте дружеская. Но при этом настоящая и трогательная.
Сериал «Смычок» (2022)
Шоураннеры: Евгений Израйлит, Александр Талл
Юный скрипач Сеня приезжает в Петербург из Пятигорска учиться в престижной консерватории. Он планирует посвятить ближайшие годы классической музыке. Кроме искусства, Сеню не волнует ничего. Но на свою беду, в поезде герой знакомится с девушкой, которая изменит его жизнь навсегда. Парень думает, что это любовь, но девушка использует Сеню как наркокурьера. В один миг музыканта впутывают в этот нелегальный бизнес. Теперь он должен огромную сумму серьёзным людям. И вот уже учёба в консерватории далеко не на первом месте. Сеня бегает по дворам, прячет и находит закладки и не может остановиться, даже вернув долг.
Ангельская внешность Эйдельштейна пришлась здесь как нельзя кстати. Тем сильнее контраст между миром высокого и тёмным миром, в котором завяз Сеня. Восторженный художник становится кладменом и обрастает панцирем цинизма — впечатляющее преображение. Музыки как таковой здесь немного. Она выступает своеобразным интермеццо между основными партиями. А в них разыгрываются хоть и не новые, но страшные сюжеты. Борьба высокого и низкого, искусства и денег, духа и плоти. С одной стороны — соблазны большого города в виде лёгкого заработка и головокружительно красивых девушек. С другой — большая светлая мечта. И в лучших традициях сериала «Во все тяжкие» борьба измотает героя до предела. Приятный бонус — звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев в роли бедового напарника Сени по нехорошему бизнесу.
«Праведник» (2023)
Режиссёр: Сергей Урсуляк
В Беларуси 1942 года нацистские оккупанты истребляют жителей еврейского гетто. Семья Моше Таля (Марк Эйдельштейн) вынуждена разделиться. Моше с сестрёнкой Мириам наудачу отправляют в лес к партизанам. Там у них будет шанс выжить. Родители и другие братья и сёстры остаются в гетто, чтобы принять смерть. В лесу Моше, Мириам и ещё сотни евреев находят отряд капитана Киселёва (Александр Яценко), который может вывести их за линию фронта. Много лет спустя уже пожилого Моше разыскивает Институт катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» Израильский государственный национальный мемориал Холокоста. Находится в Иерусалиме . Его просят рассказать о подвиге Николая Киселёва. Капитана хотят наградить званием праведника народов мира. Его присваивают нееврееям, спасавшим евреев в годы оккупации. Но Моше наотрез отказывается говорить о Киселёве.
Историческое кинополотно от мастера эпических полотен Сергея Урсуляка («Ликвидация», «Тихий Дон»). На этот раз — на чувствительную тему Холокоста. Неидеальный драматургически (чувствуется, режиссёру тесно в формате полнометражки), фильм берёт другим. Историей, рассказанной с любовью к еврейскому народу — без карикатуры и неуместных шуток. Далеко не каждый проект может таким похвастаться. Предельно простыми, но отлично работающими символами. Милые семейные снимки чередуются со страшными кадрами убитых людей, сделанными нацистским фотографом-любителем. Золотую астролябию инструмент для определения положения звёзд со звездой Давида, фамильную реликвию семьи Таль, в трудную минуту обменяют на мешок сахара. Из этих деталей складывается полотно, страшное и душеспасительное одновременно. О мучительном выборе, прощении и надежде на чудо. Замечательный актёрский состав вдыхает в него жизнь. Возможно, это и не самая выдающаяся роль Эйдельштейна. Однако в компании Александра Яценко и других звёзд — от Константина Хабенского до Чулпан Хаматовой — актёр не теряется.
«Сто лет тому вперёд» (2024)
Режиссёр: Александр Андрющенко
Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) живёт в нашем настоящем. У парня повседневные радости в виде видеоигр и заботы вроде вероятности получить подзатыльник от главного хулигана класса. Алиса Селезнёва (Дарья Верещагина) живёт в ультрасовременном будущем, где победили технологии. Между ними сто лет, и всё же однажды они пересекаются. Коля находит в школьной подсобке странный девайс и... переносится в мир Алисы. Больше всего на свете девушка мечтает отыскать свою мать Киру. Та была отважной воительницей и, говорят, пала в битве с космическими пиратами. Но Алиса считает, что мама просто застряла в другом временном измерении. Значит, её можно спасти. Поможет ей в этом Коля. Но космические пираты не дремлют и уже открыли за ребятами охоту.
Фильм снят по мотивам повестей Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» и «Путешествие Алисы». Впрочем, авторы настаивают, что это ни в коем случае не ремейк легендарной советской «Гостьи из будущего». Историю переосмыслили, оставив общую сюжетную канву. Фильм от души начинили отсылками к западным комиксам — от «Мстителей» до «Стражей Галактики» — пополам с актуальными мемами. Картина без стеснения кивает в сторону крупнобюджетных зрительских хитов вроде «Притяжения» и использует все чудеса современной компьютерной графики. Наверное, только ленивый не пошутил, как похорошела Москва из будущего. Главное изменение касается отношений Алисы и Коли. Они не дети, а почти взрослые школьники. Поэтому любовная линия между ними естественна. Держится она не только на химии Марка Эйдельштейна и Дарьи Верещагиной. У каждого из них — свой непростой и глубокий сюжет, свои травмы и потери. И однажды эти сюжеты встречаются. Ну а поклонников мейнстрима порадуют два главных злодея фильма, космические пираты Весельчак У и Глот. Их сыграли Александр Петров и Юра Борисов. Роль брутально-нелепого У будто выглядит как тот самый звёздный час для Петрова. Персонаж Борисова — ни дать ни взять брат Волан-де-Морта, зло в человеческой оболочке.
«Анора» (2024)
Режиссёр: Шон Бэйкер
Танцовщица стриптиза из Бруклина Эни (Майки Мэдисон) подрабатывает эскортом, чтобы сводить концы с концами. Когда к ним в клуб заглядывает сын российского олигарха Ваня (Марк Эйдельштейн), девушка вытягивает счастливый билет. По крайней мере, поначалу всё выглядит один в один как в «Красотке». Ваня приглашает героиню стать его девушкой на неделю. Пара будет веселиться на вечеринках и много заниматься сексом. А потом Эни ещё и заплатят. Симпатизируя парню, девушка соглашается. Неделю спустя Ваня делает ход конём и предлагает Эни пожениться. Так он сможет подольше остаться в Штатах и заодно насолить отцу, который хочет заставить его делать ужасное — работать. Узнав о свадьбе со стриптизёршей, родители Вани приходят в ярость. Они спешно вылетают за непутёвым сыном в Нью-Йорк, чтобы расстроить брак. Эни, однако, не сдаётся.
Фильм, получивший главный приз в Каннах и прославивший российских актёров в Голливуде. Вместе с Эйдельштейном здесь снялся Юра Борисов, сыграв грубоватого с виду, но эмпатичного гопника. В персонаже Марка много «воды»: его характер в основном держится на диалогах. Однако, как знать, может быть, Шон Бэйкер именно этого и добивался — образа многословного избалованного мажора. В любом случае в роли инфантильной маленькой сволочи Эйдельштейн чудо как органичен. Как и Майки Мэдисон в образе девчонки, хватающей судьбу за хвост. Конец у сказки вовсе не сказочный, а принц обратится в чудовище задолго до него. Отрезвляюще-горькая и чувственная финальная сцена с Борисовым и Мэдисон — наверное, лучшая в картине. Не только в сценарном смысле. Здесь смешались отчаяние, благодарность, желание почувствовать себя любимым и нужным. Всё то, что персонажи не умели выразить словами.
Сериал «Монастырь» (2022)
Шоураннеры: Александра Ремизова, Александр Молочников
Тусовщица Маша (Анастасия Ивлеева) не привыкла работать. А вот отдыхать и веселиться очень даже любит. Однажды веселье заходит слишком далеко. Наутро после вечеринки по Сети гуляют откровенные кадры с участием Маши, её замужней подруги и нескольких незнакомцев. Не обошлось без запрещённых веществ. Теперь девушке нужно залечь на дно. От безысходности героиня забредает в... монастырь. Местные обитатели ей не рады, но настоятель отец Варсонофий (Филипп Янковский) берёт Машу под крыло. Пока героиня осваивается в диковинном асектичном мире молитв, келий и строгих послушаний, в неё беззаветно влюбляется сын настоятеля Юра (Марк Эйдельштейн).
Бодрое и обстоятельное путешествие от неверия к вере с совершенно не стыдной актёрской игрой Анастасии Ивлеевой. Вот уж от кого никак не ждёшь. Первые пару часов хронометража ловишь себя на мысли, что смотришь своеобразное продолжение «Орла и решки». Только вместо дальних далей ведущая рванула в вологодский монастырь. Но к середине перформанс становится похожим на правду. Разумеется, актрисе сильно повезло с экранными партнёрами. Очень уж хорош Янковский в роли мудрого священника, когда-то по веской причине оставившего мирскую жизнь. Эйдельштейн в образе невинного юноши, раздираемого вполне понятными для возраста желаниями, не отстаёт. Говорить о религии в нынешних реалиях — та ещё задачка. Уже поэтому создателей стоит похвалить за то, что разговор получился вдумчивым и без ненужного заискивания.
«Наступит лето» (2024)
Режиссёр: Кирилл Султанов
Выпускник детдома Никита (Микита Воронов) ввязывается в криминальные дела. Чтобы не попасться полиции, герой бежит из родного провинциального городка в Москву. Здесь он хватается за любую работу и снимает комнату в тёмной негостеприимной квартире. Соседкой Никиты оказывается странноватая Саша (Тина Стойилкович). Парень знает о Саше три вещи: она принимает какой-то сильнодействующий препарат, у неё проблемы со сном и страсть к громкой музыке. На вечеринке у общих знакомых Никита встречает выходца из богатой семьи Дэна (Марк Эйдельштейн). Тот напропалую тусуется и тратит деньги из большого родительского наследства. Дэн предлагает детдомовцу стать его другом и вводит в свой круг. Но в какой-то момент Никите придётся заплатить за это слишком большую цену. И без участия Саши здесь не обойдётся.
Стильный эстетский неонуар с красивыми отсылками к американскому и европейскому старому кино. Сразу и не скажешь, что для режиссёра это дебют. Монохромные герои сталкиваются с традиционными для жанра проблемами. Мрачное прошлое призраком следует за главным героем, а окружающий мир жесток, и он вот-вот готов в нём разочароваться. За жестокость в истории отвечает герой Эйдельштейна — надменный парень, уверенный в том, что ему всё можно. Его Дэн — не просто потерявший голову от денег мажор, а любитель циничных изощрённых игр с людьми. Вопрос в том, готов ли к этим играм Никита. И если готов, не обречён ли на провал. В нуаре ведь хеппи-эндов не бывает.
«Надо снимать фильмы о любви» (2024)
Режиссёр: Роман Михайлов
Съёмочная группа — режиссёр Роман, актёры Марк, Маша, Чингиз и Саша — прилетает в индийский город Варанси делать кино. После смен на площадке герои бесконечно бродят по древним грязным улочкам в надежде поймать просветление (как-никак, место обязывает). Во время одной из прогулок Марк знакомится с русской девушкой Светой. Вскоре они начинают встречаться. Ничто не в силах их разлучить — ни жёсткий график съёмок, ни вебкам-видео якобы с участием девушки, которое Марку подсовывает приятель. Но когда Марк просит режиссёра дать Свете какую-нибудь роль в картине, тот отказывает. Света бесследно исчезает.
Фильм о том, как снимается фильм, — любимая забава кинематографистов. Достаточно опасная, потому что заигрывает с не всем понятной темой — закулисьем съёмок. Однако авторы искусно обходят это препятствие, выбрав жанр мокьюментари жанр игрового кино, которому присущи имитация документальности . Фокус в том, что актёры играют будто бы самих себя, но в то же время совсем других персонажей. Действие происходит взаправду, но сказать, сколько здесь этой самой «взаправды», трудно. Марк Эйдельштейн в роли будто бы самого себя действительно встретил на съёмках девушку? А режиссёр Роман Михайлов в роли режиссёра Романа действительно всю дорогу рассказывал истории о своих индийских похождениях? Граница между правдой и вымыслом размывается. Хотя, конечно, какие-то реальные детали опознать удаётся. Например, Индия здесь всамделишная. Команда ездила сюда снимать предыдущий фильм Михайлова «Жар-птица». Рэпер Хаски, мелькающий где-то на заднем плане, тоже вполне настоящий. Остальное спорно. Но в чём сомнений нет — это действительно кино о любви. Романтической, дружеской, любви к искусству, в конце концов.
Сериал «Фарма» (2024)
Шоураннеры: Артём Косов, Артём Куликов, Юрий Патренин
У Антона миодистрофия — генетическое заболевание, при котором постепенно отказывают мышцы. В свои восемнадцать лет он уже передвигается на коляске. Парень не унывает: слушает музыку, пишет рэп, где иронизирует над тем, что может умереть. Родителям и старшему брату Антона Михе не до песен. Они пытаются выбить у Минздрава дорогущее лекарство. Минздрав, понятное дело, сопротивляется, но вот-вот должен сдаться. И вот на решающей финальной комиссии ушлая чиновница отказывает семье в помощи. Антон флегматично сообщает, что скоро отправится на кладбище. Но Миха (Никита Павленко) не собирается дать брату умереть и призывает на помощь пацанов с района. В предприимчивых головах рождается сразу несколько вариантов. Распродать имущество, ограбить криминального авторитета и даже... создать подпольную лабораторию и изготовить лекарство самим.
Казалось, сравнений с «Во все тяжкие» не избежать, но два сериала похожи лишь поверхностно. «Фарма» легче, веселее и почти лишена мрачного циничного юмора висельника. Это скорее драйвовые зарисовки из приключений преступников поневоле, чем история о распаде души. Сюжетные линии не всегда мэтчатся друг с другом и нередко проседают в динамике. Главную скрипку играет брат героя. Гопник с благородным сердцем, Миха вышел наименее карикатурным из всей компании. Его приятели — мажор-сердцеед, мелкий воришка и химик-любитель (по совместительству наркоман), увы, так и остались на уровне скетчей. Так что история держится главным образом на герое Павленко — суровом, но очень чувствительном парне, который до чёртиков боится потерять младшего брата. Герою Эйдельштейна места отвели поменьше. Но и его переживания показать получилось — тревогу за смутное будущее, творческие амбиции и влюблённость «не в ту» девушку. С ролью неизлечимо больного парня, который просто хочет обычной жизни, актёр справился.
«Надеждозаписывающая студия» (2023)
Режиссёр: Марк Эйдельштейн
Ещё одно мокьюментари и режиссёрский дебют Эйдельштейна с Эйдельштейном в одной из ролей. Короткометражка, снятая специально к 20-летию Кинопоиска двадцатилетними актёрами. Что символично, идёт ровно 20 минут. Марк, Влад Коноплёв (звезда сериала «Король и Шут») и Лиза Ищенко (сериал «Алиса не может ждать») в подкаст-студии обсуждают с блогером Стасом Круглицким, что такое быть молодым в кино. Ранняя слава, страх застрять в одном образе, страх что-то не успеть. В программе также закадровые сцены со съёмок. Такое вот метапослание.
Боится ли Влад, что роль Князя в «КиШ» останется его единственной заметной работой? Каково Лизе в образе вечно жизнерадостной девчонки? Ей не говорили, что этот образ её портит? Марка не пугает, что концовка фильма никак не получается? Может, и нет у него никакого режиссёрского таланта? Ведущий засыпает героев вопросами, которые так и норовят ужалить. Герои отбиваются от провокаций, теряют терпение и всё же пытаются выдать честный ответ. Или не пытаются? Всё-таки перед нами псевдодокументальная история. Поэтому как знать, отвечал ли Эйдельштейн искренне на вопрос про «обидное» сравнение с Тимоти Шаламе.