Смотреть
3 августа 2023

Не просто Кен: 11 фильмов с Райаном Гослингом

Трогательное драмеди, захватывающий триллер и мощная антиутопия.

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
фильмы с райяном гослингом
2

Роль Кена в «Барби» называют одной из лучших в карьере Райана Гослинга. За неё ему уже пророчат «Оскар». Но Райан сыграл не одного яркого персонажа. От мрачной социальной драмы до полицейского бадди-муви и обаятельного ромкома — сделали подборку популярных и неочевидных фильмов с актёром.

«Отсчёт убийств», 2002 год

Режиссёр: Барбе Шрёдер

Старшеклассники Ричард (Райан Гослинг) и Джастин (Майкл Питт) вынашивают преступный замысел. Они собираются провернуть идеальное преступление — убить человека так, чтобы никто и никогда этого не раскрыл. Герои осуществляют задуманное и ловко подбрасывают другому человеку фальшивые улики. Когда местная полиция обнаруживает в канаве труп девушки, за дело берётся талантливая полицейская Кэсси (Сандра Буллок). Ричард и Джастин оказываются под подозрением. Но доказать их вину оказывается непросто.

«Отсчёт убийств» основан на  одной из самых знаменитых тру-крайм-историй Америки. В 20-е годы двое подростков точно так же похитили на улице и убили случайную девушку. Действие фильма перенесено в нулевые. И это гораздо больше, чем просто криминальная картина. К середине фильма «Отсчёт» набирает обороты и превращается в схватку добра со злом. Кэсси бьётся в попытке наказать преступников. Но закон парадоксальным образом не даёт ей этого сделать, ведь у неё нет достаточных доказательств. Джастин и Ричард всеми силами пытаются уйти от ответа. Это превращается для них в остросюжетную психологическую игру. Герои с упоением в неё включаются. И в какой-то момент становятся буквально одержимы злом. Они будто разыгрывают вечный раскольниковский сюжет и решают, кто достоин жить, а кому суждено умереть. Берут друг друга «на слабо», проверяя, кто способен зайти дальше. И от этого жуткого зрелища бегут мурашки.

«Дневник памяти», 2004 год

Режиссёр: Ник Кассаветис

Дочь состоятельных буржуа Элли (Рэйчел Макадамс) и простой рабочий парень Ной (Райан Гослинг) встречаются накануне Второй мировой. Летний роман перерастает в настоящую любовь. Однако родителей Элли не устраивает выбор дочери. Они разлучают влюблённых. Вернувшись с войны, Ной одиноко живёт в своём доме. Элли тем временем планирует свадьбу с красавцем-офицером. Случай сводит их вновь. Позднее эту историю прочитает из собственной записной книжки пожилой мужчина своей спутнице в доме престарелых. У женщины болезнь Альцгеймера, она не помнит прошлого. В героях зритель узнает Ноя и Элли.

В нулевые над «Дневником памяти» не плакали разве что люди с совсем чёрствым сердцем. Снятый по книге мастера «сентиментального» романа Николаса Спаркса фильм к этому располагал. Здесь есть все полагающиеся такой истории атрибуты — и пронзительная любовная линия, и коварная семья, вставшая на пути счастья влюблённых, и неизлечимая болезнь. В картине много жанровых клише. Гослинг играет упрямого романтика, решившего во что бы то ни стало добиться девушки. А Макадамс — типичную дочь богатых родителей. Из сегодняшнего дня это выглядит слегка наивно. Но фильм точно стоит посмотреть (или в двадцатый раз пересмотреть) тем, кто соскучился по простым и трогательным сюжетам. А ещё ради осязаемой химии в актёрском дуэте Райана и Рэйчел. Кстати, они даже выиграли награду MTV Movie Awards за лучший кинопоцелуй (и устроили смешной и романтичный перформанс на её вручении!).

«Полу-Нельсон», 2006 год

Режиссёр: Райан Флек

Дэн (Райан Гослинг) работает учителем истории в бедной бруклинской школе, где учатся в основном темнокожие ребята. Ученики обожают его уроки за нестандартный подход. Он прививает им критическое мышление и поощряет их высказывать собственное мнение. Работа — единственное, что помогает Дэну держаться. В его жизни полный кавардак. Он перестал общаться с семьёй, его бросила девушка, банк донимает требованиями вернуть кредит, а дебютная книга никак не пишется. Виной всему — сильная зависимость от наркотиков. Герой настолько потерял над собой контроль, что употребляет их прямо на работе. Однажды за этим его застаёт одна из учениц, Дрей. Она не выдаёт секрет Дэна. Между ними завязываются дружеские отношения.

В сущности, «Полу-Нельсон» — история о двух вещах. О призвании и о зависимости. Дэн молод, искренне любит свою работу и хочет помогать ученикам. Он сверхурочно возится со школьниками, тренирует их баскетбольную команду, а дома у него залежи книжек про расизм и борьбу с дискриминацией. «Понимаешь, я хочу изменить в этой системе хотя бы что-то», — говорит он встреченной в баре девушке. Внезапная дружба с Дрей даёт шанс это «хотя бы что-то» осуществить. Дэн пытается оградить девочку от опасного окружения — дилера, из-за которого в тюрьме сидит её брат. Но в то же время сам не может перестать употреблять. Здесь нет романтизации наркотиков. Депрессивный, с синяками под глазами герой Гослинга не оставляет сомнений, что зависимость — это его проклятие. И что не все такие истории заканчиваются оптимистично. В этом смысле «Полу-Нельсон» — удивительно трезвое и честное кино.

«Ла-Ла Ленд», 2016 год

Режиссёр: Дэмьен Шазелл

Миа (Эмма Стоун) работает на киностудии. Однако не актрисой, как всегда хотела, а бариста. Она безуспешно ходит по кастингам. Себастьян (Райан Гослинг) всерьёз увлечён джазом, блестяще играет на пианино и мечтает открыть джаз-клуб. А пока подрабатывает аккомпаниатором в барах. Их роман начинается с мимолётной стычки в Лос-Анджелесской пробке. Вскоре они съезжаются и начинают всерьёз строить карьеры. Однако, когда к ним приходит успех, общее будущее оказывается под угрозой. Миа и Себастьяну приходится выбирать между любовью и профессией.

Фильм собрал почти полмиллиарда долларов в прокате и все мыслимые и немыслимые награды своего сезона. В том числе «Золотой глобус» для Гослинга за лучшую мужскую роль. За фильмом стоит история редкого творческого упорства. Шазелл не один год пытался продать сценарий, но ни одна голливудская студия не хотела его брать. Продюсеры считали мюзикл давно умершим жанром. Режиссёру удалось «воскресить» его для большого экрана.

«Ла-Ла Ленд» сохранил атмосферу старых голливудских мюзиклов и точно понравится любителям «Поющих под дождём», «Шербурских зонтиков» и других культовых хитов. Нежная и ностальгическая история о вечном — о любви и жизненном выборе — не обходится без неожиданных сюжетных поворотов. Поэтому за просмотром не заскучают и те, кто только знакомится с мюзиклами. И конечно, отдельное удовольствие — музыкальные номера в исполнении Гослинга и Стоун. Немногие знают, что в детстве Райан лихо исполнял песни Элвиса Пресли в семейной кавер-группе. А потом и вовсе пел в бойз-бэнде вместе с Джастином Тимберлейком в проекте «Клуб Микки-Мауса». Но именно «Ла-Ла Ленд» открыл для массового зрителя, что у актёра отличный голос.

«Ларс и настоящая девушка», 2007 год

Режиссёр: Крэйг Гиллеспи

Ларс очень стеснительный. Он мало общается даже с живущими по соседству братом и его женой и не принимает знаки внимания от влюблённой в него коллеги. И вот в его жизни наконец появляется любовь. Герой знакомит семью с Бьянкой. Родные в ужасе. Бианка — кукла в человеческий рост, которую Ларс заказал в интернете. Его же этот факт совершенно не смущает. Он заботится о возлюбленной, ходит с ней на вечеринки, всюду таскает её тяжёлую инвалидную коляску. Врач уверяет: Ларс вовсе не болен и не нуждается в психиатрической помощи. И советует ему подыграть. Так необычная пара меняет жизнь маленького американского городка.

Пожалуй, роль в «Ларсе и настоящей девушке» — одна из самых необычных в биографии Гослинга. История его героя — это гимн всем, кто отличается от большинства. И одновременно разговор о том, как сильно на них давит общество. Не любишь много общаться? Ты странный. И Ларс придумывает себе Бьянку, полностью осознавая, что на самом деле это не человек. Их «роман» — не просто спектакль для окружения. Это ещё и отчаянный ответ миру, привыкшему стыдить одиночек. И важный тест на эмпатию. Персонажи «Ларса» с честью его проходят. Они проявляют к главному герою любовь и уважение и понимают: ему требуется больше времени, чтобы шагнуть в реальный мир.

«Драйв», 2011 год

Режиссёр: Николас Виндинг Рефн

Имя главного героя (его и сыграл Гослинг) зрители узнают только в самом конце. Днём он подрабатывает автомехаником и каскадёром на съёмочных площадках. А ещё виртуозно водит машину и по ночам помогает гангстерам скрываться с места преступлений. У героя есть правило: никогда не заводить дружбу с заказчиками. Но однажды водитель влюбляется в Айрин (Кэри Маллиган), которая живёт с ним в одном доме. Её муж должен бандитам крупную сумму, и жизнь их семьи под угрозой. Герой решает спасти возлюбленную — и едва не подписывает себе смертный приговор.

На первый взгляд, «Драйв» похож на знаменитую экшен-франшизу «Перевозчик» с Джейсоном Стейтемом. Но в отличие от неё, это неонуар — жанр более тонкий и психологичный. Эффектные динамичные трюки здесь не главное. В центре внимания люди. Немногословный герой Гослинга раскрывается через язык тела — язык, на котором невозможно солгать. «Драйв» —  путешествие в бездны характера этого брутального и замкнутого человека. Так ли он бесстрашен или на самом деле до чёртиков боится? Что привело его в «тёмный» бизнес? На что он готов ради любви? В поиске ответов на эти вопросы зрителю предстоит убедиться, что за маской «крутого парня» скрывается живой человек.

«Останься», 2005 год

Режиссёр: Марк Форстер

Студент-художник Генри (Райан Гослинг) выжил в страшной аварии. Он мучится чувством вины и собирается покончить с собой в ночь, когда ему исполнится двадцать один. Об этом Генри говорит своему психиатру Сэму (Юэн Макгрегор). И упоминает, что иногда слышит голоса и даже может видеть будущее. Сэм пытается помочь Генри и погружается в его кошмарные видения.

Фильм заглядывает в глубины подсознания Генри, вытаскивая на свет травму прошлого. И одновременно предлагает зрителю решить головоломку: что из событий происходило на самом деле, а что — только в голове героя? В какой-то момент граница между настоящим и придуманным размывается окончательно. Герой медленно сходит с ума на фоне кислотно-неоновых пейзажей Нью-Йорка. Кажется, всё вокруг пропитано безумием, и невольно начинаешь ему поддаваться. Поэтому «Останься» — не только интеллектуальное упражнение для любителей авторского кино, а ещё и важная история с социальным посылом. Она помогает взглянуть на мир глазами человека с ментальным расстройством и чуть лучше его понять.

«Место под соснами», 2012 год

Режиссёр: Дерек Сиенфрэнс

Люк (Райан Гослинг) зарабатывает на жизнь каскадёрскими трюками на мотоцикле, колеся по всей Америке. На одном из выступлений он встречает бывшую девушку Рамину (Ева Мендес) и узнаёт, что у них есть общий годовалый сын. Чтобы обеспечивать ребёнка, после долгих колебаний он соглашается участвовать в ограблении банков. Во время одного из налётов его преследует молодой и амбициозный детектив Эвери (Брэдли Купер). Эта перестрелка  навсегда свяжет судьбы полицейского и гонщика.

Сюжета фильма хватит на целую мыльную оперу. Но режиссёр обошёлся полным метром и сделал его компактным и динамичным. «Место под соснами» — настоящая киноэпопея. Жанр, казалось бы, давно ушедший в прошлое. Но на самом деле очень актуальный, потому что здесь обстоятельно говорят об универсальных вещах. О том, что толкает людей на «плохие» поступки, и о последствиях, с которыми они живут. После трагической развязки поединка Люка и Эвери начинается новая глава истории. В них выживший будет винить себя за ошибки прошлого и мучительно искать выход. И осознает, сколько жизней могут разрушить эти самые ошибки.

«Эта дурацкая любовь», 2011 год

Режиссёры: Гленн Фикарра, Джон Рекуа 

Кэла (Стив Карелл) внезапно бросает жена после 25 лет брака. Заливая тоску в баре, он знакомится с Джейкобом (Райан Гослинг). Новый приятель пользуется невероятным успехом у противоположного пола, а Кэл давно растерял все навыки флирта. Джейк берёт героя под крыло и учит искусству покорения сердец. Кэл открывает для себя секс на одну ночь и пытается наслаждаться холостяцкой жизнью. Тем временем его «наставник» впервые в жизни не может завоевать девушку. Он встречает Ханну (Эмма Стоун). Парень кажется ей легкомысленным, и героиня не спешит отвечать взаимностью.

До боли тривиальный сюжет отличают редкие для ромкома искренность и остроумие. Виной тому — несомненная харизма актёрского состава. Обаяние и хитринка во взгляде Райана Гослинга, честность и открытость Эммы Стоун и с грустные глаза комика Стива Карелла. При этом фильм умудряется сломать пару-тройку жанровых шаблонов и посмеяться над самим собой — в том числе над стереотипом о том, что каждый женатый мужчина мечтает о романе на стороне. Или над типичными пикаперскими приёмами ловеласов: оказывается, они не очень-то и работают. Ещё фильм забавно выворачивает наизнанку гендерное клише о том, что мужья в кризисе среднего возраста бросают наскучивших жен. Здесь всё происходит ровно наоборот. «Ты запустил себя и перестал быть ей интересным», — назидательно говорит Кэлу Джейкоб. Главный герой вздыхает и готовится это исправлять.

«Бегущий по лезвию 2049», 2017 год

Режиссёр: Дени Вильнёв

Недалёкое будущее. Человечество исчерпывает природные ресурсы и вынуждено осваивать другие планеты. Всю тяжёлую работу за людей выполняют репликанты — искусственно созданные андроиды. Полицейский Кей (Райан Гослинг) живёт жизнью репликанта новой модели. Его задача — держать бунтующую рабочую силу под контролем. Выполняя очередное задание, герой обнаруживает останки погибшей при родах репликантки. Оказывается, репликанты — почти как люди и могут размножаться естественным путём. Если эта информация «утечёт», может начаться война. Поэтому Кей отправляется на поиски ребёнка умершей. И параллельно узнаёт тайну своего происхождения.

Дени Вильнёва знают как гения киношной фантастики и автора самого громкого хита 2021 года «Дюна». Но до его выхода режиссёр успел прославиться «Бегущим по лезвию». Это продолжение культовой одноимённой картины Ридли Скотта 1982 года по роману Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». В новой истории Скотт выступил уже продюсером.

«Бегущий по лезвию» приглашает в красочный мир победившего искусственного интеллекта, андроидов и цифрового сознания. Здесь вовсе не обязательно иметь физическую оболочку. Девушка Кея Джой, к примеру, существует только в виде голограммы. Но фильм понравится не только фанатам технических примочек. Это вдумчивая цепляющая антиутопия в духе замятинского романа «Мы». О борьбе людей с государственной машиной, любви и свободе. В том числе о свободе знать, кто ты и откуда пришёл.

«Славные парни», 2016 год

Режиссёр: Шейн Блэк

Лос-Анджелес, конец 1970-х. Холланд Марч (Райан Гослинг) — не особо удачливый частный детектив. Он один воспитывает дочь-подростка и потихоньку спивается после смерти жены. Джексон Хили (Рассел Кроу) тоже занимается частным сыском. Правда, неофициальным. Он бывший бандит, который может и свидетеля найти, и как следует врезать тому, кто перешёл дорогу клиенту. Волей случая этим двоим приходится распутывать дело о странной гибели порнозвезды. 

Несмотря на криминальный сюжет, «Славные парни» — весёлое и по-хорошему лёгкое кино. Режиссёр остроумно пародирует боевики про бравых копов, которые раз за разом проворачивают крутые трюки и ловят преступника. Герои этого фильма скорее пришли из бадди-муви вроде «Поцелуя навылет» или «Врождённого порока»  — историй про двух напарников, которые ввязываются в рискованные приключения. Сложно представить себе более разных людей, чем Холланд и Джексон. Но депрессивный интеллигентный отец-одиночка и суровый громила с тёмным прошлым удивительно дополняют друг друга. Вместе они переживут множество нелепых, абсурдных и опасных передряг. Раскрыв дело, герои не станут закадычными друзьями. Но по-своему сблизятся, и отношения между ними потеплеют.

Комментарии
Ilya Maleev
04.08.23 14:52
Где Перелом?
Александра Иванова
08.08.23 14:12
Bladerunner-2049 мне тоже понравился, только противостояние в нем не чисто между человеком и государством как в Левиафане, поскольку в роли главного игрока и закулисного кукловода внезапно выступает транснациональная корпорация с аналогичными этическими принципами (запрет отношений между работниками-репликантами)