«Но что насчёт жизни, от которой я отказалась? Женщины, от которой я отказалась, став королевой?» — такими словами провожает зрителя экранная Елизавета II. 14 декабря 2023 года вышел финал сериала «Корона». Семь лет мы смотрели историю легендарной королевы Великобритании и монаршей семьи. Герои первых сезонов состарились на наших глазах, а в их истории поставили точку с запятой. Вика Анистратова посмотрела последние серии проекта Netflix и делится отзывом. У финала оказалось немало минусов, но кое-что получилось хорошо.
О чём последние серии «Короны»
Первая часть шестого сезона рассказывала о последних месяцах жизни принцессы Дианы, о её разводе с Чарльзом и развивающемся романе с Доди Файедом. Во второй части создатели уделили время сразу нескольким вехам жизни королевской семьи: становлению Тони Блэра как премьер-министра, смерти принцессы Маргарет и королевы-матери Елизаветы, а также 50-летнему юбилею правления Елизаветы II.
Принц Уильям возвращается в Итон после смерти принцессы Дианы и сталкивается с одержимостью фанатов. Принцесса Маргарет переживает инсульт и вынуждена пересмотреть свой богемный образ жизни. Под грузом болезни она погружается в свои воспоминания о тайной ночи, проведённой с сестрой в празднующем победу Лондоне. Чарльз и Камилла наконец получают разрешение на свадьбу, а королева начинает задумываться о наследии своего правления.
Минус финала — сумбурное повествование и скучное развитие героев
Первая часть сезона, посвящённая принцессе Диане, степенно раскрывала события длиной в восемь месяцев. Последние же серии включают хронологический конвейер. Нет времени объяснять! Вот Уильям уже в университете задумчиво наблюдает за Кейт Миддлтон, вот Тони Блэр, которого любят, но уже не любят, вот расследование гибели принцессы Дианы. Смерть старших членов королевской семьи, юбилей королевы, свадьба Чарльза и Камиллы — не задерживаемся, граждане, не задерживаемся, нам тут надо впихнуть десять лет в шесть серий!
Такое ощущение, что создатели внезапно осознали, что подобрались к финалу, а сюжет рассчитан на целый сезон. И принялись резать его на аппликацию из нескольких серий. Из-за этого разрушилась та степенность, которой славились первые сезоны «Короны», когда читателю последовательно, шаг за шагом показывали жизнь королевы Елизаветы и членов её семьи. Сериал скрупулёзно рассматривал ключевые события истории и их влияние на британскую монархию.
В последнем сезоне из-за спешки сложно проникнуться персонажами, особенно относительно новыми: повзрослевшими Уильямом и Гарри. И если первому хоть как-то уделили время, то историю Гарри показали где-то на третьем плане. Создатели словно говорят: «Вот сигаретка, вот банка пива — поняли, что он бунтарь королевской семьи? Ну и хватит». Сценарий смутно даёт намёки на будущие разногласия братьев, но сюжету всё равно не хватает пространства, чтобы заполнить все пробелы. Печально известный нацистский костюм на Хеллоуин и пара слов про вступление в армию — вот и всё, что досталось экранному принцу Гарри.
Уильяму повезло чуть больше. Зрителям показали развитие его персонажа. Мы встречаем его потерянным подростком, который шёл за гробом матери. Он впервые сталкивается с тем удушающим вниманием фанатов и прессы, с которым почти каждый день жила Леди Ди. Он зол на людей, которые лезут в его скорбь, на журналистов, которые тычут в лицо камерами, на отца, который недоглядел за Дианой. Затем принц Уильям поступает в университет, и повествование снова начинает разгоняться. Какие-то обрывки сомнений, студенческих вечеринок и первых отношений с Кейт Миддлтон. Смотреть за этим тоскливо и неинтересно. А потом — опять просвет. Уильям наблюдает за бабушкой, готовящейся к юбилею правления, и, пожалуй, впервые по-настоящему осознаёт, какую ответственность ему предстоит взять в свои руки.
Несмотря на то что Уильяму дали больше времени на развитие, он и Гарри к финалу остаются обрывочными персонажами. Что обидно, учитывая, что старшим членам королевской семьи уделяли сезон, а то и несколько.
Вторая проблема финала «Короны» связана не столько с последними сериями, сколько с последними сезонами в целом: проект стал пресным. Смотреть за становлением Елизаветы II как королевы было захватывающе, это была ретроспектива времён, которых многие из нас не застали. Новые события мало того что рваные, но словно какие-то неколоритные. Уильям сидит на парах, Гарри веселится в клубе, Чарльз копается на грядках — мило, но это всё уже слишком близко к реальности. Зачем наблюдать за реальностью, тем более полувыдуманной, в сериале, если можно просто включить любого блогера и посмотреть, что там происходит у королевской семьи? Кажется, Хелена Бонем Картер, сыгравшая принцессу Маргарет в третьем и четвёртом сезоне, была права, говоря о судьбе сериала. Его было бы лучше остановить прежде, чем проект превратился из исторической драмы в хронику настоящего.
Плюс финала — королева и дань памяти её правлению
Моё субъективное мнение: создателям сериала не стоило забирать внимание у королевы Елизаветы II. Да, принцесса Диана — трагичная и противоречивая личность, интерес к которой ещё долго не угаснет. Но лучше снимите про неё отдельный проект. Тем более что зрителям понравились Эмма Коррин, сыгравшая юную Диану, и Элизабет Дебики в роли взрослой принцессы Уэльской. «Корона» теряет очарование, когда начинает впихивать линии других персонажей, особенно Дианы, жертвуя экранным временем королевы. Того, как создатели держали баланс в первых сезонах, было вполне достаточно. Да, на экране развивались истории других членов королевской семьи, но внимание всё равно возвращалось к Елизавете II. Словно мы наблюдали за событиями её глазами.
Как только в финале внимание возвращается к королеве, становится снова интересно смотреть. В последних сериях зрителей порадовали появлением всех актрис, которые сыграли покойную королеву: помимо Имельды Стонтон, которая сыграла Елизавету преклонных лет, мы увидели Оливию Колман и Клэр Фой. Также к ним присоединилась четвёртая актриса — Виола Преттеджон. Она воплотила в сериале образ юной Лилибет.
Первые три серии финала придётся перетерпеть, зато стойких ждёт награда. Восьмая серия, посвящённая последним годам жизни принцессы Маргарет, тронула до слёз. Повествование словно вернуло меня в атмосферу первых сезонов. Лёжа в кровати, разбитая серией инсультов, Маргарет вспоминает их с Елизаветой тайную ночную вылазку в отель «Ритц», когда закончилась Вторая мировая война. И говорит одну из самых трогательных фраз: «Когда я умру, никто так и не узнает, какую жертву тебе пришлось принести ради короны».
Хотя сюжет развивается вокруг Маргарет, в центре по-прежнему Елизавета. Я прочувствовала её боль от осознания, что близкие уходят туда, откуда не возвращаются. Королева правит уже 50 лет, но её поддержка не в церемониях и в работе целого штата сотрудников. Её вечной поддержкой была семья: супруг, младшая сестра, мама. Когда Маргарет угасает на глазах, Елизавета просит сестру об одном: не оставлять её.
Лучше восьмой серии, пожалуй, только последняя. В ней королеве предлагают заняться организацией собственных похорон. И хотя это нормальная практика для монархов, Елизавета II, пожалуй, впервые осознаёт, что годы её правления близятся к завершению. Вместе с ней зритель смотрит на реконструкцию похоронной процессии и невольно вспоминает кадры с уже реальных похорон Елизаветы, которая скончалась в 2022 году. И от этой сцены бегут мурашки по коже. Сдержанная, степенная королева вдруг оглядывается назад, вспоминая долгие-долгие годы своего правления и жертвы, которые ей пришлось принести: спокойную семейную жизнь, радость материнства, свою страстную натуру. Королева ведёт диалоги с самой собой, пытаясь понять, стоило ли это того: «Долгие годы была только одна Елизавета. Королева Елизавета. Те, кто решит отыскать Елизавету Виндзор, не найдут её. Её нет».
Что действительно хорошо удалось «Короне», так это показать летопись жизни невероятного духа женщины. Сколько жертв и горя ей пришлось запереть внутри своей души, чтобы оправдать ожидания семьи и нации. Пока премьер-министры один за другим влетали в её кабинет, гордо подняв голову, и уползали побеждёнными, королева хранила спокойствие и достоинство. Несмотря на распри, мировые потрясения, скандалы, Елизавета II осталась в сердцах людей незыблемым маяком достоинства и чувства долга. А последние секунды сериала словно были созданы для того, чтобы смотреть их только после 2022 года.
Хорошо, что создатели сериала решили остановиться на 50-летнем юбилее королевы. Обозреватель CNN был прав, когда написал ‘The Crown’ loses more of its luster as its final season turns to Princess Diana / CNN , что к своему финалу «Корона» утратила «блеск». Надеюсь, Netflix удержится от соблазна продлить сериал. Понимаю, что история Гарри и Меган Маркл — лакомый кусок для привлечения зрителей. Но пусть лучше «Корона» останется не про грязное бельё королевской семьи. Для этого у нас уже есть интернет и таблоиды. Пусть это будет завершённая история великой женщины, которая не была рождена королевой.