Их называли флэпперами — молодые, безрассудные, эмансипированные женщины, которые бросили вызов поколению своих родителей, бабушек и дедушек. Они вели себя подчёркнуто свободно, много веселились, танцевали, пили алкоголь и, по сути, жили моментом.
Женщины нового поколения и как они появились
Если вы читали произведения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда или смотрели экранизации, то легко можете представить образ «новой» женщины, который появился в 1920-е годы в США. Это обязательно платье, едва прикрывающее колени, короткая стрижка, ярко накрашенные губы и сигарета. А ведь ещё в начале столетия в моде были так называемые девушки Гибсона, носившие корсеты, собирающие волосы в высокую причёску, излучающие спокойствие и уверенность.
Флэпперы — так называли новое поколение женщин — были отражением эпохи ревущих 20-х, которая наступила после Первой мировой войны. Молодые люди разочаровались в идеалах старшего поколения и решили жить согласно своей философии.
Это было знаковое время для женщин.
Во-первых, они были признаны полноправной рабочей силой: пока мужчины сражались на войне, женщины были вынуждены работать и зарабатывать. Когда вновь наступило мирное время, они уже не захотели возвращаться к предыдущему устройству общества. Правда, это всё ещё были исключительно «женские» профессии: секретари, канцелярские работники, продавцы.
Во-вторых, в августе 1920 года была принята 19-я поправка в Конституции, и у белых женщин появилось право голоса. Примерно в это же время активистка Маргарет Сэнгер добилась того, чтобы женщинам предоставляли средства контрацепции — теперь они могли контролировать рождаемость.
Эти факторы и повлияли на то, что молодые девушки стали более свободные в своих действиях и взглядах. А расцвет джазовой музыки и танцев и Генри Форд, запустивший массовое производство автомобилей, повлияли на социальный и визуальный образ флэпперов.
Почему флэпперы — это синоним молодости и бунтарства
Женщины нового поколения, в противовес своим мамам и бабушкам, вели себя подчёркнуто свободно, разрушая все нормы приличия.
Флэпперы полностью переосмыслили женственность
Они отказались от сковывающих движения корсетов в пользу нижнего белья и перестали носить длинные юбки, оголив икры, потому что в такой одежде было гораздо удобнее танцевать. Остригли длинные волосы так, чтобы они едва прикрывали уши. В моду вошло быть похожей на мальчишку — высокой, худощавой, без выделяющихся форм. Многие девушки даже специально утягивали грудь.
Моду диктовала Коко Шанель, которая создавала элегантные платья простого свободного кроя, удобные туфли и сумочки на длинной цепочке — такие, что можно было не носить ридикюль.
Флэпперы начали делать то, что до этого было позволено только мужчинам
А именно курить, пить алкоголь и танцевать. Такие танцы, как чарльстон и шимми, в принципе казались дикими старшему и консервативно настроенному поколению. А тот факт, что молодые девушки «хромают, как хромые утки, под варварское тявканье странных инструментов», не мог не возмущать.
Но больше всего, конечно, из ряда вон выходящим считалось распитие алкоголя. Флэпперы нередко даже носили с собой фляжки. Помимо того, что людям не нравился сам по себе вид подвыпившей молодой девушки, это было ещё и противозаконно — в США на тот момент был сухой закон.
Флэпперы начали ходить на свидания
Женщины стали свободно встречаться с мужчинами без сопровождения компаньонки, целоваться, исследовать свою сексуальность. При этом многие женщины всё ещё опасались за свою репутацию, поэтому не могли чувствовать себя максимально свободно. К тому же замужество всё ещё оставалось важным этапом в жизни женщины, и после брака многие увольнялись с работы и посвящали себя семье.
Музы, иконы и разрушительницы миропорядка
Главным «воспитателем» флэпперов, который одновременно отражал их быт и влиял на их поведение, был Фрэнсис Скотт Фицджеральд. В 1920 году он писал рассказы о флэпперах в издании Saturday Evening Post. А в 1925 году выпустил роман «Великий Гэтсби».
Помимо того, что Фицджеральд сам был представителем эпохи «ревущих 20-х», его жена Зельда была буквально воплощением девушки-флэппера. И именно её образом вдохновлялся Фицджеральд при создании своих героинь.
Флэпперами вдохновлялась писательница Анита Лус, хоть она и описывала их жизнь в сатирическом ключе в своём романе «Джентльмены предпочитают блондинок». Его экранизировали дважды: в 1949 году и в 1953-м. В последней версии главные роли исполнили Мэрилин Монро и Джейн Рассел.
Конечно, у флэпперов и их образа жизни было много противников. Например, вашингтонская домохозяйка Джон Б. Хендерсон пыталась начать против них массовое женское движение. В некоторых штатах, например, в Вирджинии, Юте и Огайо, пытались ввести запрет на моду: контролировать длину юбок или вообще запретить облегающие наряды. А иногда женщин в слишком открытых купальниках просто уводили с пляжей.
Их критиковали и некоторые активистки, такие как Шарлотта Перкинс Гилман, которая считала, что они слишком далеко заходят в исследовании своей сексуальнсоти. А другие влиятельные женщины, такие как Эллен Уэллс Пейдж, наоборот, причисляли себя к флэпперам, тем самым показывая, что на самом деле, это не про легкомысленность, а про свободу.
🧑🦰Мы пишем много классных исторических текстов о женщинах
Из костра на трибуны: как и почему ведьмы стали символом феминизма
Обложка: кадр из фильма "Великий Гэтсби", 2013