Знать
28 сентября 2023

Краткий гид по фэнтези: как писатели придумывают новые миры и чем читатели им могут в этом помочь

Женя Миткевич
Женя Миткевич
Редактор спецпроектов
Изображение
1

Разбираемся в нюансах создания книг про зачарованные города и волшебных существ и советуем, как читать фэнтези, — вместе с авторами литературной платформы «Литнет».

Что отличает фэнтези от других жанров

События фэнтези разворачиваются в воображаемом пространстве с магическими существами и героями мифов. У жанра есть особенность: часто сюжеты перекликаются с историей и атрибутикой Средневековья. «Властелин колец», «Игра престолов», «Гарри Поттер» — яркие представители фэнтези-литературы.   

Волшебный мир, в котором разворачивается сюжет фэнтези, называется лор.

Термин происходит от английского lore — «знания». Сначала слово использовали геймеры, но постепенно оно перекочевало в фэнтези-литературу и кино.

Хорошо продуманный лор нужен, чтобы читатель понимал, по каким правилам живут герои и почему поступают именно так. Например, сюжет знаменитой сказки Льюиса Кэрролла строится на том, что Алиса попадает в Страну чудес. Здесь всё не так, как в её привычном мире: Белый Кролик носит карманные часы и всегда куда-то спешит, Гусеница восседает на грибе и курит кальян, а Чеширский Кот умеет исчезать, оставляя только улыбку. По отдельности всё это может казаться нелогичным, но вместе особенности каждого персонажа помогают составить общее впечатление о мире.

Если хотите написать первую книгу в жанре фэнтези, обратите внимание на онлайн-платформы для авторов. Например, на одной из крупнейших площадок, «Литнете», собрано свыше 250 000 платных и бесплатных книг. Зарегистрированные пользователи могут не только читать произведения онлайн, скачивать их или покупать, но и размещать свои тексты. Так когда-то поступили писательницы цикла магических детективов «Любовь в Новогодие» Елена Смертная, Кария Гросс, Лана Кроу, Кристина Юраш и Наталия Журавликова. Они объединились и придумали пять книг о парнях-василисках и девушках-попаданках. Здесь тайны, интриги и непростые отношения — пять сюжетов, которые развиваются в Ассилианской империи и перекликаются друг с другом.   

Как писатели фэнтези создают лор 

Изображение: Africa Studio / shutterstock

Может казаться, что богатые и красочные миры рождаются сами собой благодаря фантазии автора. На самом деле построение лора — это полноценный технический процесс со своими жанровыми нюансами. Разобраться в нём помогли писательницы, которые нашли своих читателей на литературных платформах.     

Этап 1: Концепция 

Работа начинается с того, что автор широкими мазками накидывает идеи для вселенной, где будут жить его персонажи. Это может быть всё что угодно: зачарованный лес, школа магии, супергеройский мегаполис. На этом этапе писатель обычно определяется с эпохой. В вымышленном мире время может течь совершенно по-другому, но логика всё равно должна быть — от неё зависят детали. Например, герои, которые стреляют из лука и носят монеты в кожаных мешочках на ремне, вряд ли будут органично смотреться со смартфоном. 

На этапе концепции рождаются и базовые законы «физики» будущего мира. Автор решает, смогут ли предметы летать, деревья — говорить, а персонажи читать мысли. Все эти нюансы альтернативной реальности собираются в одну общую схему. Это помогает писателю избежать сюжетных ошибок — допустим, случайно «убить» летающего персонажа падением со скалы.

Мартиша Риш

Фэнтези даёт огромный простор для фантазии автора. Большинство других жанров ограничены рамками реальности. Например, любовная история становится куда ярче, когда она наполнена волшебством. В выдуманном мире можно сделать большее количество сюжетных поворотов, обмануть ожидания читателя, вырвать его из колеи стандартного романа.  

Этап 2: Детали 

В вымышленном мире много атрибутов — карты, пейзажи, валюта, ритуалы. Для этой работы писатели, как правило, заводят отдельный документ или блокнот, чтобы фиксировать все идеи сразу. Интересные мысли порой рождаются не за рабочим столом, а, например, в душе или в очереди за продуктами. Например, сценарист Кен Миямото делит все составляющие будущего мира на четыре большие группы.

  • Персонажи. Важно детально «нарисовать» портреты не только главных героев, но и второстепенных. А ещё — прописать образы антагонистов. 
  • Локации. Это может быть один город или посёлок, а может — несколько совершенно разных вселенных. У каждой локации бывает отдельный микролор, со своими правилами и законами. Например, в романе «Тёмный оттенок магии» Виктории Швабб есть четыре мира и в каждом — свой Лондон.     
  • Угрозы. Они создают конфликт, без которого история получится пресной. Обычно угрозы дают начало основному сюжету, скажем, когда герой отправляется спасать мир от заговора злодеев.  
  • Путешествия. Это и физические перемещения в пространстве мира, и внутреннее развитие главного героя — например, от озлобленного на весь мир до чуткого и понимающего. Путешествие — один из важнейших элементов жанра фэнтези, который помогает автору показать личностный рост персонажей по мере развития сюжета. 

После того как поток вдохновения иссякнет, все наработки рассматривают в совокупности. Это помогает отказаться от противоречащих друг другу или лишних идей, которые не делают историю лучше.

Лена Бутусова

Самое сложное в работе над фэнтезийным миром — уследить за тем, чтобы ружьё не провисело до конца пьесы, так ни разу и не выстрелив. Если заявлена какая-то деталь, она должна не просто упоминаться в сюжете, но в идеале сыграть свою роль — каким-то образом повлиять на персонажей или ход событий.      

Этап 3: Заход 

Когда основные физические, исторические и сюжетные компоненты мира собраны, писатель решает, с чего начать произведение. Миямото предлагает шесть разных сценариев для погружения читателя в лор.  

  • Макроскопический. Произведение начинается с описания мира, его физических законов и ценностей, а после автор вводит персонажей и их историю. Например, из пролога первой книги цикла «Рождённый туманом» Брендона Сандерсона читатели понимают, что в Последней империи есть чёткое разделение на богатых и бедняков, а ещё — идут дожди из пепла.
  • Микроскопический. Этот подход — противоположность макроскопическому. Автор начинает с описания персонажа или места, и продвигается в мир по мере развития событий. Так поступил Стивен Кинг в первой книге цикла «Тёмная башня», начав повествование с описания пустыни, по которой идёт Стрелок.
  • Социологический. Подойдёт, если в сюжете важен тип общества, из которого происходят главные герои. Писатель может начать с описания их культуры и в итоге представить персонажей. Этот приём использовала Мариам Петросян в книге «Дом, в котором». Один из главных героев — Курильщик — в первых главах рассказывает о собрании, на котором соседи по комнате в доме-интернате критиковали его за красные кроссовки. 
  • Ситуационный. Распространённый заход, в котором знакомство с миром начинается с угрозы. Разбираясь с ситуацией, герои показывают читателю окружающий мир, который создал автор. Допустим, героиня цикла Сабы Тахир «Уголёк в пепле» вынуждена бежать из дома, чтобы спастись от беспощадных солдат Империи.
  • Исторический. Здесь рассказ начинается с события, которое предшествовало сюжету, но фактически стало его причиной. Классический пример — большинство миров постапокалипсиса, в которых люди пострадали от катастрофы или вируса. Или толкиновский «Сильмариллион», где автор рассказывает о великой битве до начала времён и о создании мира. 
  • Через персонажа. Этот сценарий часто используют в супергеройских мирах. После того как главный персонаж обнаруживают у себя сверхспособности, начинают всплывать подробности об альтернативной реальности. Герой знакомится с ней сам и параллельно погружает читателя. Так происходит с Алиной Старковой — в романе «Тень и кость» Ли Бардуго девушка узнаёт, что наделена уникальным даром Заклинательницы Солнца.

Этап 4: Фидбэк  

Перед тем как начать работу над книгой, писатель может показать план лора редактору. Свежий взгляд помогает избежать сюжетных провалов в тексте. К тому же править «по свежему», а не спустя недели или месяцы, проще. Попросить обратную связь можно и у читателей. Если автор активен в соцсетях, ничто не мешает ему обсудить образ персонажей с подписчиками или спросить у аудитории напрямую, интересно ли ей погружаться в подобный мир.  

Елена Смертная

Фидбек от читателя помогает сделать мир понятнее и логичнее. Иногда то, что самому писателю кажется очевидным, вызывает вопросы у всех остальных. Общение с аудиторией даёт возможность вовремя уловить, какие моменты стоит осветить подробнее, а какие — убрать из-за логических нестыковок. 

Внимательность читателя может повлиять на развитие фэнтезийного мира и сюжета произведений. Так было и при создании цикла «Любовь в Новогодие». После того как писательницы выпустили первую книгу, пользователи платформы «Литнет» начали составлять шпаргалки со списками василисков и попаданок, подмечать интересные детали. А ещё публиковали подсказки о том, как не запутаться в Ассилианской империи и запомнить всех главных героев. Это помогло писательницам завершить эксперимент и получить больше 10 миллионов просмотров за три месяца. 

На «Литнете» регулярно выходят самые разные фэнтези-новинки — изучить их и другие интересные книги можно на сайте. А для читателей «Горящей избы» платформа собрала специальную подборку и подготовила промокод B-IZBA20. Он даёт скидку 20% на покупку любых книг на площадке и действует до 31 октября 2023 года.

Комментарии
Natalya Kotova
28.09.23 23:56
Таки да, миры рождаются сами собой. Сразу целиком. С историей, со своими законами, с мифологией. Вот прямо по щелчку пальцев. А я потом, в процессе написания истории, "вспоминаю" столько сколько нужно. Можно, конечно, потратить время на все те шаги, которые здесь описаны, но не факт, что все это потом не будет противоречить тому, каким этот мир появится в голове