Разбираемся в нюансах создания книг про зачарованные города и волшебных существ и советуем, как читать фэнтези, — вместе с авторами литературной платформы «Литнет».
Что отличает фэнтези от других жанров
События фэнтези разворачиваются в воображаемом пространстве с магическими существами и героями мифов. У жанра есть особенность: часто сюжеты перекликаются с историей и атрибутикой Средневековья. «Властелин колец», «Игра престолов», «Гарри Поттер» — яркие представители фэнтези-литературы.
Волшебный мир, в котором разворачивается сюжет фэнтези, называется лор.
Термин происходит от английского lore — «знания». Сначала слово использовали геймеры, но постепенно оно перекочевало в фэнтези-литературу и кино.
Хорошо продуманный лор нужен, чтобы читатель понимал, по каким правилам живут герои и почему поступают именно так. Например, сюжет знаменитой сказки Льюиса Кэрролла строится на том, что Алиса попадает в Страну чудес. Здесь всё не так, как в её привычном мире: Белый Кролик носит карманные часы и всегда куда-то спешит, Гусеница восседает на грибе и курит кальян, а Чеширский Кот умеет исчезать, оставляя только улыбку. По отдельности всё это может казаться нелогичным, но вместе особенности каждого персонажа помогают составить общее впечатление о мире.
Если хотите написать первую книгу в жанре фэнтези, обратите внимание на онлайн-платформы для авторов. Например, на одной из крупнейших площадок, «Литнете», собрано свыше 250 000 платных и бесплатных книг. Зарегистрированные пользователи могут не только читать произведения онлайн, скачивать их или покупать, но и размещать свои тексты. Так когда-то поступили писательницы цикла магических детективов «Любовь в Новогодие» Елена Смертная, Кария Гросс, Лана Кроу, Кристина Юраш и Наталия Журавликова. Они объединились и придумали пять книг о парнях-василисках и девушках-попаданках. Здесь тайны, интриги и непростые отношения — пять сюжетов, которые развиваются в Ассилианской империи и перекликаются друг с другом.
Как писатели фэнтези создают лор
Может казаться, что богатые и красочные миры рождаются сами собой благодаря фантазии автора. На самом деле построение лора — это полноценный технический процесс со своими жанровыми нюансами. Разобраться в нём помогли писательницы, которые нашли своих читателей на литературных платформах.
Этап 1: Концепция
Работа начинается с того, что автор широкими мазками накидывает идеи для вселенной, где будут жить его персонажи. Это может быть всё что угодно: зачарованный лес, школа магии, супергеройский мегаполис. На этом этапе писатель обычно определяется с эпохой. В вымышленном мире время может течь совершенно по-другому, но логика всё равно должна быть — от неё зависят детали. Например, герои, которые стреляют из лука и носят монеты в кожаных мешочках на ремне, вряд ли будут органично смотреться со смартфоном.
На этапе концепции рождаются и базовые законы «физики» будущего мира. Автор решает, смогут ли предметы летать, деревья — говорить, а персонажи читать мысли. Все эти нюансы альтернативной реальности собираются в одну общую схему. Это помогает писателю избежать сюжетных ошибок — допустим, случайно «убить» летающего персонажа падением со скалы.
Фэнтези даёт огромный простор для фантазии автора. Большинство других жанров ограничены рамками реальности. Например, любовная история становится куда ярче, когда она наполнена волшебством. В выдуманном мире можно сделать большее количество сюжетных поворотов, обмануть ожидания читателя, вырвать его из колеи стандартного романа.
Этап 2: Детали
В вымышленном мире много атрибутов — карты, пейзажи, валюта, ритуалы. Для этой работы писатели, как правило, заводят отдельный документ или блокнот, чтобы фиксировать все идеи сразу. Интересные мысли порой рождаются не за рабочим столом, а, например, в душе или в очереди за продуктами. Например, сценарист Кен Миямото делит все составляющие будущего мира на четыре большие группы.
- Персонажи. Важно детально «нарисовать» портреты не только главных героев, но и второстепенных. А ещё — прописать образы антагонистов.
- Локации. Это может быть один город или посёлок, а может — несколько совершенно разных вселенных. У каждой локации бывает отдельный микролор, со своими правилами и законами. Например, в романе «Тёмный оттенок магии» Виктории Швабб есть четыре мира и в каждом — свой Лондон.
- Угрозы. Они создают конфликт, без которого история получится пресной. Обычно угрозы дают начало основному сюжету, скажем, когда герой отправляется спасать мир от заговора злодеев.
- Путешествия. Это и физические перемещения в пространстве мира, и внутреннее развитие главного героя — например, от озлобленного на весь мир до чуткого и понимающего. Путешествие — один из важнейших элементов жанра фэнтези, который помогает автору показать личностный рост персонажей по мере развития сюжета.
После того как поток вдохновения иссякнет, все наработки рассматривают в совокупности. Это помогает отказаться от противоречащих друг другу или лишних идей, которые не делают историю лучше.
Самое сложное в работе над фэнтезийным миром — уследить за тем, чтобы ружьё не провисело до конца пьесы, так ни разу и не выстрелив. Если заявлена какая-то деталь, она должна не просто упоминаться в сюжете, но в идеале сыграть свою роль — каким-то образом повлиять на персонажей или ход событий.
Этап 3: Заход
Когда основные физические, исторические и сюжетные компоненты мира собраны, писатель решает, с чего начать произведение. Миямото предлагает шесть разных сценариев для погружения читателя в лор.
- Макроскопический. Произведение начинается с описания мира, его физических законов и ценностей, а после автор вводит персонажей и их историю. Например, из пролога первой книги цикла «Рождённый туманом» Брендона Сандерсона читатели понимают, что в Последней империи есть чёткое разделение на богатых и бедняков, а ещё — идут дожди из пепла.
- Микроскопический. Этот подход — противоположность макроскопическому. Автор начинает с описания персонажа или места, и продвигается в мир по мере развития событий. Так поступил Стивен Кинг в первой книге цикла «Тёмная башня», начав повествование с описания пустыни, по которой идёт Стрелок.
- Социологический. Подойдёт, если в сюжете важен тип общества, из которого происходят главные герои. Писатель может начать с описания их культуры и в итоге представить персонажей. Этот приём использовала Мариам Петросян в книге «Дом, в котором». Один из главных героев — Курильщик — в первых главах рассказывает о собрании, на котором соседи по комнате в доме-интернате критиковали его за красные кроссовки.
- Ситуационный. Распространённый заход, в котором знакомство с миром начинается с угрозы. Разбираясь с ситуацией, герои показывают читателю окружающий мир, который создал автор. Допустим, героиня цикла Сабы Тахир «Уголёк в пепле» вынуждена бежать из дома, чтобы спастись от беспощадных солдат Империи.
- Исторический. Здесь рассказ начинается с события, которое предшествовало сюжету, но фактически стало его причиной. Классический пример — большинство миров постапокалипсиса, в которых люди пострадали от катастрофы или вируса. Или толкиновский «Сильмариллион», где автор рассказывает о великой битве до начала времён и о создании мира.
- Через персонажа. Этот сценарий часто используют в супергеройских мирах. После того как главный персонаж обнаруживают у себя сверхспособности, начинают всплывать подробности об альтернативной реальности. Герой знакомится с ней сам и параллельно погружает читателя. Так происходит с Алиной Старковой — в романе «Тень и кость» Ли Бардуго девушка узнаёт, что наделена уникальным даром Заклинательницы Солнца.
Этап 4: Фидбэк
Перед тем как начать работу над книгой, писатель может показать план лора редактору. Свежий взгляд помогает избежать сюжетных провалов в тексте. К тому же править «по свежему», а не спустя недели или месяцы, проще. Попросить обратную связь можно и у читателей. Если автор активен в соцсетях, ничто не мешает ему обсудить образ персонажей с подписчиками или спросить у аудитории напрямую, интересно ли ей погружаться в подобный мир.
Фидбек от читателя помогает сделать мир понятнее и логичнее. Иногда то, что самому писателю кажется очевидным, вызывает вопросы у всех остальных. Общение с аудиторией даёт возможность вовремя уловить, какие моменты стоит осветить подробнее, а какие — убрать из-за логических нестыковок.
Внимательность читателя может повлиять на развитие фэнтезийного мира и сюжета произведений. Так было и при создании цикла «Любовь в Новогодие». После того как писательницы выпустили первую книгу, пользователи платформы «Литнет» начали составлять шпаргалки со списками василисков и попаданок, подмечать интересные детали. А ещё публиковали подсказки о том, как не запутаться в Ассилианской империи и запомнить всех главных героев. Это помогло писательницам завершить эксперимент и получить больше 10 миллионов просмотров за три месяца.
На «Литнете» регулярно выходят самые разные фэнтези-новинки — изучить их и другие интересные книги можно на сайте. А для читателей «Горящей избы» платформа собрала специальную подборку и подготовила промокод B-IZBA20. Он даёт скидку 20% на покупку любых книг на площадке и действует до 31 октября 2023 года.