Незапланированные траты бывают у всех, и это нормально. Импульсивные покупки перерастают в проблему, когда становятся несоизмеримы с вашим доходом и их сложно контролировать. Разбираемся, как понять, что вы покупаете импульсивно, и как сократить эти расходы, если полностью отказаться от них не получается.
Осознайте, что тратите импульсивно
Фишка импульсивных покупок в том, что они вредят личному и семейному бюджету. Например, вы увидели интересную кофейню и один раз потратили 400 рублей — вряд ли это серьёзно повлияет на ваше финансовое состояние.
А вот если вы разозлились или испытали другую «негативную» эмоцию, случайно увидели рекламу и не обдумывая захотели купить товар, то это можно расценивать как импульсивную покупку. Вас триггернула ситуация, а эмоции нашли выход таким образом.
Важно осознавать эти моменты, чтобы регулировать свои траты и не винить себя, если не получилось удержаться.
Определите свои триггеры и старайтесь избегать их
Например, в ленте соцсетей вам часто попадаются блогеры, которые рекламируют косметику и создают впечатление, что вам нужна эта тушь, крем, хайлайтер или ещё что-нибудь. Каждый раз при виде публикации старайтесь задать себе вопрос: «А действительно ли мне это нужно, может, у меня уже есть похожий продукт?» К тому же контент, который триггерит вас на совершение импульсивной покупки, можно всегда скрыть из рекомендаций.
Планируйте бюджет
Не нужно полностью ограничивать себя, ведь чем больше ощущение, что ничего покупать нельзя, тем сильнее хочется это сделать. Лучше иногда радоваться шопингу, не уходя в крайности.
Посчитайте свои доходы и расходы, определите, на какую категорию приходится большая часть импульсивных покупок. Чаще всего это декор для дома, одежда, обувь, косметика и парфюмерия. Подумайте, какие категории можно сократить или от каких можно отказаться совсем.
Бюджет не обязательно делать очень детальным. Лучше отталкиваться от того, как часто вы получаете доход.
Не покупайте сразу
Создайте себе расписание покупок для удовольствия, заранее выбирайте, что хочется, ищите, где купить подешевле, и откладывайте нужную сумму до определённого момента. Выбирайте то, что будет радовать вас не один день и не неделю.
Перед тем как отправляться на маркетплейс или в ТЦ, составьте вишлист. Он может быть в виде коллажа, в красивом шаблоне или просто записанный в заметки на телефоне. Главное, чтобы вы чётко понимали, что вам нужны эти вещи и вы собираетесь купить только их.
Заранее выделите сумму наличных на незапланированные покупки
Наличные деньги тратить сложнее, потому что их ценность можно ощутить физически. А виртуальные деньги возможно потратить, даже не заметив. Поэтому носите с собой сумму наличных, на которую вам будет не жалко купить неожиданно понравившуюся вещь.
Будьте аккуратны с кредитными картами и не забывайте про кешбэк
Дебетовые и кредитные карты часто бывают с кешбэком, вы можете возвращать часть средств таким образом. Его предлагают банки и отдельные сервисы, при этом вы можете использовать и то, и другое. Кешбэк в банках начисляют за траты в выбранной категории, а кешбэк-сервисы возвращают деньги за покупки в любых магазинах-партнёрах.
Но будьте внимательны: если оплачиваете кредиткой и не успеваете внести деньги до конца льготного периода, банк начисляет неустойку за каждый день просрочки. Может отменить льготный период или заблокировать его остаток до полного погашения задолженности.
Неустойка — компенсация, которую вы должны будете выплатить банку за просрочку кредита или кредитной карты. Банк рассчитывает неустойку из суммы долга и продолжительности просрочки.
Установите лимит расходов по карте
Наличные удобны не всем и не всегда. Деньги на карте можно контролировать с помощью статистики в приложении банка или установив лимит.
В каждом банковском приложении раздел со статистикой может называться по-разному, обычно это «История платежей» или «Выписка по счёту».
Существуют разные варианты лимитов, вам может пригодиться:
- лимит на онлайн-покупки: поможет, если большую часть импульсивных трат вы совершаете на маркетплейсах;
- лимит на операции в онлайн-банке: он не позволит потратить с карты больше допустимой суммы и оградит от импульсивных покупок.
Лимиты бывают разовыми, суточными и месячными. Ограничения могут быть установлены как по сумме, так и по количеству операций. Установить лимит можно в любом приложении самостоятельно или с помощью службы поддержки в чате. Снять лимит можно также в приложении или через поддержку.
Единственный лимит, который вы не можете убрать, — это лимит на снятие наличных по карте, так как он входит в тарифный план. Эту сумму можно только настроить в личном кабинете. Допустим, суточный лимит по вашей карте — 50 тыс. руб., в приложении банка вы можете уменьшить эту сумму хоть до нуля, но выше 50 тыс. её увеличить нельзя.
Поставьте себе цель
Можно превратить это в челлендж и, например, отказаться от импульсивных трат на три недели. Если вам захочется купить понравившуюся вещь в магазине, то отложите покупку до конца челленджа. Срок может быть больше или меньше. Главное, чтобы вы смогли выдержать его полностью.
Ведите трекер привычек в этот период. Он поможет отслеживать свой прогресс и не сбиваться с цели. Например, в Habitify можно вписать свою привычку и пригласить друзей поучаствовать в вашем челлендже.
Это приложение бесплатное, но также доступен премиум-тариф с расширенным функционалом.
Скачать можно на Android и iOS.
Что делать, если совершили импульсивную покупку
- Верните, пока срок не истёк.
Непродовольственные товары можно вернуть в течение 14 дней с момента покупки, пока их товарный вид не нарушен, чек о покупке, ярлыки и пломбы сохранились, нет признаков использования.
- Продайте ненужную вещь.
Если вы не успели вернуть товар, то его можно продать на «Авито», «Юле» и в других сервисах, отдать друзьям или в секонд-хенд.
- Пожертвуйте на благотворительность.
Есть множество организаций: Charity shop, который отдаёт вещи нуждающимся в разных регионах России и на переработку; благотворительный фонд «София», где можно пожертвовать вещи пожилым людям; движение «Курский вокзал. Бездомные, дети», куда можно принести одежду, чтобы помочь бездомному и ребёнку из региона. Посмотрите расположение офисов и боксов благотворительных организаций на их сайтах, что можно и нельзя приносить.
Эмоциональный шопинг дарит яркие, но кратковременные эмоции. На желание купить влияют маркетинг и реклама. Когда вы привыкли справляться с чем-то в жизни с помощью покупок, то мозгу будет тяжело переучиваться на новую схему поведения. Отказаться от импульсивных трат полностью сложно. Прийти к гармонии между финансами и желаниями будет проще, если вы решите не отказываться от этого одним днём, а будете постепенно снижать траты, отмечая свои успехи.