Комментарии

«Хотите смотреть — смотрите, но никто не обещал, что вам понравится». Певица Саша Москалец о своём проекте «Лютик»

лютик

Саша Москалец — авторка проекта «Лютик» и участница группы Sewage Sour. В прошлом году она выпустила искренний и драматичный альбом «Банши» и сейчас готовит новый релиз. Её музыку называют протопанком и поп-роком. Мы пообщались с певицей о музыке, экспериментах со звуком и видео и о работе в глянце.

Лютик — цветок, название которого является производным от слова «лютый». Растение получило имя благодаря ядовитому соку. При этом сам цветок выглядит мило, и жёлтые лепестки кажутся вполне дружелюбными.

Так и с песнями Саши — хрупкий внешний образ в тандеме с мелодичным звучанием обрамляет тяжёлые тексты о тоске и безысходности. «Завтра никогда не наступит». «Я хотела бы здесь всё сжечь». «Будто бы кошмары наяву, вся в крови — это на полторы недели», — если вы узнали тут свою ежемесячную боль, то всё правильно: это трек «Эти дни» с того же альбома «Банши». И всё это под бодрую музыку! 

Банши в ирландском фольклоре называют фей, предугадывающих смерть 

Почему — «Лютик»?

Больше всего мне нравится этимология слова. Его дуальность, сочетание злого и милого. Оно для меня как живое.

Кто сейчас работает над «Лютиком»?

Я пишу песни под укулеле и координирую все процессы, отвечаю за весь визуал и вообще всё. Мой муж Тара Москалец продюсирует проект и отвечает за его звучание. В нашей команде ещё есть басист Саша Басиан (продюсер Son est roze) и гитарист Андрей Ботов. Недавно у нас появилась арт-директорка — Катя Утёнышева. Вместе с ней мы сняли все видеоработы, и сейчас работаем над новыми.

Один из первых клипов. Был снят в 2019 году 

Начинающие артисты на первую запись часто возлагают надежды: «Вот сейчас как запишу, опубликую, и пойдут слушатели». У вас было такое?

Если честно, нет. Я даже не помню, когда случилась первая запись, — с тех пор будто прожито несколько жизней. Плюс я реалистка, довольно трезво смотрю на вещи. А ещё мне очень долго не было важно быть услышанной большинством — в андеграунде есть своё очарование. Мои самые любимые музыканты — это обычно что-то довольно нишевое. Но с проектом «Лютик» захотелось поэкспериментировать. Так что пока что всё идёт по плану.

Как поэкспериментировать?

Изначально я хотела делать акустику под укулеле. В новом релизе будет больше электроники, инструментов, да и вообще музыки. И автотюна! Я долго боролась со своей любовью к автотюну, но что поделать, если практически все мои любимые песни созданы с его участием. 

Эксперименты всегда получаются? Не бывало такого, когда хотелось бросить работу над песней и она теперь где-то в небытии?

Ненавижу бросать дела на полпути, поэтому таких прецедентов не было. Бывает, в процессе работы мне кажется, что песня теряет свою актуальность. Иногда ты сомневаешься в строчке, но даёшь ей шанс. Часто этот шанс — опрометчивый. Я считаю, что лучше переписать весь куплет, если чувствуешь, что он недостаточно сильный или ощущается натянутость смыслов и форм. 

Для меня песни — не просто повод высказаться, а всё же произведение искусства. Хочется, чтобы спустя 10 и 100 лет можно было найти в этом что-то актуальное для себя. 

В твоих песнях сочетается весёлое и мрачное. Какие темы тебе близки, а какие не хочется затрагивать?

Я против любой табуированности, здесь мне хочется быть максимально свободной. Я не делаю то, что мне просто нравится, в принципе. У меня другой подход — делаю то, что чувствую важным в моменте, принимаю решения быстро и без советов. 

Мне, если честно, не так важно чьё-то мнение. Обычно я сама понимаю, как что должно выглядеть и звучать. А после я собираю фидбек у друзей — не потому, что мне нужен совет. Скорее, я хочу увидеть и услышать свою музыку глазами других людей. 

Например, я часто делаю выбор в пользу грязного звучания или шумов. Мне нравится, когда у гитары появляется какой-нибудь необычный отзвук. Если при записи порвалась струна — не страшно, такие вещи делают звук настоящим и менее глянцевым. 

В прошлых интервью ты рассказывала, что сама делаешь визуал и стилизуешь клипы. Расскажи о процессе.

Я много лет занимаюсь продюсированием и стилизацией — это часть моей основной профессии. Не представляю, как можно абстрагироваться от этих процессов в сольном творчестве. Когда придумываю песню, уже в общих чертах знаю, как будет выглядеть клип. Более того, я представляю, как это реализовать технически. Мне нравится вникать в процесс до конца.

Забавно, что в последнее время я часто сталкиваюсь с персонажами, которым приходится доказывать свою экспертность. Узнала о такой позиции, что артист должен петь и не мешать на съёмках другим членам команды. Рада сообщить, что отношусь к каким-то другим артистам, которые могут и хотят не только петь, но и строить декорации, заниматься кастом, выбирать сеттинг и всё такое! И самая большая моя радость в том, что в моём собственном творчестве никто мне этого не запретит 

В твоём инстаграме указано, что кроме музыки, ты работаешь в ELLE Russia. Расскажи, чем там занимаешься?

Я бы не сказала, что профиль в инстаграме полностью отражает весь спектр моих занятий. Но рада, что есть возможность о них рассказать!

На самом деле я — маркетологиня и продюсерка съёмок с опытом в 9 лет, а все свои музыкальные видео я в основном стилизую и продюсирую самостоятельно. Поэтому работой в ELLE и одним музыкальным проектом моя деятельность не ограничивается. 

Например, кроме сольной истории, я уже давно играю в электронной группе Sewage Sour, которую тоже нежно люблю. Мы с ребятами вместе уже больше пяти лет. Началось с дружбы и песен под укулеле, закончилось туром по Италии, концертами, фестивалями. Сейчас с Sewage Sour готовим новый релиз. 

Что было раньше, «Лютик» или Sewage Sour?

Проект «Лютик» — вторая музыкальная история для Саши. Больше пяти лет девушка является солисткой Sewage Sour. Последние работы ребята выпустили в 2020 году — сингл Grust и альбом Otmena. Тексты в основном построены вокруг человеческих чувств и эмоций, с элементами меланхолии. «Я однажды устану умирать и откажусь — Я однажды не обернусь на твою грусть».

Как получается совмещать работу в крупной компании, творчество, туры?

Мне кажется, секрет заключается в том, чтобы всегда планировать тысячу дел, и хотя бы пятьсот из них доводить до конца. Я всё время в движении, никогда не останавливаюсь. Не знаю, надолго ли этот заряд, но пока не подводил.

Я не люблю выбирать, но творчество и семья всегда стоят в приоритете. Работа для меня — прежде всего способ зарабатывать деньги.

А музыка уже что-то приносит?

Не могу сказать, что мы зарабатываем на творчестве золотые горы, но, если честно, после выхода второго альбома я приятно удивлена фидбеком, в том числе и финансовым. Мы продали много музыки в сериалы, в разы больше заработали на прослушиваниях и даже в карантин выступали на онлайн-мероприятиях. Дела идут хорошо, получается.

Наверное, самое значимое событие за последнее время — это интеграция в сериал «Трудные подростки». В «подростках» звучит песня «Сезанн» из первого альбома «Еду в Йошкар-Олу», которую, кстати, я написала как раз в итальянском туре с Sewage Sour. 

Можешь сказать, что альбом прошлого лета «Банши» выстрелил?

Для меня «выстрелило — не выстрелило», это прежде всего моё собственное ощущение от результата работы. В случае с «Банши» я была приятно шокирована притоком новой аудитории.

Более того, после выпуска альбома стримы только растут, так что я бесконечно замотивирована. Ну и очень приятно заходить на Spo­ti­fy в любое время дня и ночи и видеть, сколько людей тебя слушают прямо сейчас. Непередаваемое ощущение.

А были периоды спадов, когда хотелось бросить музыку? 

Я считаю себя вполне настоящей музыканткой. И музыкой занимаюсь не для того, чтобы до кого-то достучаться, а потому что не могу её не писать. Тем более сейчас, когда я чувствую себя на подъёме. 

Для меня аудитория — это вообще не самый главный показатель. Если бы я была тигром, то не на цирковой арене, на потеху зрителям, а в зоопарке. Хотите смотреть — смотрите, но здесь никто не обещал, что вам понравится и будет весело.

Расскажи, что интересное готовите в ближайшее время? 

Мы буквально только что сняли тизер на весь альбом, где звучат семплы из нескольких новых песен и освещена концепция релиза.

В съёмках участвовал робот из пространства SENSE, который также играет важную роль в одном из клипов. Кроме того, мы готовим ещё одну работу с нашим любимым режиссёром Максимом Диденко и видео с одним благотворительным проектом, о котором пока нельзя рассказывать (хоть очень хочется).

Кажется, что ты всё время в работе. А как отдыхаешь? 

Я стараюсь не делать ничего, что мне не нравится. Поэтому пытаюсь не уставать, делать передышки и сплю. Мне кажется, я живу такой жизнью, что специально придумывать развлечения нет смысла. Встречи с редакциями глянцевых журналов, постоянные съёмки, мероприятия, работа на студии. Всё это безумно интересно и очень драйвит. И часто похоже на отдых! Но иногда, конечно, хочется уехать в Азию на месяц. Думаю, скоро наступит такой момент.

Исследую жизнь и людей, которые творят с ней что-то невероятное. Люблю слушать, выслушивать, а потом составлять тексты из реальных историй. А ещё читаю Пелевина и книжки по сексологии — и они отлично ладят в моей голове.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.