Ира Сидоркова — автоспортсменка из Карелии, пилот молодёжной программы SMP Racing. Она принимала участие в картинговых, кузовных и формульных гонках. Ира рассказала нам, почему аварии её не пугают, сложно ли соревноваться с мужчинами и как она совмещает подготовку к гонкам с учёбой в школе.
Куклы, танцы и машинки
Лет с трёх я коллекционировала игрушечные машинки. Когда папа уезжал в командировки, я просила привезти новую модель. Хотя куклы, конечно, у меня тоже были.
В 2006 году вышел мультик «Тачки». После просмотра я сказала папе: «Хочу гонять так же». Вскоре в Петрозаводске увидела рекламу картодрома и еле уговорила папу, чтобы он отвёл меня туда. На картодроме к нам подошёл тренер и предложил заниматься в детской группе. Так всё и началось.
Родителям, конечно, было страшно отпускать меня на секцию. Тогда я уже занималась бальными танцами, что их вполне устраивало. Они переживали из-за нового увлечения, но всё же поддержали меня.
Поначалу было условие: чтобы заниматься гонками, нужно ходить на танцы и учиться на все пятёрки.
Но потом папа увидел, что танцы мне совсем не нравятся, несмотря на успехи в соревнованиях. Поэтому он предложил новое условие: как только я выиграю первую гонку, могу бросить танцы. Следующую же гонку я выиграла, и на танцы больше не возвращалась.
Картинг и первый пьедестал
Я впервые заняла призовое место в Чемпионате Эстонии по картингу. Это было в 2011 году в классе для детей в возрасте 8–11 лет. После этого началась серия успешных выступлений. Возможно, меня так сильно замотивировало чувство, когда я впервые поднялась на пьедестал, держала российский флаг, получила награду.
Я вовсе не ожидала, что так получится. В той гонке была серьёзная борьба — меня постоянно пытались обогнать сразу три или четыре участника, но я не дала им этого сделать и финишировала третьей. После той гонки я выпрыгнула из карта (гоночный автомобиль без кузова. — Прим. ред.) и радовалась тому, что первый раз в жизни встану на пьедестал победы.
После этого я продолжила выступать в чемпионатах России, Эстонии, Прибалтики и Финляндии. Ездила вместе с тренером. Тогда нам было даже выгоднее выступать в зарубежных чемпионатах, чем в российских: европейские страны ближе от моего дома в Карелии, и дорога выходила дешевле. К тому же в финском чемпионате в гонках участвовали больше 70 пилотов! В России для автоспортсменов моего возраста ничего подобного не было.
«Чем сложнее гонка, тем интереснее»
В картинге я выступала до 2015 года. Когда мне было 12 лет, родители поняли, что нам не хватит денег для перехода на более высокий уровень картинга или в формулу (тип гонок в одноместных автомобилях с открытыми колёсами. — Прим. ред.). Тогда помог основатель команды «Академия ралли» Михаил Лепехов. Он предоставил мне большую машину, гоночный Volkswagen Polo. Где-то полгода я училась ею управлять. У меня горели глаза, хотя было сложно. Там была механическая коробка, каркас, передний привод — всё отличалось от карта.
В целом я достаточно быстро освоилась — уже в 2017 году, в 14 лет, вышла на старт своих первых кузовных гонок (пилоты соревнуются на модифицированных моделях серийных автомобилей. — Прим. ред.). Это было Первенство России в классе «юниор» до 18 лет. Первый этап состоялся в Грозном. За выходные там прошли две гонки: одна в субботу, вторая в воскресенье. Первую я выиграла. При этом по правилам первые восемь человек разворачивали: если ты приехал первым, то в следующей гонке стартуешь ближе к концу. Во второй гонке я стартовала восьмой, а приехала третьей.
Конечно, всегда хочется быть первой. Но чем сложнее гонка, тем интереснее — больше борьбы и обгонов. Поэтому приехать третьей, стартовав восьмой, — тоже своего рода победа.
В конце 2018 года меня пригласила на тесты программа развития российского автоспорта SMP Racing. Я впервые села за руль «формулы», но довольно быстро освоилась, поняла её особенности и проехала несколько кругов по трассе. Мои результаты понравились тренерам, и по итогам этих тестов я стала пилотом молодёжной программы SMP Racing. Сезон 2019 года я провела в испанской и российской «Формулах-4», а в этом году из-за пандемии могла участвовать только в виртуальных соревнованиях. К счастью, летом удалось вернуться на настоящую трассу — в июне меня пригласили выступить в классе «Туринг-Лайт» Российской серии кольцевых гонок.
«Я не психую, когда меня опережают»
В этом году у меня не совсем конкурентоспособный автомобиль, так как его готовили в спешном порядке. Когда соперник на корпус объезжает меня на прямой, я понимаю причину и продолжаю работать в своём темпе. Есть случаи, когда я совершаю ошибку, из-за которой меня обгоняют, — тогда стараюсь её запомнить, проанализировать и больше не повторять. Но бывает и проигрыш в честной борьбе на равных — это нормально, без поражений нет и побед, в любом случае я чему-то учусь.
У меня никогда не было проблем с эмоциями — в момент гонки не отвлекаюсь на негатив, даже если что-то не получается. Невозможно одновременно и контролировать эмоции, которые тебя переполняют, и хорошо вести машину. Благо у меня проблем с этим нет, хотя многие автоспортсмены рассказывают о мешающей злости за рулём. Я же не начинаю психовать и расстраиваться, когда меня опережают. Вместо этого делаю выводы: соперник делает что-то по-другому, возможно, лучше меня, поэтому его результат выше, значит, мне нужно работать усерднее и исправлять свои недочёты.
«Я не обращаю внимания на сексистские комментарии»
По картингу девчачьих секций не было, поэтому я ходила в группу с мальчиками. Поначалу в группе я могла услышать упрёк от мальчишек в духе: «Ты же девочка». Но вражды между нами не было, мы всегда находили чем заняться: мне тоже нравились машины и мы постоянно играли в какие-то гонки. В самом начале карьеры, когда меня мало кто знал, я сталкивалась с подколами в свой адрес. В социальных сетях незнакомые люди порой пишут неадекватные сексистские комментарии, но на это я вообще не обращаю внимания.
Большую часть своей жизни я ездила с мальчиками, да и сейчас продолжаю — женская серия W-Series, которую в народе называют «женская Формула-1», появилась только в прошлом году.
Слышала много разных мнений по поводу «женской серии», например, что она мешает развитию автоспорта, так как нельзя разделять женщин и мужчин. Но я считаю, эта серия даёт женщинам возможность развиваться в автоспорте.
Серия полностью оплачивает все расходы, а победительнице предоставляет денежный приз, при этом никто не запрещает продолжать соревноваться с мужчинами.
«Я понимаю, что могу попасть в серьёзную аварию»
Я вообще не помню, чтобы когда-то боялась скорости. Даже когда тестировала Porshe 911, не было страшно, хотя ехала 300+ км/ч. На машине «Формулы-3» можно разогнаться выше 250 км/ч, а на Volkswagen в среднем до 180 км/ч. На любой скорости чувствую себя уверенно.
Моя самая тяжёлая авария в автоспорте произошла ещё во времена картинга. Это было только начало моей карьеры, я училась обгонять. Практиковала манёвры обгона и в какой-то момент налетела на колесо другого карта.
Мой карт взлетел в воздух и перевернулся несколько раз, затем упал на землю и ещё несколько раз перевернулся. Но мне повезло — я выпала из карта на землю во время полёта и отделалась синяками.
Ещё в детстве я понимала, что выбрала довольно опасный вид спорта. Несмотря на все уровни защиты — шлем, защита шеи, негорючие костюмы — случиться может всё что угодно. Да, я могу попасть в серьёзную аварию. Но также могу зимой идти по улице, и мне сосулька на голову упадёт. Шансы такой ситуации и аварии в гонке равны. Все риски в автоспорте максимально предусмотрены.
«Любому спортсмену нужен перерыв»
Когда что-то не получается, начинаешь сомневаться в своих силах. Например, в прошлом году меня пересадили в «Формулу-4» после кузовных гонок, и мои результаты упали по сравнению с предыдущими сезонами. В таких случаях важно понимать, почему это происходит — в моём случае не хватало «наката» в «Формуле-4». Я знала, что не могу ехать на уровне других пилотов, поэтому мне нужно больше тренироваться.
Мой последний заезд на «Формуле» был в сентябре 2019 года. Если в 2021 году мне снова придётся возвращаться в формульный чемпионат, то, конечно, я буду волноваться. Все мои соперники сейчас тренируются, а я выступаю в совершенно другом чемпионате. Надеюсь, ситуация с коронавирусом исправится и у меня появится возможность выехать на тесты.
Любому спортсмену нужен перерыв, даже когда кажется, что ты не устал и можешь ещё что-то сделать. Но результаты, например, время проезда круга, говорят об обратном. Для этого тренеры пишут программы подготовки: спортсмен знает, когда нужно отдыхать, чтобы не было перенапряжения. У меня в SMP Racing тоже есть люди, которые помогают мне правильно тренироваться.
«Уроки делаю между заездами»
Дома я хожу в школу, учусь до 14–15 часов, иду на тренировку, занимаюсь с репетитором, после чего могу ещё немного потренироваться, а вечером занимаюсь урокам. Летом, например, день начинался с беговой тренировки, а затем меня ждал симрейсинг (игровой гоночный симулятор. — Прим. ред.) — готовилась к виртуальному чемпионату, потом вечерняя силовая тренировка.
Сейчас я тренируюсь в Москве, поэтому расписание у меня другое. С 10:00 до 14:00 занимаюсь на профессиональном симуляторе — всё происходит виртуально, но там такая же нагрузка на руль, как в «Формуле», так же устаёшь. Потом обед, кардио- или силовая тренировка и после всего этого свободное время — либо отдыхаю, либо гуляю, либо готовлюсь к экзаменам.
Совмещать учёбу и карьеру не очень легко, особенно в этом учебном году — весной 2021-го мне сдавать ЕГЭ. В прошлом году, например, в школе суммарно я была месяца два. Меня часто не бывает дома, поэтому приходится делать уроки между заездами или вечером после тренировок.
В 2021 году мне, скорее всего, предстоит выступать в женской формульной серии. Я буду первой и единственной россиянкой, при этом самой молодой. Это огромная честь, но и ответственность, так что мой фокус направлен на соревнования. Сейчас, когда идёт рост в карьере, нужно пользоваться возможностью и бросать все силы на спорт. Но про образование забывать я тоже не хочу.
Хочу поступить в МАДИ, но не знаю, сдам ли я физику и математику. Сейчас нет времени даже на репетитора, навёрстывать упущенное очень сложно. Так что пока всё в планах.
Раньше помимо автоспорта, у меня было много хобби — шахматы, сноуборд, акробатика. Сейчас на это не остаётся ресурсов. Свободное время есть в выходные, и тогда я стараюсь ничем особо не заниматься — как правило, полноценный выходной у меня только в воскресенье. В этот день стараюсь провести время с семьёй или друзьями. А на хобби не остаётся ни сил, ни времени.
Ещё по вечерам я могу написать какой-нибудь пост для своего инстаграма* или ВК. Спортсмен — публичная личность, а сейчас за жизнью следят через социальные сети. Поэтому важно уделять внимание подписчикам, болельщикам, прессе, спонсорам. Всё это тоже часть работы спортсмена, о которой нельзя забывать. С другой стороны, поддержку от болельщиков я получаю оттуда же — они пишут мне в комментариях, болеют за меня, и это очень приятно, мотивирует двигаться дальше.
✏️ Ещё про гонки
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.