Знать
31 августа

От единственной артистки в мужской группе до хип-хоп-див: как женщины покоряли рэп

И доказали, что жанр принадлежит не только мужчинам.

Валерия Чебитько
Валерия ЧебитькоОкончила факультет журналистики. Люблю кино, сериалы и знаю ответ на вопрос «что бы такого посмотреть?».

Сегодня треки Никки Минаж, Карди Би, Лиззо и Doja Cat возглавляют мировые чарты. А всего несколько десятилетий назад рэп полностью подчинялся мужчинам. Рассказываем историю женского рэпа: как начиная с 70-х исполнительницы постепенно завоёвывали сцену. 

70-е: первые шаги женщин на хип-хоп-сцене

Хип-хоп зародился в начале 70-х годов в нью-йоркском южном Бронксе как андеграундное движение. Пионером жанра принято считать ямайского диджея Кул Гёрка. Он добавил в свои треки длинные партии с барабанным битом и тем самым изобрёл концепцию хип-хоп музыки. Впервые он провернул этот трюк на домашней вечеринке в 1973 году. Многие поклонники назвали его «рождением хип-хопа». 

Движение хип-хопа объединило в себе несколько направлений: диджеинг, эмсиинг, танцы (в основном брейкданс) и граффити. Рэп считается одним из поджанров хип-хоп культуры. Его исполняли преимущественно мужчины. И всё же одна девушка блистала на хип-хоп сцене 70-х — Шэрон Грин, известная под псевдонимом MC Sha Rock. 

Грин была участницей известной в середине 70-х группы Funky 4+1, в которой помимо Шэрон было ещё четыре парня. Они стали первой хип-хоп-командой, которая появилась на американском национальном телевидении в шоу Saturday Light Night. Шэрон Грин назвали «Матерью микрофона»: в индустрии, полностью подчинённой мужчинам, её не воспринимали как сексуальный объект. К Шерон относились на равных, а её стилем «читки» восхищался именитый американский критик Роберт Кристгау. 

В 1979 году появилась первая женская хип-хоп группа The Sequence из Южной Каролины. Её основали три темнокожие девушки, которые дружили со школы. Их главный хит Funk you up стал первым рэп-синглом, выпущенным женской группой. Рэпер Dr. Dre позже использовал элементы этой композиции в одном из своих треков

Первой сольной рэп-исполнительницей некоторые считают Венди Кларк из Филадельфии, выступавшей под псевдонимом Lady B. Она начала свою карьеру в 1979 году. Lady B стала не только первой рэпершей, но и одной из первых исполнителей в индустрии, которые продвигали хип-хоп за пределами Нью-Йорка. 

Дебютная композиция Венди Кларк ​​To the Beat, Y'all вошла в историю рэп-индустрии. Редакторы Издательства Йельского университета Адам Брэдли и Эндрю Дюбуа включили Lady B в свою книгу «Антология рэпа» как одну из значимых исполнительниц. 

80-е: завоевание рэп-индустрии

В 80-е популярность рэпа набирала обороты. На нью-йоркском радио вели два шоу, посвящённых ему. Одно из них называлось «Рэп-атака», и вёл его DJ Mr. Magic. В декабре 1984 года в эфире этого шоу впервые выступила четырнадцатилетняя Лолита Шанте Гуден. 

Девочка-подросток бросила вызов популярной хип-хоп группе UTFO. У них в то время вышел сингл Roxanne, Roxanne. В треке описывалась история о том, как солисты группы пытаются привлечь внимание женщины по имени Роксана. Но она слишком заносчивая, чтобы обратить на них внимание. 

Четырнадцатилетняя Лолита, взяв псевдоним Роксана Шанте, в эфире шоу «Рэп-атака» зачитала группе UTFO ответный дисс, который назывался Roxanne's Revenge. В нём она жёстко «прошлась» по каждому из участников. На следующее утро Лолита проснулась знаменитой. Более того, на её выпад записали 102 ответа. 

Возможно, Роксану Шанте можно даже считать одной из родоначальниц баттл-рэпа. По крайней мере, после случая на шоу «Реп-атака» баттлы становились всё популярнее. Именно они привели к славе культовую женскую рэп-группу Salt-N-Pepa. 

Salt-N-Pepa основали подруги Черил Джеймс (Salt) и Сандра Дэнтон (Pepa), а позже к ним присоединилась DJ Дейдра Ропер. По признанию самих девушек, написать дисс на трек какого-нибудь известного рэпера было лучшим способом для женщин привлечь к себе внимание в этой индустрии. В 1985 году они записали трек The Showstoppa — ответ на The Show рэпера Дуга Э. Фреша. 

Настоящий успех Salt-N-Pepa принёс сингл Push it, с которым они ворвались в чарты и показали абсолютно новых женщин для хип-хопа. Salt-N-Pepa начали говорить о женской сексуальности, отношении к сексу и мужчинам. Часто их тексты были гораздо откровеннее, чем у мужчин-рэперов. А трек Let's Talk About Sex, который был выпущен в 1991 году, запретили на многих американских радиостанциях. Тем не менее в 1992 году его номинировали на «Грэмми». 

Хотя Lady B самостоятельно выпускала треки ещё в конце 70-х, первой сольной рэп-исполнительницей некоторые называют MC Lyte. Она стала первой женщиной, выпустившей студийный рэп-альбом. Её первая пластинка вышла в 1988 году, ей тогда было всего 17 лет. Альбом занял 50-е место в рейтинге Billboard Top Black Albums и до сих пор считается одним из самых значимых альбомов 80-х. 

Лана Мишель Мюрер, а именно так на самом деле зовут MC Lyte, с детства интересовалась хип-хопом. Первые треки она начала писать в 12 лет. Причём сразу же взялась за сложные темы. Один из первых написанных текстов (который позже стал хитом) был о зависимости от крэка. Sha Rock из Funky 4+1 и Роксана Шанте были теми самыми женщинами, которыми вдохновлялась Лана. MC Lyte во многом стала первой. Она первая рэп-исполнительница, когда-либо выступавшая в знаменитом нью-йоркском Карнеги-холле. Первая рэп-исполнительница, номинированная на «Грэмми» за сингл Ruffneck. Первая рэп-исполнительница, вошедшая в список HIPHOP HONORS от VH-1.

90-е: женские права и свободы в хип-хопе 

Время с 1986 по 1997 год считают золотым веком хип-хоп культуры. В это же время на сцене появлялось всё больше рэп-исполнительниц. Они не просто заявляли о своём праве читать рэп и выступать наравне с мужчинами. Они поднимали в своих текстах важные социальные вопросы: права женщин, сексуальную свободу, бодипозитив, насилие и абьюз. 

Одной из выдающихся рэп-исполнительниц этого периода была Куин Латифа. Она буквально стала голосом женщин в рэпе. Артистка сама поставила себе цель: делать музыку, которая понравится многим, но при этом будет нести в себе определённое послание. 

Куин Латифа говорила о силе и правах женщин в треках All Hail the Queen и Lady First. А в 1993 году она выпустила, пожалуй, главный феминистский трек в своей карьере — U.N.I.T.Y. Через два года Куин Латифа получила за него премию «Грэмми». В сингле она говорила о несправедливости, с которыми сталкиваются женщины, в том числе и в хип-хоп индустрии: насилие, домогательства, объективация и оскорбления. Самое главное — через этот трек Куин Латифа выступила против мизогинии. Она напомнила женщинам, которые хотели делать карьеру в хип-хопе, что не нужно подстраиваться под стандарты индустрии, нужно менять её и оставаться собой. 

Ещё одной значимой фигурой на рэп-сцене 90-х стала Мисси Эллиотт. Через свои треки она продвигала идеи бодипозитива, сексуальной свободы и уверенности в себе. В песни Lose control она напоминала: чтобы быть красивой, необязательно соответствовать общественным стандартам. А в треке 1,2 Step Эллиотт говорила, как женщинам важно поддерживать друг друга и сохранять дружбу.

Сингл Мисси Эллиотт We run this о неограниченных возможностях, которые есть у каждой женщины, можно назвать предшественником легендарного трека Бейонсе c аналогичным посылом — Who run the world. 


На рэп-сцене 90-х было много женщин, чьи тексты и музыка вдохновляли на внутреннюю свободу и доносили мысль: женщины могут всё. Группа TLC выпустила трэк No Scrubs, высмеивавший и критиковший мужчин, которые пытаются познакомиться с женщинами, но не понимают слова «нет». Исполнительница You-You прямо заявляла в своей музыке, что не потерпит оскорблений в адрес женщин. Lil Kim не стеснялась выражать свою сексуальность и специально (как и Мисси Элиот) использовала в своих синглах слово bitch, чтобы лишить его негативной коннотации.


Женщины проделали большой путь в рэп-индустрии: от единственной участницы в мужской группе до полноценных сольных исполнительниц. Это привело к тому, что рэп перестал ассоциироваться только с мужчинами. Никки Минаж взрывает хит-парады с синглом, критикующим объективизацию женщин. Карди Би и Megan Thee Stallion заявляют о праве женщин на сексуальную свободу. Рэп-исполнительница Jessie из Кореи учит не стесняться быть собой. Айгель Гайсина из группы «АИГЕЛ» рассказывает о женских судьбах. Кени Аркана из Франции использует рэп, чтобы выплёскивать гнев и ярость на то, что её беспокоит в мире. Артистки разных стран берут пример с исполнительниц прошлых десятилетий, продолжают развивать женский рэп и поднимать важные темы для женщин.

Обложка: Anastasiconostas / Горящая изба