Смотреть

10 итальянских актрис, изменивших историю кино

Они ломали стереотипы и показывали новые женские образы на экране.

Итальянское кино всегда было особенным — страстным и эмоциональным. Его историю писали не только режиссёры, но и актрисы. Они меняли представления о женских образах на экране и говорили о возрасте, телесности и правах женщин. 18 сентября в российский прокат вышел фильм Федерико Феллини «Ночи Кабирии», где Джульетта Мазина создала один из важных женских образов XX века. Картину выпускает кинокомпания «Пионер». Вместе с её командой вспоминаем итальянских актрис, изменивших историю кино.

Анна Маньяни

Кадр из фильма «Татуированая роза»

Амплуа: «женщины из народа» — сильные, противоречивые, без глянца.

Значимые фильмы: «Рим, открытый город», «Татуированная роза».

Маньяни — лицо итальянского неореализма. Этот жанр рождался на руинах войны: режиссёры снимали на улицах, обращались к повседневным историям и делали героями «обычных» людей. В «Риме, открытом городе» Анна Маньяни стала символом послевоенной Италии: её Пина — не «идеальная» муза, а живая женщина с болью и достоинством.

В 1955 году актриса снялась в голливудской экранизации пьесы Теннесси Уильямса «Татуированная роза» и получила за эту роль «Оскар» — первой среди итальянок. Для 1950‑х это стало культурным переворотом. Критик Робин Вуд писал, что у Маньяни «не было внешних атрибутов кинозвезды», но её эмоциональная подлинность оказалась убедительнее любого глянца. Сама актриса признавалась: «Я никогда не считала себя красивой… успех, который у меня есть как у актрисы, не из-за красоты». Маньяни доказала, что актриса из европейского кино способна соперничать по значимости с голливудскими звёздами. 

София Лорен

Кадр из фильма «Чочара»

Амплуа: страстные, гордые, независимые — от комедии до трагедии.

Значимые фильмы: «Чочара», «Брак по-итальянски».

София Лорен стала первой актрисой в истории, получившей «Оскар» за роль в фильме на иностранном языке — «Чочара». Картина Витторио Де Сика рассказывала о женщине, пытающейся спасти дочь от ужаса Второй мировой, но война догоняет их и в родной деревне. Лорен сыграла Чезиру — сильную, гордую и уставшую мать, чья трагедия стала символом целого поколения итальянок.

Актриса доказала, что может соединять масштаб кинодивы и человеческую достоверность: её героини были одновременно и иконами, и живыми женщинами. Победа не только закрепила за Лорен статус драматической актрисы, но и открыла дорогу европейским артистам на мировую сцену.

Джина Лоллобриджида

Кадр из фильма «Фанфан-тюльпан»

Амплуа: гордые красавицы и бунтарки; от плаща и шпаги до социальной сатиры.

Значимые фильмы: «Фанфан-тюльпан», «Хлеб, любовь и фантазия».

В 1950‑е Джину Лоллобриджиду называли одной из самых красивых женщин мира. Но её амплуа не ограничивалось ролью «красавицы»: на экране она играла независимых героинь, в которых сочетались сила и уязвимость. В «Фанфан-тюльпане» Лоллобриджида предстала как хитрая и решительная Аделин, полноправная участница приключений в жанре «плаща и шпаги». В «Римлянке» она сыграла Адриану — девушку из бедной семьи, вынужденную идти на компромиссы, но сохраняющую достоинство. Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» стала воплощением трагической, но гордой героини, а за роль римлянки Лизы в «Когда приходит сентябрь» она получила специальную «Премию Генриетты», которой награждали самых популярных актёров и актрис церемонии «Золотой глобус». За роль певицы Лины Кавальери в «Самой красивой женщине в мире» Лоллобриджида удостоилась итальянской премии «Давид ди Донателло». Эти работы закрепили её статус не только как кинодивы, но и как серьёзной драматической актрисы.

Однако у Джины была и вторая жизнь — фото- и документальная журналистика. В 1970‑е она стала известна как фотограф и репортёр: она публиковала фотоработы в сборнике Italia Mia, вышедшем в 1973 году, и показывала их на выставках в Риме и других городах. Лоллобриджида снимала портреты знаменитостей (от Сальвадора Дали до Генри Киссинджера), фиксировала улицы, лица и сцены повседневной жизни. Её интересовали социальные темы: детство, бедность, гуманитарные проблемы — в этом она сотрудничала с UNICEF и «Врачами без границ».

Её самым громким журналистским успехом стало эксклюзивное интервью-портрет Фиделя Кастро в середине 1970‑х. Для Джины это была смена роли: вместо объекта внимания она превратилась в автора, формирующего общественную повестку. Лоллобриджида — пример актрисы, которая вышла за рамки экранного амплуа и заняла место в мире документалистики и репортажей.

Джульетта Мазина

Кадр из фильма «Ночи Кабирии»

Амплуа: хрупкие, наивные, но внутренне несгибаемые — трагикомические героини.

Значимые фильмы: «Дорога», «Ночи Кабирии».

Мазину часто называли «Чаплином в юбке» — за умение в одном кадре соединять улыбку и слёзы. В «Ночах Кабирии» она сыграла женщину, которую раз за разом предают. Но в в финальной сцене фильма, после всех ударов судьбы, она поднимает взгляд и улыбается, когда оказывается среди музыкантов и зрителей на празднике, — в этот момент зритель ощущает особенную стойкость героини. Актриса удостоилась приза за лучшую женскую роль в Каннах, а картина получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Для Феллини это была вторая подряд статуэтка. 

«Ночи Кабирии» — одна из ранних работ мастера, где героиня имеет право быть уязвимой и одновременно сильной. Критики отмечают, что Кабирия — не просто пострадавшая от ударов судьбы, а героиня, чьё стремление к любви, достоинству и надежде придаёт ей силу. Роджер Эберт писал, что «эта маленькая женщина идёт по улицам Рима с гордостью, несмотря на все раны».

В союзе уязвимости и стойкости начинается длинная линия героинь в кино, которые не молчат, не прячутся, допускают слабость, но не позволяют ей стать их определяющей чертой. Фильм «Ночи Кабирии» вернулся в кинотеатры 18 сентября — и просмотр на большом экране позволяет ощутить эту эмоциональную палитру целиком.

Моника Беллуччи

Кадр из фильма «Малена»

Амплуа: от роковой красавицы до героини трагедий.

Значимые фильмы: «Малена», «Необратимость», «Страсти Христовы».

Беллуччи стала символом итальянской кинематографии. В её карьере были и роли роковых красавиц, и трагические героини, переживающие страдания. Но сама актриса никогда не соглашалась на то, чтобы её ценили только за внешность.

«Мы живём в мире образа, но работа — не о красоте. Если дело только в красоте, ты не продержишься и пяти минут», — сказала она в интервью The Guardian.

Беллуччи стала одной из немногих актрис, кто открыто говорил о возрасте и о том, что жизнь и карьера женщины не заканчиваются в сорок лет. Например, в 2015 году, когда ей было около пятидесяти, она сыграла Лючию Сичарру в фильме «007: Спектр», став самой старшей Bond girl в истории франшизы. Её пример помог разрушить стереотип: зрелая героиня в большом кино может быть не менее яркой и значимой, чем юная звезда.

Альба Рорвахер

Кадр из фильма «Идеальные незнакомцы»

Амплуа: хрупкие, но сильные героини, переживающие внутренние перемены.

Значимые фильмы: «Голодные сердца», «Химера».

Альба — одна из самых заметных актрис нового итальянского кино. Она прославилась в артхаусных фильмах, где внешне почти ничего не происходит, а главное скрыто в паузах и взглядах. За роль в «Голодных сердцах» она получила «Кубок Вольпи» на Венецианском фестивале — одну из самых престижных актёрских наград Европы.

Особое место в её карьере занимают работы с сестрой, режиссёркой Аличе Рорвахер. Их фильмы касаются тем женского опыта: материнства, самоопределения, сопротивления ожиданиям общества, — и Альба играет так, будто всё её тело становится инструментом, от голоса до жестов. Её мимика, движения рук, положение тела часто говорят больше, чем реплики в диалоге. 

Валерия Голино

Кадр из фильма «Человек дождя»

Амплуа: актриса между Европой и Голливудом, режиссёрка с собственным голосом.

Значимые фильмы: «Человек дождя», «Ради тебя»; режиссура — «Милая», «Эйфория».

Валерия Голино начинала карьеру в Голливуде — сыграла в «Человеке дождя» с Дастином Хоффманом и Томом Крузом. Но потом вернулась в Европу и построила карьеру заново, уже как актриса авторского итальянского кино. Валерия снималась у Марко Туллио Джордана и Эмануэле Криалезе.

В 2015 году она получила «Кубок Вольпи» в Венеции за роль в драме «Ради тебя». А ещё через несколько лет заявила о себе как режиссёрка. Её фильм «Милая» — драма о женщине, которая нелегально помогает безнадёжно больным уйти из жизни и сталкивается с тяжёлыми моральными дилеммами, — был отобран в Канны. Спустя пять лет там же представили «Эйфорию» — фильм о двух братьях с очень разным укладом жизни: один успешный предприниматель, другой скромный школьный учитель. Неожиданное испытание вынуждает их сблизиться и по-новому взглянуть на свои отношения.

Голино доказала, что актриса может оставаться успешной и на экране, и за кадром. Для неё переход к режиссуре не значил потерю статуса звезды — наоборот, стал способом обрести новый голос.

Жасмин Тринка

Кадр из фильма «Везучая»

Амплуа: женщины «без прикрас» — уязвимые и упрямые.

Значимые фильмы: «Комната сына», «Везучая».

Жасмин Тринка дебютировала в «Комнате сына» Нанни Моретти — фильме, получившем «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Она сыграла Андреа, дочь психоаналитика и сестру подростка, погибающего в начале истории. На экране её героиня остаётся тихой свидетельницей семейной трагедии. Через молчание, замкнутость и редкие реплики Тринка показала, как боль утраты проживается юной девушкой — без слов, но с глубиной и достоверностью. Тогда она ещё была студенткой, но сразу привлекла внимание критиков своей естественной игрой.

Позже Тринка много раз подтверждала, что её сильная сторона — героини без позы. Она играет женщин, которых можно встретить в любой итальянской семье или на улице: матерей-одиночек, тех, кто выживает и борется за счастье каждый день. В 2017 году её роль в фильме «Везучая» принесла ей приз за лучшую женскую роль в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля.

Тринка стала одной из актрис, которые вывели на первый план образ «обыкновенной женщины». Её героини воспитывают детей, сталкиваются с бедностью и ошибаются. Благодаря Тринке такие роли в итальянском кино стали не эпизодическими, а центральными. Она доказала, что история обычной женщины может быть основой большого фильма и получать признание на ведущих фестивалях.

Паола Кортеллези

Кадр из фильма «Добро пожаловать в Рим»

Амплуа: комедиантка, драматическая актриса — и режиссёрка-феномен.

Значимые фильмы: «Добро пожаловать в Рим», «Всегда есть завтра».

Паола Кортеллези — одна из самых ярких и разносторонних звёзд современного итальянского кино, чья карьера охватывает комедию, драму и социально значимые проекты. С ранних лет она проявила талант комедийной актрисы. Уже в тринадцать лет Кортеллези появилась на экране в музыкальном телешоу Indietro tutta!, а позже блистала в различных развлекательных программах.

На большом экране Паола дебютировала в комедии «Три придурка и удача», где её лёгкость, самоирония и исключительная мимика сразу сделали её любимицей публики. Её комедийный талант раскрылся в фильмах «Секс — за деньги, любовь — бесплатно» (за эту роль она получила премию «Давид ди Донателло»), «Между нами, девочками», «Добро пожаловать в Рим» и других. В комедиях Кортеллези умело сочетает сатиру и социальные темы, показывая жизненные ситуации с иронией и теплотой, благодаря чему стала одной из любимейших актрис Италии.

С другой стороны, её режиссёрский дебют, фильм «Всегда есть завтра» (2023), — это чёрно-белая драма о послевоенном Риме и проблеме домашнего насилия. Кортеллези создала картину, сочетающую серьёзный социальный посыл с элементами гротеска и мюзикла. Фильм стал самым кассовым в Италии в 2023 году и вошёл в десятку самых успешных картин страны за всю историю.

«Всегда есть завтра» вызвал широкий общественный резонанс, активно обсуждался в школах и был поддержан политиками. Такой успех — редкий случай, когда социальная проблематика встретилась с массовым зрительским откликом.

Челесте Далла Порта

Кадр из фильма «Партенопа»

Амплуа: новые героини итальянского кино, в которых сочетаются притягательность и глубина.

Фильмы: «Партенопа».

Родившаяся в 1997 году, Челесте начинала карьеру как модель и актриса короткометражек. Настоящая известность пришла к ней в 2024 году с главной ролью в фильме Паоло Соррентино «Партенопа», который был показан в основном конкурсе Каннского кинофестиваля.

В «Партенопе» Далла Порта сыграла яркую, неукротимую девушку, чья история отражает дух современного Неаполя. Роль требовала показать героиню в её многогранности: от стремления к свободе до внутренней уязвимости. Работа с одним из ведущих итальянских режиссёров стала для Челесте профессиональным испытанием и одновременно прорывом.

Хотя фильм получил смешанные отзывы, критики выделили яркую экранную харизму актрисы. Это сделало Челесте одним из самых перспективных и заметных молодых лиц в итальянском кино.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
ТЕСТ: Какие слова вам нужно услышать до конца года? Подскажет фея Винкс!
Google назвал фильм, который чаще всего искали в сети в 2025 году. В нём играют российские актёры!
Как играть в «Тайного Санту»: в офисе, дома и с друзьями
Главным цветом 2026 года по версии института Pantone стал «облачный танцор»
Больше не Чёрная Вдова. Скарлетт Йоханссон после фильмов Marvel решила присмотреться к вселенной DC
Глава HBO Max объяснила, почему новая экранизация «Гарри Поттера» не разочарует ни одного поттеромана