О многих услугах и возможностях, которые сейчас кажутся привычными, в начале 2000-х можно было только мечтать. Вместе с «Самолетом» вспомнили, как за последние 20 лет изменились российские города.
1. Больше не нужно стоять у плиты, чтобы организовать вкусный ужин
Старшее поколение, возможно, до сих пор не может принять то, что молодёжь заказывает в интернете буквально всё — от упаковки яиц и подсолнечного масла до полноценного праздничного ужина. Но услуга почти сразу после своего появления стала широко доступной, поэтому современные горожане предпочитают делегировать походы в магазины и готовку специальным сервисам.
Первые доставки еды появились От древности до современности: как люди начали заказывать еду на дом / Inmyroom в России в 1990 годах. До этого люди перекусывали в столовых или готовили дома. Сегодня без такой услуги трудно представить жизнь в мегаполисе. Цифры подтверждают: в 2022 году объём российского рынка доставки еды достиг Доставка готовой еды (рынок России) / Tadviser 601,3 млрд рублей — в четыре раза больше, чем в 2018-м. Помимо продуктов и готовых блюд, вам могут привезти одежду, мебель и технику. Всего в 2022 году курьеры выполнили В 2022 году российский рынок курьерской доставки вырос на 24,5% / Ведомости 1,16 млрд доставок «до двери».
Критерии, по которым люди оценивают комфортную жизнь, могут значительно отличаться даже от тех, что были пару десятилетий назад. Поразмышлять об этом можно вместе с героями документального сериала «Живите лучшую жизнь» — Ксенией Дукалис, Эмиром Кашоковым, Евгением Викентьевым, Борисом Кузиным и Милой Ершовой. Вместе с участниками городских инициатив и научными сотрудниками они говорят о ментальном здоровье, развитии и самореализации, пищевых привычках, досуге в мегаполисе.
2. Для комфортного передвижения не обязательно покупать машину
Если 20 лет назад своя машина была частью социального престижа, то сегодня это не так. Согласно опросам, 73% россиян не планируют Автомобилизация России: мониторинг / ВЦИОМ покупать автомобиль. И дело не только в уровне финансов — в современном городе можно легко обойтись без личного транспорта. Достаточно просто взять его в аренду — в 2012 году в России появился ПЕРСПЕКТИВЫ КАРШЕРИНГА В РОССИИ / Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» первый каршеринг. А к началу 2023-го только в Москве совокупный парк арендных машин состоял Каршеринг (car sharing) рынок России / Tadviser из 30 тысяч автомобилей.
Вызвать такси тоже проще — никуда не нужно звонить, нужно просто открыть приложение. Есть возможность добавить комментарий — например, указать необходимость детского кресла или предупредить о поездке с животным. А в карточке водителя будут его имя, фотография и рейтинг. И всё это без головной боли о том, что личную машину нужно помыть, поменять на ней шины или пройти техосмотр.
Развивается не только рынок каршеринга и такси, но и аренда велосипедов или самокатов. Такой транспорт позволяет передвигаться по городу гораздо быстрее, но не у всех есть возможность хранить его в квартире. Аренда удобна, если вы не планируете пользоваться велосипедом или самокатом каждый день, но любите иногда покататься с друзьями.
3. Доступ к интернету есть везде
С начала века телефоны проделали путь от кнопочных устройств, позволяющих максимум звонить, писать СМС и скачать рингтон из «Бумера», до гаджетов, при помощи которых можно играть в кристаллы, находить свою судьбу в дейтинг-приложениях или учить английский под надзором зелёной совы. Город тоже отреагировать на эти изменения. В 2013 году в Москве появился «МаксимаТелеком» обеспечила полное покрытие сетью MT_FREE на всем протяжении большой кольцевой линии / Tadviser публичный Wi-Fi, а в конце 2022-го городская сеть Moscow_WiFi_Free насчитывала Городская сеть Wi-Fi в Москве насчитывает 24 тысячи точек доступа / Интернет-портал «Российской газеты» 24 тысячи точек доступа.
Пользоваться интернетом можно и в метро. Например, в Казани в 2013 году он появился Бесплатный Wi-Fi появился на всех станциях казанского метро / РИА Новости на всех станциях. Годом спустя сеть MosMetro_Free заработала «МаксимаТелеком» обеспечила полное покрытие сетью MT_FREE на всем протяжении большой кольцевой линии / Tadviser на всех 12 линиях подземки в Москве. А Санкт-Петербург присоединился Тотальный Wi-Fi: как интернет в метро превращается в деньги / РБК позже — в мае 2017-го начала работать беспроводная сеть на первой линии. Сейчас людей, смотрящих в метро трёхчасовые интервью по пути на работу, ничуть не меньше, чем привычных пассажиров с книгами.
4. Часть сотрудников переместились из офисов домой или в коворкинги
Тенденцию усилила пандемия, но и сами люди стали относиться к работе по-другому. Для некоторых возможность трудиться Россияне предпочитают удаленку высокой зарплате / Агентство экономической информации ПРАЙМ удалённо даже важнее, чем высокая зарплата. Компании тоже стали чаще искать дистанционных сотрудников — в 2022 году они были Удаленная работа в России / Tadviser в 2 из 10 предприятий страны.
Больше четверти россиян работают Опрос: более четверти россиян работают в удаленном или гибридном формате / Газета.Ru удалённо или чередуют труд из дома и офиса. Такой формат может быть привлекательным по многим причинам, например, не нужно тратить время на дорогу или отвлекаться на разговоры коллег. А если вдруг станет скучно, легко выбраться с ноутбуком в кафе или коворкинг. Последних в России больше 800 Что ждёт рынок коворкингов в будущем - исследование / vc.ru . Рекордсмены по их количеству — Москва и Санкт-Петербург. Но не проблема найти подходящее пространство Коворкинги России / kovorkingi.ru в Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре и многих других городах. Люди, выбирающие коворкинги, считают Research: How Coworking Spaces Impact Employee Well-Being / Harvard Business Review такую работу более приятной с социальной точки зрения. Причина в том, что они выбирают не только место работы, но и окружение.
5. Здания бывших фабрик превращают в культурные пространства
Изменения в экономике и производстве привели к тому, что крупные заводы и фабрики, построенные на рубеже XIX–XX веков, оказались не у дел. Здания цехов, как правило, находятся в черте города, а иногда и в центре. Новая жизнь в них появляется благодаря редевелопменту — перепрофилированию невостребованной недвижимости под современные цели, например под квартиры, культурные пространства или офисы.
Культурные площадки на месте бывших фабрик появились в Москве, Ярославле, Туле, Челябинске и других городах. Например, в Нижнем Тагиле металлургический завод превратили в музей-заповедник «Горнозаводской Урал». А в Самаре арт-кластер «Станкозавод» появился на месте станкостроительного завода, который долго стоял заброшенным. Такие площадки становятся центром притяжения для музыкантов, художников и дизайнеров. В них появляются кафе и шоурумы, читают лекции по искусству, проводят выставки и мастер-классы.
6. Транспортная инфраструктура стала умнее
В неё входят Умный город: развитие в России / Tadviser детекторы транспортного потока, электронные системы оплаты проезда, адаптивные светофоры, которые переключаются в зависимости от трафика на дороге. Такой подход — часть концепции умного города, который предполагает интеграцию цифровых технологий в пространство мегаполиса. Идея появилась History of smart cities: Timeline / Verdict ещё в 1970-х годах в Лос-Анджелесе, но по-настоящему развиваться начала в новом веке.
Помимо умной транспортной инфраструктуры реализуют другие планы, которые делают жизнь комфортней. Например, запускают онлайн-сервисы, позволяющие участвовать в обсуждении городских проектов или записаться в поликлинику. Повсеместное распространение Wi-Fi — тоже часть концепции.
Кстати, в 2021 году Москва вошла Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира / ТАСС в топ-7 умных городов мира. В списке также оказались города из Австралии, Канады, Бразилии и Вьетнама.
7. В кафе и ресторанах можно попробовать что-то новенькое
Раньше в городах были доступны разве что столовые, пивные и рестораны, куда ходили по большим праздникам. Например, первое заведение японской кухни открыли Где придумали роллы? / Аригатор в России в 1980 году, но суши и роллы были такими дорогими, что позволить их себе могли далеко не все. Теперь суши-бары работают даже в маленьких городах, и цены в них стали более демократичными.
Выбор блюд стал гораздо шире. Появляются рестораны с национальными кухнями, авторскими меню, веганские кафе и кофейни, где можно попробовать напитки на любой вкус. Например, набирает «Сегодня кофейня — это максимально понятный и доступный формат в отрасли» / Коммерсант популярность направление specialty, которое предполагает использование зёрен повышенного качества. Вместе с тем в кофейнях не боятся экспериментировать: гости могут купить не только привычный эспрессо, но и авторский кофе с пряностями, ягодами и другими добавками. Ходить в кафе стали не только по праздникам — сегодня там встречаются с друзьями, проводят рабочие совещания или просто выбираются поужинать, если не хочется готовить дома.
8. В городах появились удобные парки и площадки для тренировок
Зоны для отдыха всей семьёй развиваются не только в центрах, но и в спальных районах. Например, осенью этого года в Москве открылся Собянин: В столице появился парк "Зябликово" / Интернет-портал «Российской газеты» новый парк «Зябликово», который разрабатывали с учётом пожеланий горожан. А в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга появился Возле шоссе Революции открылся сад "Времена года" с растениями для всех сезонов / Деловой Петербург сад «Времена года».
Выбираться в парк чаще удобно в выходные, но есть и доступные дворовые пространства на каждый день. Площадки, где можно подтянуться на турнике, были и раньше. Но сейчас они превратились в полноценные пространства для тренировок, где можно выполнять более сложные упражнения. Популярность воркаут начал набирать Что такое воркаут и как начать тренироваться на улице / РБК в конце 1990-х. А сегодня у направления есть объединения и федерации, которые проводят всероссийские и мировые соревнования.
Тому, как меняются требования к качеству жизни, посвящён альманах «Живите лучшую жизнь», снятый по заказу «Самолёта». Посмотреть его можно на «Кинопоиске». Пять режиссёров сняли пять высказываний на разные темы — о развитии, досуге, физическом и ментальном здоровье, окружении современного горожанина. Каждая серия сделана в своём стиле, но все они объединены общим смыслом.