Работодатели часто недооценивают проявление менсплейнинга в коллективе. Они отмахиваются от новых и постоянно меняющихся терминов и считают, что подобное не является проблемой. Учёные Кейтлин Бриггс, Даниэль Гарднер и Энн Мари Райан из Университета штата Мичиган и Университета штата Колорадо выяснили, как мужчины и женщины по-разному реагируют на снисходительное общение на работе.
В эксперименте учёных участвовали 128 человек из одной компании. Их попросили представить, что они назначены в рабочий комитет, которому поручено распределить бонусные средства среди сотрудников. Чтобы точнее воссоздать ситуации, исследовательницы наняли двух актёров. Один из них спрашивал у участников, поняли ли они, что нужно сделать. А затем, не выслушав их ответа, начинал объяснять заново.
«Итак, я не думаю, что вы действительно понимаете задачу. Там говорилось, что вы должны разделить лишние деньги между всеми работниками. Вы должны решить, какую премию, по вашему мнению, заслуживает каждый сотрудник».
Актёр, принявший участие в исследовании
Эксперимент показал, что женщины, в отличие от мужчин, с меньшей вероятностью снова подойдут к тому мужчине. Более того, этот опыт привёл к негативным реакциям среди сотрудниц. Многие из них почувствовали дискомфорт, тревожность и начали сомневаться в собственной компетентности.
Мужчины же, наоборот, остались равнодушны к снисходительным разговорам или перебиванию. Учёные предполагают, что это может быть связано с тем, что, когда мужчины перебивают друг друга, то чаще всего говорят что-то положительное — например, соглашаются с собеседником.
Видеозапись эксперимента также показала, что женщины меньше разговаривали после этой ситуации. Мужчины же продолжали общаться как прежде.
По мнению исследовательниц, в краткосрочной перспективе менсплейнинг заставляет работниц чувствовать себя некомфортно. Но в долгосрочной — серьёзно влияет на карьеру. Чтобы справиться с менсплейнерами в офисе, многие женщины избегают определённых сотрудников. В исследовании отмечается, что в некотором смысле это эффективная стратегия, которую называют «способом защиты собственного счастья». Но она влияет на производительность, ограничивает профессиональные связи и мешает карьерному росту. Особенно это проявляется в тех в случаях, когда такое поведение исходит от мужчины, занимающего руководящую должность.
Таким образом, исследовательницы советуют руководителям чаще обращать внимание на подобные ситуации. Вести беседы с сотрудниками и создать систему наказаний для тех, кто позволяет себе ставить под сомнение компетентность своих коллег. Они также включили в рекомендации создание наблюдательного аудита, чтобы сразу выявить случаи проявления гендерного неравенства, и специальное обучение, которое обозначит нормы поведения в коллективе.
Подробнее о явлении менсплейнинга читайте в нашем большом материале.