Про забавные ролики в ТикТоке все знают, а ещё это отличная площадка для раскрытия творческого потенциала: кто-то занимается кастомизацией кукол, кто-то создаёт уникальную одежду, а кто-то лепит из глины.
«В ТикТок я заходила со скрипом. Общественное мнение насчёт „детскости“ площадки давало о себе знать»
Моя история — пример того, что если чего-то очень захотеть, можно научиться многому. У меня нет художественного образования, но руки всегда тянулись что-то мастерить. Бисероплетение, шитьё, папье-маше, вязание — чего только я не перепробовала! Но ничто не увлекало надолго.
Однажды я набрела на группу одного мастера керамики и очень удивилась: а так вообще можно, создавать качественную посуду без огромных заводов?! Я быстро нашла керамиста-гончара в своём городе и записалась на курс. Затянуло с головой, через месяц уже заказала собственный гончарный круг.
Был долгий процесс обучения: пробы, ошибки, нервы... При учителе вроде всё получалось, а стоило начать дома — руки сразу всё забывают.
Первые работы начала выкладывать в инстаграм* в 2017 году. Тогда я ещё носила изделия на обжиг в чужую мастерскую, потому что муфельная печь — недешёвое удовольствие. Со временем появилась своя небольшая печь и помещение под мастерскую.
Ещё на этапе открытия магазинчика в инстаграме* я понимала, что нужно выбрать направление. Это помогает мастеру лучше сконцентрироваться и найти единомышленников.
Лично у меня и так куча идей в рамках моей тематики — без неё меня бы унесло на волнах разнообразия глазурей, техник и образов.
Покопавшись в себе, я поняла, что безгранично люблю романы о Гарри Поттере. Ещё меня вдохновляет эстетика эзотерики, и вообще во всём мистическом я вижу красоту. Поэтому решила, что тематика Witch Ceramics лучше всего раскроет мою фантазию.
Некоторых людей, правда, отталкивает и название, и творчество. Например, кружки-монстрики с множеством глаз и с зубами работают как отпугиватель суеверных бабушек на ярмарках.
Собственной посудой я пользуюсь постоянно. Раньше оставляла только брак, а сейчас, если понимаю, что чего-то не хватает дома, делаю отдельно. Есть вещи, в которых так причудливо смешались глазури, а как это получилось — не помню, вот с ними очень тяжело расставаться!
Керамика — мой единственный источник дохода, не всегда стабильный, но пока всё хорошо. Стоимость работ в среднем от 1800 до 3000. В неё, естественно, закладываются материалы, затраченное время, аренда помещения, электроэнергия... А ещё степень моей влюблённости в предмет.
В ТикТок я заходила со скрипом. Сначала, конечно, общественное мнение насчёт «детскости» площадки давало о себе знать. Но аудитория быстро разрослась, и теперь там есть место для каждого.
Как по мне, ТикТок — отличное место для того, чтобы рассказать о своём существовании. Где-то есть люди, мечтающие о вещах, которые делаешь ты. И ТикТок соединит вас!
Снимать и лепить, конечно, сложно. И телефон вечно в глине! Порой на съёмки нужно выделять целый день. С монтажом проще — в приложении довольно простые и удобные инструменты. Но это стоит того: из-за алгоритмов ТикТока, которые устроены так, что ты залетаешь в рекомендации и люди на тебя переходят, затраты на рекламу стали гораздо меньше.
Конечно, для хороших результатов нужно выкладывать видео постоянно. Но у меня получается стихийно, когда появляется классная идея!
Я активно веду странички и в Инстаграме*, и в ТикТоке: в ТикТоке в основном показываю процесс работы, а в инстаграме* — готовые результаты.
Если говорить о каких-то больших планах — хочется расширить аудиторию в России и за границей. Ещё есть множество идей, которые хочу реализовать. Но главная мечта — это большая мастерская.
«Спустя много лет мне снова захотелось заняться бисером. И вдохновил меня на это ТикТок»
Когда я училась в 11-м классе, мне захотелось кастомизировать кое-что из моих вещей, придать им индивидуальности. Меня никто этому не учил, я вышивала интуитивно. Вскоре я про это забыла. И вот спустя много лет мне снова захотелось заняться бисером, и вдохновил меня на это ТикТок. А точнее — ролики мастеров из рекомендаций.
В январе 2021 года я купила курс у девочки, работы которой мне очень понравились. Так как я рисую с детства, мне легко даётся всё, что связано с мелкой моторикой, а курс помог закрыть пробелы в знаниях и начать вышивать.
Сейчас вышивка бисером — мой основной заработок. Заказы пошли практически сразу, как только я начала выкладывать работы в Инстаграме*.
Хотя я периодически слышу от знакомых, что выбрала себе несерьёзное занятие. Но для меня это совершенно неважно. Самое главное, что думаю я сама и как себя ощущаю. А ещё меня поддерживают близкие.
Что касается моих работ, то я продаю изделия с собственным дизайном или разрабатываю эскиз совместно с клиентом. А свою одежду я постоянно кастомизирую. У меня есть кепка «88» или джинсовка с «Лавром» Альфонса Мухи.
Меня вдохновляют художники, история и предметы искусства, кино, актёры, иллюстрации, животные, природа, другие мастера и их творчество. Ещё сейчас в тренде девяностые. И мне действительно нравится американская эпоха 80-х и 90-х. У меня есть ретроспективные работы, например кассета. Но многие из них я не выкладываю в социальных сетях, потому что они не совсем вписываются в ленту.
Изначально я зарегистрировалась в ТикТоке в поисках художников-портретистов и иллюстраторов для вдохновения. Потом сама начала выкладывать видео с процессами рисования портретов. И хотя большую часть моей ленты занимает бисер, я продолжаю рисовать, а параллельно учусь на иллюстратора.
Не могу заниматься чем-то одним. Мне нравится постоянно искать новое и расширять круг интересов и занятий. Недавно я начала комбинировать вышивку бисером с росписью одежды.
Для меня ТикТок — это площадка для вдохновения и самореализации.
Там очень много талантливых людей. А ещё там подвижная и доброжелательная аудитория. Я получаю много положительной обратной связи. Это очень приятно.
Но из-за ТикТока действительно прибавилось работы. Снимать ролики оказалось не так просто, как казалось на первый взгляд: тут нужно продумывать идею, вкладывать посыл и эмоции. Плюс пришлось докупить техническое оборудование.
У меня есть своя стратегия развития — без неё мне вообще сложно начать какое-либо дело. Важно понимать, зачем это и куда расти. Сейчас планы такие: комбинировать вышивку бисером с росписью ткани, прийти к сотрудничеству с мастерами смежной сферы. А вообще я мечтаю открыть шоурум и обучать других вышивке бисером.
«В ТикТоке я начала общаться с другими авторами. Оказалось, мы взаимно любим творчество друг друга»
До кукол я занималась разными видами творчества: шила, рисовала, лепила, делала всякие штуки типа ловцов снов, занималась татуировками. Но меня не хватало надолго — спустя какое-то время становилось скучно.
В 2015 году я случайно нашла на ютубе парочку зарубежных мастериц, которые расписывали куклам лица. Это было интересно и необычно, поэтому я решила попробовать сама. Постепенно начала не только перерисовывать лица, но и перепрошивать волосы, шить одежду, делать аксессуары и полноценные образы. Именно из-за того, что это хобби сочетает в себе столько разных процессов, мне до сих пор не наскучило.
Кукол я беру где придётся. Есть куклы разной редкости. В данный момент самые востребованные куклы в моём исполнении — мальчики Ever After High.
Их производство прекратилось, и они давненько пропали с полок магазинов, поэтому их нигде кроме как с рук у коллекционеров не достать.
Изначально, пока я училась в колледже и жила с родителями, куклы были просто хобби. Я зарабатывала совсем немного себе на личные расходы. После окончания колледжа скилл и аудитория выросли, и я стала обеспечивать себя этим «хобби».
Но когда хобби — твоя работа, ты настолько увлечён, что не получается разграничивать время работы и время отдыха. Пару раз я серьёзно выгорала, потому что могла работать два-три месяца в эйфории без выходных.
Раньше я работала как на заказ, так и делала кукол на продажу со своими образами. Сейчас я переосмыслила работу с клиентами и решила, что мне комфортнее делать только свои образы. Тем более у меня всегда куча идей, которые я хочу реализовать.
А вдохновляюсь я стильными людьми из ТикТока, Инстаграма*, Пинтереста, персонажами разных мультиков, сериалов, книг и комиксов, модой. Да буквально всем, что меня окружает. За столько лет я наработала такую визуальную базу, что могу за минуту придумать полноценный образ, опираясь только на одну базовую вещь, аксессуар или причёску.
Зачем вообще переделывать кукол? У меня на этот вопрос два ответа.
Первый — это мой метод самовыражения в творчестве. Даже если бы они никому не было нужны, я бы всё равно этим занималась, чтобы выплеснуть куда-то весь свой творческий потенциал.
Второй — да, на рынке много разнообразных кукол. Но вы вообще видели их образы? На мой взгляд, 90% — посредственность. Дизайн для детей и полнейшая безвкусица. Каждый год компании упрощают дизайны и делают кукол на поток, лишь бы продать. Кукольные мастера же делают искусство и моду. Это ценят более взрослые коллекционеры.
Изначально к ТикТоку я относилась несерьёзно. Пару месяцев сидела там ноунейм-пользователем и перекидывалась мемами с друзьями. Потом решила залить несколько видео. Появился отклик, и меня затянуло.
Мне нравилось снимать и общаться с аудиторией. За полгода аккаунт вырос до 122 тысяч подписчиков, что меня, конечно, очень удивляло.
Для меня ТикТок — платформа, куда я сливаю всё своё творчество, просто чтобы слить и не держать в себе. Я устала вести кучу социальных сетей: отдельно группу по куклам, отдельно по артам. Я решила, что мой аккаунт будет просто сборищем всего, чем я увлекаюсь. Поэтому там кастом кукол, мемы по фандому, которые я рисую, спидпэинт по артам и комиксу, который я начала, процесс росписи вещей и прочее-прочее. На каждое видео приходят разные люди из рекомендаций, которым интересно то или иное, может, поэтому аккаунт так разросся?
А вообще я обожаю эту платформу. В ТикТоке я нашла соулмейта, представляете? И начала общаться с крутыми авторами, за которыми я следила в других социальных сетях, но не знала, что они вообще знают о моём существовании. В итоге оказалось, мы взаимно любим творчество друг друга. Так что можно сказать, что ТикТок изменил мою жизнь в лучшую сторону.
Но, с другой стороны, появилось ощущение, что я должна. Должна дать аудитории какой-то контент. Из-за этого я немного выгорела и один месяц летом просто отдыхала.
Ещё из сложностей — темы для видео с закадровым голосом. Сложно каждый раз придумывать что-то новое. К тому же нужно настроение, чтобы говорить за кадром приятно и интересно. Увы, именно видео с ГЗК (голос за кадром. — Прим. ред.) собирают больше просмотров и откликов, а это то, что держит меня на плаву и помогает продолжать делать то, что я делаю.
В идеале в будущем мне бы очень хотелось создать свой бренд кукол типа «Барби» с массовым производством и доступностью. Но как? Этого я пока не представляю.
«Сначала я стеснялась рассказывать, чем занимаюсь. Но благодаря моей аудитории начала чувствовать больше уверенности в себе»
Однажды на втором курсе я зашла в магазин тканей и подумала, что было бы неплохо сшить что-то из меха. Из-за того, что я постоянно занималась творчеством, мне было несложно понять, из каких частей состоит сумка и что где надо сшивать. Можно сказать, это и стало официальным началом.
А чуть больше года назад я увидела видео в рекомендациях в инстаграме* — там кто-то тыкал странной иглой в ткань и получалась вышивка гладью. Мне пришлось постараться, чтобы понять, что с другой стороны — ковёр, а потом — попотеть, чтобы найти информацию о ковровой вышивке. Когда я попробовала вышивать в первый раз, у меня ничего не получилось, и я забросила это дело на полгода. Теперь вот снова вернулась.
Отличительная черта моих изделий — они преимущественно розового цвета. Я не помню, как розовый цвет пришёл в мою жизнь, но это точно было внезапно.
Просто в какой-то момент я начала обращать внимание на красивые розовые вещи, потом моргнула — и вот я уже шью розовые бархатные шторы домой и крашу стену.
Больше всего места в моём сердечке занимает модерн — его орнаменты просто что-то с чем-то! Но я нечасто на них опираюсь.
Возможно, из-за того, что большую часть жизни я училась рисовать и всегда старалась сделать что-то максимально сложное, объёмное и продуманное, теперь с каким-то странным чувством лёгкости смотрю на простые картинки: клубнички, цветочки, сердечки.
Мне очень нравится это ощущение простоты и красоты. Я стала меньше заморачиваться и получать больше удовольствия от работы.
Вообще я никогда не планировала этим заниматься и думала, что буду шить одежду. Но вот тогда, на втором курсе, я сшила себе сумку-сердечко, и мне почему-то показалось это настолько классным, что кто-то обязательно должен захотеть себе такую же.
Когда у меня есть время, я делаю разные коврики по своим задумкам, а когда ко мне кто-то приходит с запросом — разрабатываю эскиз уже лично под человека. Сумки я шью только по собственным дизайнам. Максимум могу укоротить или удлинить ремешок.
В ТикТок я пришла случайно. Увидела у Даши Зарыковской какое-то простенькое видео и решила сделать что-то похожее. Я обнаружила, что мне нравится делать мини-видео о моих работах и о творческом процессе.
Изначально у меня вообще не было никаких ожиданий. Я использовала ТикТок для того, чтобы монтировать видео для Инстаграма*, а потом просто втянулась.
Естественно, это начало сказываться на заказах: я уже примерно год просто-напросто не могу пошить сумки, которые были бы «в наличии». Думала, может, летом будет побольше свободного времени, но очередь только выросла — с четырёх до шести недель.
Вести ТикТок мне несложно. Я научилась быстро монтировать. В основном на озвучку и монтаж уходит где-то полчаса-час. А вот работы прибавилось именно за счёт заказов, но мне это даже нравится.
Иногда в комментарии приходят хейтеры с посылом «кто это вообще носит?». Я оставляю за собой право как-нибудь едко ответить — всё-таки я живой человек и не могу не реагировать, когда кто-то влезает в моё личное пространство и портит настроение.
Но вообще плохие комментарии быстро забываются на фоне положительных отзывов.
Ещё ТикТок помогает самооценке. В моём окружении никто и никогда не принижал мои увлечения. Я это делала сама. Поэтому сначала стеснялась рассказывать, чем занимаюсь. Но благодаря моей аудитории начала чувствовать больше уверенности в себе.
«Когда алгоритмы поняли мои вкусы, я нашла там профили по душе и осмелилась выложить свои ролики»
В моей семье все женщины умеют вязать! Мама и бабушка спицами, а прабабушка крючком. Они научили и меня, когда я была ещё совсем маленькой. Мне нравилось вязать одеялки и одежду для игрушек.
Вообще изначально я занималась иллюстрациями. Но в какой-то момент поняла, что одними картинками сложно себя прокормить, поэтому решила дополнить их физическим воплощением. Так появились первые зверьки.
Меня вдохновляет природа и её многообразие. Нравятся веточки, шишки, грибочки, камушки. Все эти маленькие и иногда незаметные вещи — для меня настоящие сокровища. Тащу всё домой и любуюсь. Мечтаю найти куриного бога (камушек с отверстием), но вот всё никак. Ещё я собираю советские книжки по ботанике с атмосферными иллюстрациями. Поэтому и выбрала именно такую тематику для своего творчества.
Вязание игрушек — один из моих заработков. Но вся моя работа связана с творчеством и созданием разных штук. Помимо зверьков, я ещё вяжу гномьи шапки, а также немного занимаюсь керамикой и иногда рисую и шью.
А по образованию я секретарь-архивовед. Полтора года отработала по профессии и поняла, что дальше так не могу. Долго откладывала деньги, чтобы была «подушка», а потом ушла. На работе даже не поверили, что я собираюсь просто рисовать или заниматься творчеством.
Я искренне верю в поддержку маленьких бизнесов и независимых создателей. Мне кажется, от этого выигрывают все: вы получаете уникальную вещь, которая будет с вами долгие годы, а я могу заниматься работой мечты. А ещё я очень забочусь о своих игрушках, использую веганские материалы, стараюсь производить меньше мусора и переиспользовать то, что можно.
Я работаю и над индивидуальными заказами. Вместе с клиентами мы придумываем игрушку с нуля, или, если у заказчика уже есть идея, я помогаю лишь с визуализацией. Главное для меня — не повторять работы других.
Я долго отрицала необходимость прихода в ТикТок, именно потому, что предвзято относилась к площадке. Плюс казалось, что весь контент, который там есть, совершенно не в моём духе — мне там аудиторию не найти.
Но когда алгоритмы поняли мои вкусы, я нашла там профили по душе и осмелилась выложить свои ролики.
Сначала ТикТок был именно для привлечения новой аудитории. Я поняла, что застряла на своей цифре в Инстаграме* и хочется чего-то нового. Но теперь я вижу для себя большой потенциал: у меня есть много идей для видеоформата.
Иногда в комментариях некоторые люди пишут, что хотят связать такие же игрушки, как у меня. От этого мне становится грустно. Я стараюсь удалять такие комментарии. Я очень трепетно отношусь к своей интеллектуальной собственности. Ведь все схемы я придумываю сама, некоторые можно приобрести для личного использования. И мой страх — увидеть, как кто-то получает выгоду, продавая «мои» игрушки.
Работы пока прибавилось только в виде новых заказов. Времени на создание контента уходит не так много. Почти всё видео я монтирую в метро. Съёмка материала воспринимается не как работа, а как что-то весёлое, новое и интересное.
Меня очень поддерживает вся моя семья, особенно мама. Она и сейчас всегда старается мне помочь, оставляет комментарии почти под каждым постом или видео, ставит реакции на все сторис. А ещё у меня есть замечательный друг, который помогает с реализацией идей и утешает, когда что-то не получается или заканчиваются силы. Это очень подбадривает и мотивирует.
У меня нет грандиозного плана по развитию, I go with the flow. Но есть мечта! Открыть свою мастерскую-магазинчик, где можно будет работать и встречаться с покупателями. Пить травяной чай, разглядывая шишки и игрушки.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий