Умение создавать и показывать красивое может стать неплохим источником дохода. Вместе с онлайн-школой Contented рассказываем, как развить и монетизировать свой творческий потенциал. И для этого не всегда нужен практический опыт!
Как распознать в себе творческую натуру
Сидеть в офисе по расписанию невыносимо. От работы с бумажками кружится голова и болят глаза. Отпуск не помогает вернуть запал к работе. Всё это может быть сигналами выгорания, а не желания сменить профессию на что-то более творческое. Прислушайтесь к себе и постарайтесь понять, что действительно доставляет вам удовольствие.
Распознать талант и «измерить» уровень креативности помогут специальные опросники и тесты. Например, методика Торренса позволит по трём простым заданиям с рисунками оценить оригинальность своего мышления или способность воспринимать новые идеи, не оглядываясь на стандартные решения. Ещё можно обратиться в центры профориентации — специалисты помогут разобраться в сложных понятиях, заметить ваши способности и наметить примерный план поиска профессии мечты.
Есть и косвенные признаки творческих натур. Например, специалисты из Северо-Западного университета Иллинойса установили, что люди, которые часто и легко отвлекаются, могут с большей вероятностью добиваться творческих успехов. Дело в том, что информация, не относящаяся напрямую к текущей задаче, — потенциальный источник свежих идей. И люди, которые меньше «фильтруют» поток входящих данных, имеют чуть больший потенциал реализации творческих задумок. Ещё одно международное исследование выявило связь высоких уровней креативности с сарказмом — он задействует абстрактное мышление, которое помогает развивать творческие способности.
Если в детстве часто говорили, что вы «витаете в облаках», возможно, это тоже сигнал к старту творческой карьеры. Подтверждение нашлось в исследовании профессора нейробиологии Моше Бара. «Блуждание» мыслей помогает пробудить в мозге нейронную активность, что и приводит к стимуляции креативности.
Как монетизировать свои способности
1. Поверить в себя
К сожалению, фраза «Она у нас личность тонкая, творческая» нередко может звучать иронично и неодобрительно. Но чужой скепсис — не преграда истинному таланту.
Постарайтесь чаще напоминать себе о своих прошлых достижениях, вспомните, что хорошо удавалось вам в университете или школе. Отметьте свои сильные стороны и обращайтесь к ним в моменты, когда будет казаться, что вы ничего не умеете. И, если это возможно, попробуйте поговорить с близкими о своей уязвимости в период поиска работы и призвания. Не исключено, что окружающим просто нужна подсказка, как именно поддержать вас.
2. Найти подходящее направление
Писатель, художник, композитор — это далеко не единственные профессиональные пути для творческих людей в современном мире. Сегодня свой потенциал можно успешно монетизировать даже в сферах, близких к IT, — например в геймдеве или дизайне. В первом случае творческие задачи ждут сценаристов, концепт-артистов, создающих игровых персонажей и ландшафты, а также специалистов по текстурам — они занимаются реалистичным воссозданием материалов в элементах одежды и окружения.
Дизайн — ещё более широкое поле для реализации творческих амбиций. Можно создавать и анимировать 3D-объекты или работать над спецэффектами в кино. А тех, кого тянет к людям и психологии, может заинтересовать дизайн интерфейсов. Специалисты этого профиля изучают поведение пользователей на сайтах и в приложениях, чтобы прокладывать для них комфортные маршруты, например путь от стартовой страницы в корзину. Здесь важно не только эстетическое чутьё — нужно ещё и уметь анализировать поведение человека по ту сторону экрана.
Дизайн — это универсальное направление, которое позволит реализовать творческий потенциал и выйти на достойный заработок. Освоить профессию и смело шагнуть в новую специальность поможет онлайн-школа дизайна Contented. На платформе собраны курсы в разных направлениях: от дизайна интерьеров до работы с интерфейсами. UX/UI-дизайнеры как раз актуальны в IT, и спрос на таких профи вполне заметный: только на HeadHunter открыто более 800 вакансий.
Отличный мэтч для тех, кто хочет быстро и уверенно ворваться в сферу, — программа «Графический дизайнер с нуля до ПРО». Это курс, с которым справятся даже те, кто никогда не держал в руках красок и фломастеров. За 20 месяцев студенты освоят 5 основных направлений дизайна: айдентику, упаковку, а также веб-, моушен- и 3D-дизайн. В Contented готовят универсальных специалистов, которые смогут реализовать себя в самых разных проектах. Выйти на рынок труда возможно уже с 5-го месяца обучения — к этому времени студенты получат базовые навыки работы в графических редакторах и научатся создавать иллюстрации и прототипы сайтов и мобильных приложений. А по промокоду ИЗБА можно приобрести курс со скидкой 45%.
3. Продумать стратегию трудоустройства
Если в трудовой книжке нет релевантного опыта, а в портфолио пусто, не стоит сдаваться. «Без опыта» — вовсе не чёрная метка новичков, и шанс попасть на работу мечты есть всегда.
Чтобы повысить шанс получить работу, пересмотрите своё резюме. Правильно расставленные акценты привлекут внимание даже к кандидату без опыта. В ваших силах написать об этом так, чтобы наниматель обратил внимание на ваш амбициозный настрой и отметил его плюсиком среди прочих кандидатов. Например, в сопроводительном письме можно подчеркнуть серьёзность своих намерений и готовность к большим объёмам работы.
По возможности выполняйте тестовые задания. Каждое из них — это потенциальный кейс для портфолио и отличный шанс «примерить» вакансию на себя. Чтобы меньше уставать во время поиска работы, создайте шаблоны для разных резюме и сопроводительных писем для типовых вакансий. Заранее продумайте план откликов и нагрузки на день. Выгорание может прийти ещё до того, как вы найдёте тот самый офер, — есть смысл поберечь силы и желание трудиться до этого момента.
4. Упражняться в креативности и тренировать конкретные навыки
Обнаружить в себе творческий потенциал — хорошо, но важно ещё и развить его в умения, которые пригодятся в профессии. Например, прокачать креативность и фантазию помогут всё те же упражнения из подхода Торренса.
Другой вариант — метод «Шести шляп». Это тренировка нестандартного мышления и навыков поиска неожиданных решений. Для старта выберите себе задачу: допустим, вы пришли на собеседование и вам предложили продать рекрутеру ручку. Взгляните на эту ситуацию с разных сторон, примеряя воображаемые разноцветные шляпы:
- Белая шляпа связана с имеющимися данными о проблеме. Подумайте, что вы уже знаете о ручке, какие её свойства и как можно протестировать, как добыть новую информацию. Изучайте, структурируйте, но не оценивайте.
- Красная шляпа — это переживания. Обратитесь к интуиции и чувствам и подумайте, какие эмоции покупка ручки могла бы вызвать в рекрутере.
- Чёрная шляпа помогает критически оценить проблему. Какие недостатки могут быть у ручки? Почему рекрутер может отказаться от её покупки?
- Жёлтая шляпа даёт шанс оценить преимущества задачи или предмета. Подумайте, какие плюсы есть у ручки. Почему собеседник должен выбрать именно её, а не карандаш или маркер?
- Зелёная шляпа позволяет увидеть неожиданные возможности и творческие решения. Даже если рекрутер любит писать карандашом, ручка наверняка ему пригодится — её можно использовать вместо линейки или просто вертеть в руках в минуты раздумий.
- Синяя шляпа — головной убор руководителей, которые ставят цели и управляют их достижением. Когда дело дойдёт до неё, вам нужно организовать своё мышление и отрефлексировать весь предыдущий процесс.
Теория 10 000 часов гласит, что именно столько времени понадобится, чтобы стать мастером в своём деле. За количеством часов можно не гнаться, но практиковаться в любимом деле всё-таки нужно. Например, если хочется развиваться в дизайне, рисуйте, читайте кейсы успешных профи, формируйте насмотренность и ищите идеи и вдохновение в современных медиа.
5. Поискать стажировки
Нередко новички застревают в классической петле трудоустройства: на работу без опыта не берут, а получить опыт негде, потому что никто не берёт на работу. Поищите на сайтах-агрегаторах вакансий стажировки или оферы помощников. Интересные предложения можно отыскать в Telegram-каналах и пабликах в соцсетях с вакансиями для молодых специалистов.
Во время стажировки не бойтесь задавать вопросы и помните, что ошибки в начале пути — это нормально. Можно каждую из них обратить в учебный кейс и вынести максимум пользы из возможных огрехов.
А ещё не стоит недооценивать подработки. Например, если мечтаете стать дизайнером, помните, что показать свои способности можно с помощью небольших задач — презентаций, чек-листов и даже мемов. Найти заказчиков на такие проекты помогут платформы по поиску специалистов вроде «Профи.ру». Можно присмотреться и к биржам для фрилансеров. Серьёзно заработать там не выйдет, но есть шанс заполнить пустоту в портфолио парочкой кейсов за отзыв или символическую плату.
Если хотите построить карьеру в дизайне, онлайн-школа Contented поможет выбраться из тупикового «нет опыта — нет работы». С программой «Графический дизайнер с нуля до ПРО» можно не только получить теоретические знания, но и закрепить их на практике. Студенты проходят официальные стажировки в креативном агентстве RedKeds и нарабатывают необходимый пул навыков в реальных рабочих условиях. А ещё в портфолио выпускников будет 18 готовых проектов — с таким послужным списком не страшно откликаться на вакансии требовательных нанимателей. Если офер предполагает наличие профильного образования, Contented поможет с получением диплома государственного образца.
6. Приобщиться к комьюнити
Посещать профильные мероприятия, участвовать в тендерах и конкурсах, подписываться на профессиональные паблики и сообщества — всё это полезно и для развития насмотренности в своём направлении, и для трудоустройства.
Начать можно с простого: в профильных сообществах оставляйте комментарии и вопросы под постами, отмечайтесь в голосованиях. Участвуйте в розыгрышах и общайтесь в чатах с другими представителями направления. Если идёте в музыку — собирайте свои плейлисты и делитесь ими с товарищами по ремеслу. Выбрали дизайн — создавайте портфолио на Behance и других площадках. Чем активнее на старте ваша деятельность, тем больше шансов, что вас заметят. А ещё обратить на себя внимание можно на тематических выставках, конференциях и лекториях. Иногда свои идеи можно грамотно завернуть в вопрос к эксперту и тем самым зацепить потенциального работодателя.