В школе, вузе, на курсах повышения квалификации мы всё время записываем информацию. Можно делать это спонтанно, а можно вдумчиво. В системном подходе к конспектированию однозначно больше пользы. Рассказываем, как делать заметки так, чтобы потом всё было понятно.
Что такое конспект и зачем он нужен
Конспект — это краткое изложение Note Taking Defined: How To Describe It Exactly / Scrintal лекции, урока, книги, статьи в рукописном или печатном виде.
Конспектирование помогает нам сосредоточиться и стать активным слушателем во время лекции. Однако навыки конспектирования полезны не только в учёбе. Они также могут пригодиться, например, для ведения личного или читательского дневника.
Вести конспект можно на компьютере или планшете, а также вручную. Однако исследования показывают, что запись от руки способствует Pam A. Mueller, Daniel M. Oppenheimer. The Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking / Psychological Science лучшему запоминанию материала: с такими записями вам будет легче и быстрее вспомнить то, что вы конспектировали. А всё потому, что при ручной записи мы переформулируем и структурируем информацию, тогда как печатающий человек обычно просто старается набрать как можно больше текста.
О чём нужно помнить при конспектировании
Вот несколько простых советов, которые помогут записывать информацию быстро и разборчиво.
- Дослушайте предложение лектора до конца и только потом пишите — так вы зафиксируете самое важное.
- Не записывайте то, что и так знаете, фокусируйтесь на новой информации.
- Сокращайте слова (рус., км, клас-ия). В конспектах можно пользоваться чем угодно: компьютерным сленгом, стенографией, хоть азбукой Морзе — главное, чтобы вы сами их понимали.
- Используйте символы (!, стрелочки вверх и вниз, домик и так далее). Это сэкономит вам время и поможет структурировать информационные блоки.
- Если конспектируете книгу или статью, избегайте соблазна переписывать целые куски текста. Выделите главную мысль, по возможности переформулируйте её простыми словами.
- Используйте маркеры и текстовыделители — это облегчит поиск нужной информации.
Как оформлять конспекты
Существует несколько методов оформления заметок, которые отличаются способом структурирования информации. Выбирайте удобный именно для вас.
Метод Корнелла
Подходит для записи Note-taking: a Practical Guide / University of York Library длинных и информативных лекций. Вверху страницы нужно обозначить тему. Остальную часть листа разделите на две колонки — узкую и широкую. Внизу под выводы оставьте около четверти страницы. В узкую колонку записывайте основные факты и тезисы лекции, а в широкую — пояснения, примеры и другие подробности к ним.
Похожим образом работает и метод Билла Гейтса. Только в нём четыре колонки вместо двух. В первую выписываются основные тезисы, во вторую — пояснения к ним, в третью — выводы, а в четвёртую известный предприниматель любил записывать свои мысли и возникшие вопросы.
Майнд-карты
Метод удобен, когда вам нужно структурировать очень большой объём информации, найти новые идеи, составить план, что-то проанализировать. В центре листа бумаги (лучше взять формат А3 или ватман) напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти пункты рисуйте новые ветки, раскрывающие предыдущие, и так далее.
Метод потока Скотта Янга
Программист Скотт Янг предложил Scott Young. Flow-Based Notetaking записывать не слова лектора или цитаты из книги, а просто собственные мысли. Это не универсальный метод, он подойдёт тогда, когда вам не нужно точно воспроизводить материал — например, для личных или читательских дневников. Во время чтения книги попробуйте прислушаться к себе и записывать мысли, идеи, вопросы — всё, что приходит в голову.
Метод боксов
Его смысл в том, чтобы разные темы размещать в небольшие квадраты или прямоугольники — это помогает структурировать материал. Всё, что касается определённой темы, будет записано только в один бокс, поэтому вы не запутаетесь в большом объёме информации.
Метод предложений
Его суть проста: каждая записанная вами мысль нумеруется. Это делается для того, чтобы было легко ориентироваться в тексте и не приходилось дописывать что-то на полях или мельчить в поисках места, куда впихнуть информацию.
Метод подходит для не очень упорядоченных длинных лекций. Пишите информацию тезисно — так, чтобы фразы уместились в одну строку, и нумеруйте каждую из них. А если нужно вернуться к написанному в пятом предложении, в конце новой мысли отметьте: «см. № 5».
Метод Марии Поповой
Этим способом поделилась блогерка Мария Попова. Он подходит Maria Popova on Writing, Workflow, and Workarounds (#39) / Tim Ferriss для конспектирования объёмных книг или учебных материалов. Вам нужно записать только главную тему конспекта и ключевые моменты, отметив страницы из книг, где они отражены.
Цитаты можно выделять маркером или стикерами прямо в книге, чтобы не тратить время на подробный конспект.
Метод индексов
Метод предполагает, что важные мысли вы маркируете в тексте определёнными знаками — индексами. Они нужны, чтобы зафиксировать материал очень быстро и потом без проблем его расшифровать. Составьте заранее список знаков, которые вы будете использовать. Пример знаков:
- ∎ квадрат — ключевая информация для усвоения;
- ⚫ круг — дополнительная информация;
- ! восклицательный знак — особо важные моменты;
- ? знак вопроса — что нужно уточнить.
Метод колонок
Подходит для конспектирования лекций и книг, когда вы примерно представляете, на какую они тему. Метод эффективен в случае, если вам нужно законспектировать много фактов, свести несколько элементов в одну понятную систему. Определите заранее, какие колонки нужны. Например, такие:
- ключевые понятия (или тема);
- определения;
- персоны;
- примеры;
- примечания.