Нравиться всем нереально, да и не обязательно. Но иногда сформировать приятное впечатление необходимо — например, во время приёма на работу, встречи с деловыми партнёрами или знакомства с друзьями лучшей подруги. Собрали советы, которые помогут расположить к себе людей. Спойлер: идти против себя и притворяться другим человеком для этого не придётся.
Подготовиться к разговору
Знакомства с новыми людьми порой вызывают волнение и стресс. Чтобы снизить их, предварительно запаситесь темами для беседы. В некоторых случаях можно найти довольно конкретные крючки. Например, перед собеседованием поискать факты о компании в интернете: основную информацию, ценности, достижения, отношение к сотрудникам. Тогда получится First Impressions: The Science of Meeting People / Wired задать работодателю действительно классные уточняющие вопросы и тем самым показать свою заинтересованность и подкованность.
В других ситуациях можно обратиться к общим темам — допустим, если предстоит знакомство с друзьями партнёра или новой командой на квизе. Подумайте, разговор на какую тему вам будет легко поддержать, и сами поднимите её во время беседы. К безопасным, то есть таким, которые вряд ли вызовут горячий спор, можно отнести The Ultimate Guide to Small Talk: Conversation Starters, Powerful Questions, & More / HubSpot хобби, кино, путешествия, спорт или что-то связанное с контекстом мероприятия, на котором вы находитесь.
Стараться держаться уверенно
Конечно, испытывать волнение, к примеру, при выступлении на конференции или при попадании в совершенно новую компанию, — это абсолютно нормально. Но даже в таких ситуациях лучше сохранять спокойствие и стараться излучать уверенность в себе. Чтобы справиться с такой задачей было проще, перед встречей можно 7 Quick Ways to Build Your Confidence Right Now / Inc.com :
- Произнести напутственную речь для себя. Прямо встать перед зеркалом и сказать: «Я крутой специалист, интересный человек, я со всем справлюсь, всё пройдёт замечательно».
- Заручиться поддержкой близких. Попросите их рассказать о ваших сильных чертах — вдруг окажется, что вы недооцениваете своё чувство юмора, эрудированность или какую-то ещё особенность.
- Подумать о худшем сценарии. Если присутствует страх неудачи, можно заранее представить самый неблагоприятный исход событий и поразмышлять, что тогда случится с вами. Такой нехитрый способ позволит увидеть, что провальная встреча или знакомство — не конец света и что его вполне реально пережить.
- Подкрепиться. Голод способен не только перетягивать всё внимание на себя, но и буквально провоцировать Hunger really can make us feel 'hangry' / Anglia Ruskin University злость и раздражительность. А они в решении задачи понравиться людям сомнительные помощники. Выбрать в качестве еды лучше что-то полезное и лёгкое — например, овощной салат, фрукты, немного орехов или греческий йогурт, просто чтобы исключить вероятность дискомфорта в желудке.
Продемонстрировать уверенность непосредственно во время встречи или знакомства также помогут 9 subtle body language gestures to avoid if you want to look confident and strong / Ideapod несколько лайфхаков:
- говорите медленно, чётко и громко;
- поддерживайте зрительный контакт с собеседником;
- старайтесь держать спину прямой, а плечи расправленными;
- не скрещивайте ноги и руки — последними также можно жестикулировать.
Улыбаться
Искренняя улыбка располагает B. Jaeger, A.L. Jones. Which Facial Features Are Central in Impression Formation? / Social Psychological and Personality Science к себе. Она может помочь 10 Big Benefits of Smiling / Verywell Mind создать образ уверенного и приятного человека и даже чуть снизить Simply Smiling Can Actually Reduce Stress / Smithsonian Magazine уровень стресса. Простой способ вызвать искреннюю улыбку — подумать о чём-то, что делает вас счастливыми. Конечно, держать её всегда не нужно — важно учитывать, насколько такое выражение уместно в том или ином отрезке разговора. Но точно нелишним будет приподнять уголки губ во время приветствия.
Быть собой…
Люди могут быстро распознать фальшь как в словах, так и в эмоциях. Лучше постараться абстрагироваться The Surprising Benefits of Being Yourself / Psychology Today от постоянного беспокойства о том, правильно ли вы говорите или поступаете, и просто быть собой. Знать свои сильные и слабые стороны и уметь тактично сообщать о них — проявление искренности. Например, можно честно признаться, что волнуетесь или не привыкли выступать перед людьми, поэтому можете сбиваться с мысли. Или во время обсуждения театральных постановок, прямо сказать, что предпочитаете кино и поддержать беседу на эту тему не сможете.
Попытка скрыть от собеседника недостаточную осведомлённость в теме или отсутствие какого-то навыка может привести к формированию неоправданных ожиданий или ложных представлений, которые рано или поздно вскроются. Тогда есть шанс столкнуться с не очень приятными последствиями. Допустим, если на этапе собеседования приукрасить свои компетенции, позже можно встретиться с проблемами на работе, ведь выполнять задачи на том уровне, которого от вас ожидают, не выйдет. А если при желании понравиться новому знакомому попытаться подстроиться под его интересы, есть риск подорвать доверие позже. Так, если фанату k-pop сказать, что тоже любишь корейскую музыку, а потом не отличить BTS от Stray Kids, произойдёт конфуз. И человек может задуматься, насколько вы с ним честны и какие из ваших слов вообще были правдой.
… но контролировать эмоции
Речь здесь скорее не о мимике, а о словах. Некомфортные высказывания или каверзные вопросы могут застать 6 tips for making a good first impression / American Psychological Association как на встрече с партнёрами или клиентами по работе, так и на неформальном знакомстве с кем-то на дне рождения подруги. Если вам важно расположить людей к себе, лучше постараться сдержать негативные эмоции: не повышать голос и не начинать мгновенно закидывать собеседника контраргументами, если его вопрос или высказывание показались вам обидными или неуместными.
Нет, конечно, умалчивать о своём неприятии чего-то не нужно. Просто высказать его стоит мягко. Возьмите короткую паузу, сделайте пару вдохов и выдохов, чтобы успокоиться, а затем размеренно и аргументировано объясните, почему вы считаете иначе, или вообще попросите сменить тему разговора.
Проявлять внимание и внимательность
Люди любят рассказывать Why We Love Talking About Ourselves / Psychology Today о себе: зарекомендовать себя как приятного человека можно, дав собеседнику пространство, чтобы поделиться историей или мнением на какую-то тему. Главное — показать свой интерес. В этом помогут Active Listening: An important communication skill / Great Learning техники активного слушания:
- Перефразируйте сказанное. Время от времени можно обобщать слова собеседника. Это позволит ему уточнить детали, а вам — полностью понять суть истории.
- Задавайте открытые вопросы. То есть те, которые требуют развёрнутого ответа, а не просто «нет» или «да». Благодаря им собеседник сможет рассказать больше и почувствовать вашу заинтересованность.
- Давайте короткие аффирмации. То есть обратную связь в виде фраз вроде «Я тебя понимаю» и «Согласна».
- Используйте уточняющие вопросы. Если в процессе какой-то момент становится вам неясным, не стесняйтесь спрашивать у собеседника, что именно он имел в виду.
- Проявляйте эмпатию. Способность распознавать и разделять эмоции, а также сочувствовать и сопереживать позволит установить чувство взаимного доверия. К примеру, если собеседник поделился какой-то болью, можно сказать: «Мне жаль, что вы с этим столкнулись».
- Расскажите о сходном опыте. Если это уместно и нужно. Например, если человек поведал вам о своей пока нерешённой проблеме, а у вас была похожая, расскажите, как вы нашли выход. Такой полезный обмен может помочь установить доверие.
Лучше не перебивать человека — сначала дайте ему возможность закончить мысль, а уже потом переходите к дополнительным вопросам или своим историям. Также полезным при знакомстве будет отложить в сторону телефон, чтобы соблазна отвлечься и проверить уведомления не возникало.
Выбирать одежду по случаю
Пословица «Встречают по одёжке…» действительно работает Why Is It Important To Manage Your Image? / Makeovers Mart — наряд не по случаю может отразиться на первом впечатлении. Выбирать, в чём уместнее пойти, стоит исходя из конкретной ситуации. Для деловой встречи лучше отдать предпочтение неброской и сдержанной одежде — надеть брюки и рубашку или платье и жакет. В случае неформального знакомства можно дать себе больше свободы, например пойти в шортах и топе.
Одеждой также реально показать свою принадлежность к определённой группе людей или уважение к её интересам — таким образом «сойти за своего». Например, на знакомство с экоактивистами можно прийти в какой-нибудь классной находке из секонд-хенда и рассказать о ней при случае, а в компанию к рокерам — в фанатской футболке: но здесь важно, чтобы группа, чей логотип был использован как принт, действительно вам нравилась.
Главное — помнить не только о контексте, но и о своём комфорте. Выбирайте ту одежду, в которой вам будет удобно находиться и двигаться: если идеальный с виду деловой костюм врезается в живот или колется, держаться уверенно и спокойно может быть проблематично.