Зарабатывать
20 июля 2021

5 внутренних установок, которые мешают строить успешную карьеру

Мифы о «хорошем специалисте» и страх собственного возраста.

Достичь карьерных высот в выбранной профессии — хорошее стремление. К сожалению, волшебной таблетки, позволяющей сделать это легко и быстро, нет. А вот внутренних установок, которые могут мешать и тормозить, полно. Разбираем, какие мысли преграждают путь к успешной карьере.

«Хороший специалист должен быть многозадачным» 

Он должен успевать одной рукой работать в «экселе», другой — отвечать на звонки, параллельно вести три проекта и при этом слушать лекции по улучшению профессиональных навыков. Просто мечта, а не работник! 

На самом деле многозадачность — далеко не преимущество. Наоборот, она может стать помехой. Сьюзан Уэйншенк, имеющая докторскую степень по психологии, говорит, что из-за неё можно потерять до 40% продуктивности. 

Сьюзан объясняет это тем, что человек способен выполнять только одну когнитивную задачу за раз. Так устроен мозг — мы можем сконцентрироваться только на одной умственной деятельности. А если делать две и более вещей параллельно, то в итоге мы рискуем ничего не сделать хорошо. 

Об этом говорит и ряд исследований, которые показали, что человеческий мозг изо всех сил старается выполнять две задачи одновременно, но вместо этого переключается между ними. При этом каждый раз теряется концентрация. 

Психолог из Института психиатрии Лондонского университета Гленн Уилсон вместе со своей командой провёл исследование, которое показало, что режим многозадачности снижает уровень IQ до 10 пунктов. А учёные из Стэнфорда выяснили, что люди, которые совмещают несколько дел одновременно, хуже запоминают информацию. 

Что с этим делать? 

Чтобы избавиться от привычки выполнять несколько дел одновременно (и не переживать по этому поводу), Сьюзан Уэйншенк советует следующий подход к выполнению задач: 

Используйте правило 20/80. Определите 20% процентов от всех задач, которые, по вашему мнению, являются самыми важными. Спокойно выполняйте их по очереди — это даст вам 80% эффективности. 

Выделяйте точное время на задачу. Например, если вам нужно подготовить презентацию, установите конкретный временной промежуток, в которой вы будете над ней работать: 30 минут, 60 минут, два часа. Это время вы должны концентрироваться только на этой задаче, не заходя в мессенджеры, не отвечая на звонки и ни на что не отвлекаясь.

«Чем больше работаешь, тем успешнее ты будешь» 

Успеешь сделать больше дел, заработаешь больше денег, быстрее построишь карьеру — и ещё куча заблуждений, которые заставляют человека работать дольше и усерднее. 

На самом деле это только вредит продуктивности.

В 2014 году экономист Джон Пенкавель, профессор Стэнфордского университета, опубликовал работу о продуктивности на работе. В ней он рассказывает об эксперименте, в ходе которого учёные следили за состоянием работников с разным количеством рабочих часов. Выяснилось, что люди, которые отказывались от выходных в пользу работы, теряли до 10% производительности.

Также Пенкавель приводит в качестве аргумента исследование, которое изучало профессии, связанные с безопасностью других людей. Оно показало, что медсёстры, которые работали 12 часов в день или больше 40 часов в неделю, чаще совершали ошибки. Что было небезопасно для пациентов.

А в Исландии в этом году провели эксперимент: врачей, учителей и государственных работников перевели на 35-часовую рабочую неделю без снижения зарплаты. Результаты показали, что у сотрудников уменьшились признаки выгорания и улучшилось самочувствие. А производительность либо осталась прежней, либо увеличилась.

Другие исследования показали, что ко всему прочему переработки ещё и вредны для здоровья. В частности, для сердца. 

«Исследование показали, что долгий рабочий день связан с повышенным риском фибрилляции предсердий. <...> Известно, что фибрилляция предсердий способствует развитию инсульта, а также другим неблагоприятным последствиям для здоровья, таким как сердечная недостаточность и деменция, связанная с инсультом».

Что с этим делать? 

— Выделяйте на работу не больше восьми часов в день. Доказано, что систематические переработки плохо влияют на продуктивность и самочувствие. 

Структурируйте задачи, которые вы планируете сделать. Это можно сделать вечером перед уходом с работы или утром.

Делайте сложные задачи в первой половине рабочего дня, а мелкие и технические — во второй. Для выполнения трудных заданий требуется больше концентрации, поэтому их лучше делать со свежей головой. А разобрать электронные письма, в которых требуются односложные ответы, можно и после обеда. 

— Отдыхайте качественно. После окончания рабочего дня отключайте все рабочие чаты и не заходите в них. Лучше не проводить время за компьютером, а, например, сходить на прогулку или на занятия спортом. Заведите собственные ритуалы, которые помогут вам расслабиться. 

«Если я чего-то не знаю, значит, я плохой специалист» 

Ведь хороший специалист должен быть ходячим справочником. Знать всё и обо всём. А если он не может дать чёткого ответа на конкретный вопрос, значит, по определению не может быть успешным.

Доктор Майк Варшавский, больше известный как Доктор Майк, один из самых известных врачей — семейных терапевтов, говорит о том, что каким бы опытным и высококвалифицированным специалистом вы ни были, у вас всегда есть право сказать «Я не знаю». 

Более того, Майк уверен, что хороший специалист, как раз таки и не может знать всего. На своём примере он рассказывает, что чем больше узнаёт, тем сильнее убеждается, что в его профессии есть огромное множество тонкостей. Удержать их все в голове просто невозможно. К тому же в любой деятельности постоянно появляется что-то новое.

Что с этим делать? 

— Разрешите себе говорить «Я не знаю». Не ругая себя и не вешая клеймо «плохого специалиста». Нет ничего страшного, если вы прямо скажете «У меня пока нет ответа на этот вопрос, но я обязательно разберусь».

«Если к 30 годам я не добился успеха, то мне уже ничего не светит» 

Или к 25, или к 20. 

Глядя на молодых людей, которые чего-то добиваются и в 15 лет, кажется, что время уже ушло. А после 30 мозг так и вовсе перестаёт усваивать новую информацию, и ничему научиться уже ну совсем никак нельзя. 

Это ошибочное заблуждение. Благодаря нейробиологии мы знаем, что обучение — перманентное состояние мозга. Учиться и узнавать новое можно когда угодно, главное, чтобы процесс был вам интересен — тогда информация будет усваиваться лучше. 

И этому есть подтверждения в реальной жизни: великий мультипликатор Хаяо Миядзаки срежиссировал свой первый полнометражный мультфильм «Люпен III: Замок Калиостро» в 38 лет, а основал студию «Гибли» — в 44. Джоан Роулинг опубликовала первую книгу о Гарри Поттере, когда ей было 32 года, а Стэн Ли создал своих первых супергероев — «Фантастическую четвёрку» — в 39 лет.  

Что с этим делать? 

Заведите дневник благодарности. И хвалите себя в конце каждого рабочего дня за то, что вы успели сегодня сделать. Даже если просто отказались от лишней чашки кофе. 

Сравнивайте себя не с другими, а с самим собой. Причём это работает не только как психологическая установка, но и как вполне реальное упражнение. Опишите, какие положительные изменения в профессиональном плане произошли с вами за последние пять лет (на самом деле цифра может быть любой). Выросла зарплата? Вас повысили? Вы смогли уйти с работы, которая вам не нравилась? Получили образование? Прошли языковые курсы? Мы все много трудимся, и важно это замечать, а не считать само собой разумеющимся. 

«Делай работу либо идеально, либо — никак» 

Настоящие профессионалы всегда делают всё идеально. У них нет права на ошибку, на то они и профессионалы. И чем лучше человек выполняет работу, тем быстрее его заметят. Как следствие — успех, деньги, карьерные высоты. 

Да, делать работу, выкладываясь на все сто, а не спустя рукава, — полезная установка. Особенно если вы действительно хотите многого достичь в той сфере, в которой развиваетесь. Но не стоит уходить в крайности.

Стремление всегда и всё делать идеально — перфекционизм. Часто он не только не помогает, но и может стать проблемой на пути к карьерному росту. 

Перфекционизм является одной из причин возникновения синдрома самозванца или синдрома отличника. Он влияет на появление прокрастинации, депрессии, тревожных расстройств, бессонницы и головных болей. 

Важно позволять себе совершать ошибки. А иногда и делать работу «на троечку». Например, если нужно подготовить презентацию проекта — можно начать просто с накидывания идей и расстановки ключевых мыслей по слайдам, не стараясь сразу придумать суперстильное оформление и остроумные шутки-вставки, которыми вы покорите коллег. Просто набросайте мысли, которые вы хотите в ней отразить, а уже потом занимайтесь «тюнингом». Как минимум у вас точно получится рабочая презентация, как максимум — да, вы покорите коллег. 

Когда вы начинаете делать что-то, не претендуя на идеальность, вы снимаете с себя излишнее давление и снижаете шансы на появление прокрастинации и чувства неуверенности в себе.

Что с этим делать? 

— Примите тот факт, что ошибки — это нормально. Потому что без них невозможно чему-то научиться и получить опыт. 

— Научитесь извлекать пользу из неудач. Почему что-то не получилось? Что вы можете исправить, чтобы в следующий раз этого не повторилось? 

— Забудьте про кнут, думайте про пряники. Подумайте, что вам нравится в вашей работе, за что вы её любите? Осознайте её ценность. Так вы сконцентрируетесь на самом процессе и будете получать удовольствие от того, что вы делаете. А не фанатично работать на результат.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
10 бюджетных подарков на Новый год до 500 рублей, чтобы любви хватило на всех
Находки с Aliexpress: 8 интересных товаров с быстрой доставкой
2 фильма и 2 сериала о том, как быть с трудными гранями секса
10 культовых фильмов про школьников, которые не надоест пересматривать
13 подарков на День матери — от готовых наборов до вещиц по увлечениям
Как приготовить полезные тыквенные кексы без сахара