Знать
4 декабря 2021

Как ухаживать за машиной зимой

Проводим техническую подготовку, покупаем необходимое и учимся ездить с минимальным риском.

Лучше всего готовить машину к зиме заранее — опытные автомобилисты начинают делать это осенью до первых заморозков. Но если вы приступили к подготовке уже с наступлением холодов, можно провести её в экспресс-режиме. Рассказываем, что проверить в автомобиле, какие вещи стоит докупить и как обращаться с машиной в холодное время года.

Как подготовить машину к зиме

Зимой любая неисправность может привести к длительной стоянке на холоде или аварии из-за плохой видимости. Поэтому особенно важно убедиться, что автомобиль работает исправно.

  • Смените колёса. Менять летнюю резину на зимнюю нужно, когда среднесуточная температура опускается ниже +5 градусов. Летняя резина при низких температурах становится жёстче и не может обеспечить хорошее сцепление с асфальтом. Из-за этого машиной практически невозможно управлять, а тормозной путь увеличивается в несколько раз. Зимняя резина поможет ездить увереннее. 
  • Замените дворники. Зимой особенно важно хорошо видеть дорогу, в том числе во время снежной метели. Средний срок службы щёток стеклоочистителя — примерно год, но опираться только на время, описанное производителем, не стоит. Если при работе дворников на стекле остаются грязные полосы и щётки скрипят, лучше их поменять, даже если вы не используете их долго. Так вы точно защитите стекло от слякоти.
  • Проверьте, не пора ли заменить антифриз. На замену этой технической жидкости есть заводской регламент, и если вы совсем недавно заезжали на станцию технического обслуживания и проводили эти работы, повторять их не нужно. Если же до плановой замены осталась пара тысяч километров, лучше не ждать и заменить антифриз заранее. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы не только с охлаждением двигателя, но и с регулировкой температуры в салоне: воздух, который печка подаёт внутрь, подогревается с помощью циркуляции антифриза.
  • Замените масло. На замену масла тоже есть заводской регламент, но более частая смена точно не повредит двигателю. При низких температурах моторное масло становится более густым и вязким. От этого ухудшаются его смазывающие свойства и мотор сильнее изнашивается. Если выбирать масло с более текучим составом, оно будет густеть медленнее. Например, 0W30, 5W30, 10W30 — чем меньше первая цифра в названии, тем более жидкое масло. Обратите внимание, что прибегать к такому методу можно, только если двигатель автомобиля на это рассчитан. Информацию о допусках масла можно найти в инструкции по эксплуатации или уточнить в сервисе, где вы обслуживаетесь.
  • Проверьте, не пора ли заменить аккумуляторную батарею, или АКБ. АКБ подаёт напряжение на свечи зажигания и стартёр — с помощью них автомобиль заводится. В среднем срок службы батарей составляет 5–7 лет. Если возраст питающего элемента приблизился к этой цифре или машина просто тяжело заводится, аккумулятор лучше поменять. В противном случае вы рискуете не завести машину в мороз.
  • Проверьте, не пора ли заменить свечи зажигания. Частота их смены зависит от рекомендаций производителя. Чем больше они изношены, тем хуже воспламеняется топливная смесь в цилиндре. Старые свечи могут стать причиной, из-за которой не выйдет завести автомобиль. Если до замены свечей осталось 1,5–2 тысячи километров, лучше сразу заехать в сервис и поменять их.
  • Смажьте уплотнители силиконом. Специальные смазки на основе силикона отталкивают влагу и не дают уплотнительным резинкам примёрзнуть к дверному проёму. Также обработайте составом уплотнители крышки багажника. Так вы без проблем откроете двери в мороз.

Что купить в машину зимой

Даже идеальное техническое состояние не может на 100% уберечь от происшествий на зимней дороге. Чтобы перестраховаться, стоит укомплектовать автомобиль необходимыми инструментами и инвентарём.

Провода для прикуривания или пускозарядное устройство — «бустер»

Всё это пригодится, чтобы завести машину при севшей аккумуляторной батарее. С помощью проводов можно прикурить автомобиль от другого. «Бустер» же служит дополнительным внешним аккумулятором, с которым не придётся просить о помощи.

Качественные провода обычно изготовлены из меди, которая хорошо проводит ток. Также стоит выбирать толстые провода от трёх метров в длину — с их помощью зарядка пройдёт быстрее, а за счёт длины будет удобно прикуривать.

Трос

Буксировочный трос пригодится, если автомобиль застрянет в сугробе и выбраться самостоятельно не получится. Его нужно выбирать с учётом веса машины и запасом минимум в 1–1,5 тонны. Так меньше вероятность его обрыва под нагрузкой.

Правильно вытягивать машину с постоянным натяжением троса, не допускать провисаний и рывков. Но если автомобиль застрял глубоко и вытянуть таким способом его не получается, иногда его выдёргивают с разгона. Это опасно тем, что трос может оборваться из-за слишком большого напряжения.

Если машину не получается вытянуть, привяжите к тросу что-нибудь тяжёлое. Подойдут, например, полупустая канистра или камень, завёрнутый в тряпку. Так, если трос оборвётся, его конец не полетит в машину, а просто упадёт на землю. Это спасёт стёкла и крышку багажника от серьёзных повреждений.

Лопата

Снежные отвалы после проезда снегоуборочной техники порой могут доходить до трети высоты машины. Преодолеть такое препятствие без подручных средств не получится. Тогда пригодится миниатюрная лопата. Ей можно быстро убрать с дороги сугроб.

Незамерзайка

Устойчивая к замерзанию стеклоомывающая жидкость сохранит стекло чистым. Стоит возить с собой в багажнике запасную канистру на случай внезапного опустения бачка. При выборе обратите внимание на температурные допуски. На канистре будет указана температура, при которой жидкость будет замерзать. В реальной жизни показатели различаются примерно на 10 градусов, поэтому лучше выбирать составы «до −30 градусов».

Водосгон

Небольшой резиновый скребок поможет быстро и без разводов убрать с боковых стёкол воду. Во время поездки автомобиль нагревается, и снег, который попадает на него, моментально тает. Если оставить машину на парковке, через пару часов капли замёрзнут. Особенно неудобны заледеневшие участки на стёклах. Корка может перекрыть водителю обзор. Отскребать лёд долго и порой опасно для остекления. Поэтому проще предотвратить проблему, чем разбираться с последствиями.

Чистые тряпки

С их помощью можно быстро помыть испачкавшиеся фары. Смачивайте и полотно, и стекло: если намочить только тряпку, она будет возить крупный песок по поверхности и со временем от такой чистки фара поцарапается. Удобнее всего использовать одноразовые тряпки в рулоне.

Компрессор

Автомобильный насос пригодится, если у вас начнёт понемногу спускать колесо. Периодически подкачивая покрышку, можно добраться до ближайшего шиномонтажа.

Домкрат

Если повреждение колеса не позволяет его накачать и продолжить движение, стоит заменить его на запасное. Для этого нужно приподнять машину, тут и пригодится домкрат. Обычно им комплектуют автомобили ещё на заводе, но такой инструмент не слишком надёжный и удобный. При выборе обратите внимание, что домкраты различаются по максимальному весу, который могут выдерживать.

Балонный ключ

Пригодится, чтобы открутить гайки на колесе для его экстренной замены. Чаще всего в комплекте к автомобилю идёт крестообразный ключ, но он слишком короткий и работать им тяжело. Лучше купить новый с длинной ручкой — так вам потребуется меньше усилий, чтобы ослабить крепёж. Перед покупкой не забудьте проверить размер крепёжных гаек — он должен совпадать с размером ключа.

Перчатки

Зимой автомобиль практически всегда будет грязным, поэтому даже открытие капота может испачкать руки. Чтобы этого не произошло, хорошо возить с собой пару плотных строительных перчаток.

Размораживатель стёкол

Этот состав похож на незамерзающую жидкость, но значительно более концентрированную. Он пригодится, если стекло примёрзло к проёму или покрылось толстой коркой после ледяного дождя. Возить его лучше в багажнике — эту дверь проще открыть, если машина окажется целиком покрыта льдом. Некоторые составы можно использовать и на кузове, об этом будет пометка на этикетке. Они понадобятся, если какая-то дверь примёрзла и не открывается.

Щётка для чистки снега

Если не удалять снег с машины, вы создадите помехи другим автомобилистам: хлопья с вашей крыши ограничат видимость у других водителей.

Как сделать, чтобы езда на машине зимой была в радость

  • Прогревайте автомобиль перед поездкой. Есть два диаметрально противоположных мнения о том, нужно ли прогревать машину зимой. Одни автомобилисты считают, что при холостых оборотах машина прогревается медленнее, а в цилиндры не поступает достаточно масла. Другие уверены, что пока мотор не прогрелся до рабочей температуры, ездить опасно, так как масло не успело распределиться по всей системе и трение в двигателе и коробке передач будет избыточным. Можно выбрать что-то среднее между двумя точками зрения: постоять на месте пару минут после того, как завели машину, и потом трогаться с места. Первые 15–30 минут лучше двигаться плавно и небыстро, избегая высоких оборотов двигателя. Так масло нагреется и приобретёт необходимые смазывающие свойства. 
  • Не мойте автомобиль в сильные морозы. Как бы его ни сушили на мойке, полностью удалить воду из стыков не получится. На холоде она замёрзнет, и это может привести к примерзанию дверей, ручек и стёкол, замораживанию форсунок стеклоомывателя или к проблемам с корректной работой парктроников.  
  • Не пытайтесь помыть стекло, если жидкость замёрзла. Если после второго нажатия на рычаг стеклоомывателя ничего не произошло, не нужно пытаться «оживить» систему нагрузкой. Из-за этого электрический моторчик подачи незамерзайки может сгореть. Лучшим решением станет поездка на тёплую парковку, например торгового центра: там автомобиль оттает за пару часов. Если такой возможности нет, придётся поездить на машине около часа: тепло от двигателя поможет справиться с проблемой. Но скорость такой езды должна быть невысокой, иначе на ветру замёрзнут сами форсунки. 
  • Не счищайте снег с кузова до чистого металла. Синтетическая щётка царапает лакокрасочное покрытие, поэтому скрести ей автомобиль не стоит. Достаточно смахнуть основную рыхлую массу снега. Остатки сдует в первую минуту поездки, и они не помешают другим водителям. 
  • Не протирайте щёткой фары. Достаточно лёгким движением смахнуть выпавший снег. Если нужно убрать грязь, помойте фары тряпкой с большим количеством незамерзающей жидкости. Удобно использовать для этого пульверизатор. Тереть поверхность щёткой или снегом производители не рекомендуют. Грязь и песок царапают пластик, из-за чего он хуже пропускает свет.
  • Старайтесь ездить без резких манёвров. Соблюдайте дистанцию и скоростной режим. На снежной дороге можно потерять управление из-за любого резкого движения рулём. Увеличенная дистанция и умеренная скорость дадут возможность вовремя среагировать на происшествие, сманеврировать или затормозить. На обледенелой дороге тормозной путь может увеличиться в несколько раз, так что особенно осторожной стоит быть перед пешеходными переходами и светофорами. 
  • Иногда отключайте системы стабилизации, чтобы проехать снежный занос. Звучит немного пугающе, но такой приём может помочь преодолеть снежный занос или проехать по глубокой рыхлой колее. Система стабилизации контролирует частоту вращения колёс и следит за тем, чтобы у них была одинаковая скорость. Это нужно, чтобы автомобиль ехал прямо и не терял управления на поворотах. При пробуксовке система понимает, что колёса вращаются слишком быстро, притормаживает их и не даёт им крутиться быстрее. Это может привести к тому, что вы просто застрянете в снегу. Но не забудьте включить систему, когда проедете проблемный участок. На дороге стабилизация работает абсолютно корректно и поможет справиться с крутыми поворотами. 
  • Разберитесь, где находится запаска и как её снимать. Расположение и методы фиксации запасного колеса различаются у разных марок и даже моделей. Лучше заранее узнать, как достать запаску, чтобы в случае необходимости не тратить время на поиски. Кстати, некоторые автомобили вообще не имеют запаски. У них в багажнике обычно лежит ремкомплект, инструкцию к которому тоже лучше изучить заранее. 
  • Сходите на курсы контраварийного вождения. Там профессиональные инструкторы расскажут, как управлять машиной зимой, и научат контролировать авто на самых опасных дорожных покрытиях. На занятиях учат справляться с потенциально опасными ситуациями, предвидеть и избегать их. Это поможет чувствовать себя уверенно за рулём и сделает поездки безопаснее. Уроки могут стоить от 15 тысяч рублей.
  • Если что-то случилось, не стесняйтесь просить помощи. Справиться со сложностями самостоятельно выходит не всегда — и это нормально, потому что даже опытные автомобилисты не могут знать и уметь всего на свете. Если проблема возникла во дворе, можно обратиться к прохожим или соседям по парковке. Если встали на трассе, установите знак аварийной остановки и «проголосуйте» — тогда вас заметят другие автомобилисты и смогут остановиться, чтобы помочь.
Станьте первым, кто оставит комментарий
ТЕСТ: Какой вы клип Тейлор Свифт?
«Это позорно». Агенты Сидни Суини обвинили в мизогинии голливудскую продюсерку Кэрол Баум
«Яндекс» будет выпускать под собственной маркой бельё и секс-игрушки
«Господи, неужели я жива?»: история женщины, которой пересадили печень
«Ты всё не так поняла!»: что такое газлайтинг
Lamoda презентовала первую коллекцию собственного бренда одежды Nume