До полной гармонии в мире ещё далеко, но в нашу жизнь понемногу входит уважение к себе, а требования к женщине снижаются... Хотя погодите. Да? Точно? А вы видели тренды в тиктоке?
Так вышло, что в 24 года я снова оказалась на первом курсе бакалавриата. И первое, что там заметила, — зашкаливающую целеустремлённость и жуткую конкуренцию между вчерашними школьниками. Точнее, школьницами — в отличие от моего предыдущего универа, коллектив на журфаке собрался в основном женский.
Не имею ничего против здоровой конкуренции: меня саму она мотивирует. Но иногда ради мечты стать новой Мирандой Пристли студентки были готовы на всё: не только совмещать по три стажировки с ежедневным спортзалом, еженедельным салоном красоты и учёбой, но и буквально идти по головам. Обсуждали чужую внешность, мерились оценками и зарплатами — а один раз у меня «увели» семестровую работу за день до сдачи.
Это был далеко не первый женский коллектив в моей жизни, но первый — настолько молодой. Ни разу я не сталкивалась с таким повальным желанием у женщин быть идеальными. И быть Мирандой Пристли тоже. И вообще: откуда у восемнадцатилетних девушек желание быть Мирандой Пристли?
Когда всё началось (и при чём здесь COVID-19)
Чем меньше возраст, тем больше восприимчивость к массовой культуре. А массовая культура, несмотря на все попытки вложить в неё ценности заботы о себе, снова диктует нам, что нужно успевать всё, везде и сразу — и всегда выглядеть на миллион.
Отчасти здесь виновата пандемия: сначала, чтобы облегчить сидение дома, мы романтизировали уединение, спокойный ритм жизни и простые радости вроде вечернего чтения книг, одиноких прогулок по лесу или свежего пирога из печи. Так появились эстетики dark academia, cottagecore и даже witchcore — они помогали жить, работать и учиться в своём темпе, не выставляли требованиям к внешности и не обязывали завоёвывать мир в двадцать лет.
Но потом локдаун закончился. И, как бы мы ни пытались романтизировать тихую домашнюю жизнь, нахождение в четырёх стенах с ежедневным думскроллингом новостей о жертвах COVID-19 нельзя назвать позитивным опытом. О нём захотели забыть, поэтому из тиктока — а, значит, из массовой культуры — постепенно начали исчезать атрибуты «ковидных» эстетик. Например, удобную, но бесформенную одежду вытеснил тренд на конвенциональную женственность: приталенные силуэты, платья, бантики и каблуки стали чем-то повседневным.
Пришлось привыкать к офлайн-жизни заново — с её бешеным темпом, от которого мы так отвыкли, с ежедневными офисом или универом и бессонными ночами. И, конечно, с желанием карьерного роста.
Выход один: романтизировать всё, от чего мы открещивались раньше. Хождение на работу, например.
В итоге в обществе появился запрос на забытый с нулевых женский типаж в массовой культуре — дерзкую и при этом женственную карьеристку с огромным авторитетом и не менее огромным заработком. Кто лучше подходит под это описание, как не пресловутая Миранда Пристли? Тем более любовь к фильму «Дьявол носит Prada» так хорошо рифмуется с общим трендом на нулевые.
Офисные сирены, которые не воют от задач
Для аудитории тиктока Миранда Пристли слишком взрослая: средний возраст пользовательниц платформы — от 18 до 24 лет. Гораздо ближе им Серена, другая героиня из «Дьявол носит Prada». Сексуальная красотка с вечным декольте, в юбке-карандаше и на каблуках не могла не запомниться зрителям, хотя и играет в истории эпизодическую роль — неудивительно, что эстетику office siren назвали именно в честь неё. Стать Мирандой Пристли пусть будет конечной целью, а первая ступенька к ней — «всего-навсего» офисная работница с внешностью Жизель Бюндхен.
Выходит, что мы снова вернулись к нереалистичным стандартам красоты — и нереалистичным требованиям к женщине в целом. Конечно, есть мнение, что office siren — про эмпауэрмент и укрепление позиций женщин в «традиционно мужском» офисном мире. Мол, если ты выглядишь так, то можешь всё, а тренд повышает уверенность в себе.
На самом деле более 40% адепток эстетики офисной сирены никогда не работали в офисе с графиком 5/2: зумеры предпочитают либо гибкий график, либо удалёнку. Так что вряд ли они представляют, насколько неудобно носить юбку-карандаш и каблуки по восемь-девять часов в день. К тому же, помимо юбок-карандашей, «сирены» носят и мини, в которых порой даже сидеть невозможно — это доказывают многочисленные видео в том же тиктоке.
Так что же продвигает тренд на office siren: сексуальность или всё-таки сексуализированность?
Кому-то эта эстетика напоминает стереотипный образ секретарши из нулевых — вроде в деловом стиле, но объективизированный, созданный не для работы, а для варки кофе начальнику и «украшения коллектива». Как будто под видом эмансипации женщинам заново втирают male gaze. Поиграли в феминизм, и хватит: мы вернём женщину на кухню даже в офисе, а она этого и не заметит.
Если всё-таки решила работать быть кем-то, кроме секретарши, то снова нужно вкалывать вдвое больше: на каблуках и в мини-юбке это физически труднее, а вросшие на десятилетия установки о том, что декольте и короткая юбка — несерьёзно, дают о себе знать.
Тренд на trad
Конечно, не всем заходят завышенные требования к офисным сиренам, но и тут массовая культура приготовила ответ. Это trad wife — патриархальная версия cottagecore. Она тоже про уют и тихую жизнь дома — с той только разницей, что продвигает традиционную роль женщины: роль домохозяйки и матери семейства. Тренд отсылает к американской мечте 1950-х: пользовательницы тиктока с полным макияжем и в приталенных платьях силуэта new look сами шьют себе одежду, с нуля выпекают хлеб или делают из молока творог для сырников.
Явная связь с гендерными ролями — якобы реакция на усталость женщин от достигаторства. Ведь женщина не обязана быть сильной, а кому-то нормально жить обычной семейной жизнью.
Правда, вот незадача: обычную семейную жизнь нужно жить на каблуках и с идеальной укладкой. Так что завышенные требования к женщинам отменили, но не совсем.
Кого я обманываю — совсем не отменили. Простая математика: в среднем россиянки тратят на работу по дому в среднем 4 часа 20 минут в день. Если добавить к стандартным стирке, уборке, готовке и воспитанию детей ещё и шитьё, выпекание хлеба, уход за садом и огородом, дойку коров (что? да!) и получение из молока творога для сырников, на домашние дела будет уходить вдвое, а то и втрое больше времени. И это при том, что у многих инфлюенсерок, продвигающих эстетику trad wife, не один или два ребёнка, как у многих россиянок, а от трёх — ответственность увеличивается в разы.
Так что кажется, что эстетика традиционной жены — для семей с привилегиями, в которых женщины могут позволить себе не работать и всё своё время вкладывать в хозяйство. Или для блогерок: инфлюенсерки с многомиллионной аудиторией вряд ли откажутся монетизировать свои каналы в тиктоке. Так что, когда они говорят, что добытчик в семье — мужчина, это выглядит как явное лукавство. Для обычной же женщины финансовая зависимость от «добытчика» не всегда безопасна: статистика домашнего насилия в России и в мире продолжает зашкаливать из года в год. Так что расслабленностью тут даже и не пахнет.
Неопатриархат и царство оземпика
Trad wife и office siren — а ещё old money, clean girl и много других трендов из тиктока, — объединяют повышенные требования к женщинам везде, где бы они ни находились.
На зов тиктока окликаются и другие индустрии, связанные с поп-культурой. На модных показах — снова недостаток моделей «обычного размера» и красота вопреки удобству, продажи «Оземпика» взлетают до небес, а бывшие иконы бодипозитива массово худеют.
В общем, патриархат никуда не делся. Просто преобразился: сейчас на смену традиционному пониманию патриархата пришёл неопатриархат — тот самый, который «у нас уже давно равенство». При такой системе у женщины вроде есть базовые права, такие как право на имущество и право голоса. Но мужское доминирование никуда не делось: власть и деньги в мире находятся у мужчин, существуют список запрещённых профессий и стеклянный потолок, а от женщины по умолчанию хотят, чтобы она вышла замуж и родила детей.
Сейчас неопатриархат научился прикрываться эмансипацией и свободой выбора. Логика такова: некоторым женщинам действительно нравится играть традиционные гендерные роли, поэтому мы будем их романтизировать. А пока в массовой культуре идёт романтизация чего бы то ни было, общественное мнение ей подчиняется — и может выкрутить явление до абсурдных масштабов.
Что с этим делать? Наверное, заново вспомнить, что такое свобода выбора.
Сейчас вместо неё утверждают свободу играть традиционные женские роли — ну или свободу быть Мирандой Пристли. Причём настолько, что это ощущается как обязанность.
Но ведь свобода выбора — это свобода быть неидеальной. Это свобода слушать себя и своё тело, а не тикток. Одеваться так, как удобно вам, а не очередной инфлюенсерке. Не брать на себя все проекты мира, потому что другие берут. Это простая истина, но под влиянием общественного мнения её слишком легко забыть.
Помню, как я неловко себя чувствовала, когда впервые пришла в вуз без макияжа — просто предпочла поспать на двадцать минут подольше. Все спрашивали, что случилось и всё ли хорошо, — а ведь это просто моё лицо. Но на следующий день я снова пришла без макияжа. И снова. И скоро все привыкли. А когда началась первая сессия, согласились, что между макияжем и поспать лучше всё-таки выбрать второе.