Наконец вышла финальная восьмая серия, и теперь можно взглянуть на второй сезон сериала «Властелин колец: Кольца власти» во всём его великолепии. Разумеется, это первым делом сделала Вика Анистратова, поклонница легендариума Толкина. И если первые серии вызвали скорее разочарование, продолжение оказалось неожиданно лучше. Впрочем, без брюзжания не обошлось (но в этот раз немножко).
Лучшая часть сезона — история Саурона, Келебримбора и Адара
Я почти уверена, что Чарли Викерз нереально кайфовал от роли Саурона во втором сезоне. В первом ему приходилось скрывать истинную сущность персонажа, что тоже вышло неплохо. Лично я сидела разинув рот в момент его обличения. Но во втором сезоне Викерз просто уходит в отрыв. Его Саурон ловко меняет амплуа от доброго Аннатара, который хочет быть всем другом, до жуткого Тёмного Властелина, который презирает жителей Средиземья. При этом Чарли Викерз даже не всегда произносит реплики вслух: его мимика просто меняется в момент, идеально отражая эмоции персонажа. И да, тёмные волосы ему идут, но Саурон-блондин нагоняет больше жути.
При том что Саурон — однозначный злодей истории, в сериале его усложнили в лучшую сторону. Перед зрителем всё ещё воплощение зла, которое не заслуживает сочувствия. Тем не менее по обрывкам фраз и мимике чувствуется, что Саурона терзают собственные демоны. За его спиной всё ещё маячит тень господина — Моргота. И Саурон словно преследует цель не только господства над Средиземьем. Он ещё хочет с помощью колец доказать, что теперь он сильнее бывшего хозяина. Это весьма любопытный ход сценаристов: персонаж всё ещё воплощение зла, тем не менее расколотое ещё большим воплощением зла. Хотя, казалось бы, куда больше.
Смотреть, как Саурон филигранно опутывает сетью своей лжи персонажей, заставляя их действовать согласно его плану, одновременно ужасно и прекрасно. Эльфийский кузнец Келебримбор и Саурон создали взаимодействие от дружбы до ненависти, от ужаса до жалости. Вместе они словно показывают, как близко добро может подойти к тьме и как близко зло может подползти к свету.
Предводитель орков (или уруков — как вам больше нравится) Адар раскрылся во втором сезоне. Он тоже антагонист со своими мотивами, тем не менее персонаж разительно отличается от Саурона. Не могу сказать больше, чтобы не наспойлерить. Дополню только, что Адар — хороший пример проработанного персонажа, которого нет в оригинальном произведении. Будучи оригинальным персонажем, Адар смотрится в «Кольцах власти» гармоничнее многих уже существующих персонажей, которых надломили ради сюжета, основанного на обрывках произведений. Ну а кольцевая композиция в его истории! Я была в восторге от приёма.
Итого, кажется, что сюжетная ветка Саурон — Келебримбор — Адар лучшая. Тут и игры разумов, и открытое противостояние, и разные мотивации. Все три персонажа различаются, но в то же время так похожи. Их история держит внимание до последнего эпизода. Честно говоря, я даже испытывала раздражение, когда повествование переключали на Арондира, мохноногов и всё-ещё-унылого Исильдура.
Фан-сервис во втором сезоне согревает сердечко
Я понимаю, что фан-сервис — это дешёвый трюк, чтобы вызвать эмоции у ветеранов произведений. Но я ему добровольно поддалась, потому что, на мой взгляд, он удался на славу.
Нам наконец-то дали эпичную битву с пафосной речью на фоне. Да, это всё ещё не битва на Пеленнорских полях под хитяру Говарда Шора из «Властелина колец». Но это и не Битва пяти воинств из «Хоббита» со стыдобными войсками нарисованных эльфов. В этот раз была полноценная массовка, конные бои, сражения на мечах и, конечно, драматичная гибель эпизодического персонажа в самом разгаре битвы. Финальный эпизод к тому же щедро приправили музыкой, похожей на ту, которую Шор писал для «Властелина колец». Не знаю, было ли это случайно или специально, но Беар Маккрири хорошо разбавил собственный стиль отсылкой к фильмам Питера Джексона.
Показали и парочку персонажей, которые заставляют ныть ностальгическую кость. Во-первых, Том Бомбадил. Он присутствует только в книге, в фильме его нет, так что это была, можно сказать, пасхалка для своих. Особенно порадовала сцена, где Том успокаивает дерево, произнося ровно те же слова, которые говорит энт Древень в «Двух башнях». Во-вторых, Балрог из Кхазад-дума! И не просто, а прямо точь-в-точь как в фильме.
В общем, фан-сервис во втором сезоне подкупает. Хотя, даже несмотря на него, я нашла пару моментов, чтобы поворчать.
Некоторые сюжетные ходы ломаются от недостатка времени
Проблема второго сезона — стойкое чувство, что создатели перестарались с количеством персонажей. Или не совсем понимают, как их распределить по сюжету. В итоге получается словно экранного времени мало, а сказать надо много. Из-за этого ощущается торопыжничество в некоторых историях.
Например, когда Нори и Поппи проанонсировали встречу с жуткой, несговорчивой и суровой предводительницей полуросликов, я ожидала, что мохноногам нужно будет постараться, чтобы заставить её их выслушать. Но нет, они через пять минут чуть ли не становятся друзьями.
Король Кхазад-дума Дурин из серии в серию не желает слушать сына и сопротивляться искушениям кольца. Даже когда Дурин-младший пытается достучаться до отца трогательной историей из детства. Но потом он мгновенно меняет своё мнение. Когда он успел? Почему? Никаких ответов.
Ну и мой любимый всё-ещё-унылый Исильдур получил любовную ветку с конфликтом, который решается буквально за десять минут одного эпизода. А химия между героями возникает почти из ниоткуда. Не удивлюсь, если на съёмках позади актёров и сценаристов стоял человек с огромными часами и нашёптывал «тик-так-тик-так-тик-так».
Всё ещё неясно, это фанфик по мотивам или часть легендариума
Вроде и картинка красивая, и актёры обаятельные, и сюжет в некоторых местах неплох. Даже фан-сервис подвезли. Но проблема, которая часто ставит палки в колёса сезону, — непонимание, для какой аудитории снят проект.
С одной стороны, «Властелин колец: Кольца власти» снят по кусочкам произведений Толкина. То есть, по сути, это фанфик. И претензии к нему по несостыковкам с оригинальными персонажами и событиями как будто не очень честные. Никто же не ругается на «драмиону» за нереалистичную любовную ветку на просторах Хогвартса. Я честно старалась забыть фильм и книги, воспринимать сериал как самостоятельное произведение. Но всё равно глаз каждый раз спотыкался о пустяковый даже нюанс, и я принималась про себя ворчать.
Потому что, с другой стороны, «Кольца власти» всё равно нет-нет, да и преподносят как своеобразный приквел фильмов, то и дело отсылая зрителя к фильмам Питера Джексона и лору книг Толкина (на которые прав не хватает). В итоге у толкиенистов запускается механизм брюзжания, почему эльфы носят короткие причёски, а Галадриэль и Элронд в последних сериях делают испанский стыд (в любой трактовке причин человеку, знающему лор, скорее всего, было неловко в этой сцене). Из-за этого трудно воспринимать сюжет «Колец власти» без сравнений.
Я видела комментарии пользователей, которым сериал очень понравился. Даже слышала, что на его лоре уже строят отдельное комьюнити. Но часто это люди, которые, например, не читали книги Толкина и потому воспринимают сериал как действительно самостоятельный проект. В итоге вопрос: для кого это произведение? Для фанатов Толкина, которые ностальгируют по фильмам? Или для новой аудитории, которая получила захватывающую фэнтези-историю? В идеале произведение должно нравиться обеим сторонам. Но что-то у киноделов всё никак не получается в последнее время.
Тем не менее финал второго сезона получился хорошо. Фанатам исключительно сериала дали больше интересного сюжета, ветеранам Толкина добавили больше отсылок к фильмам. И даже, казалось бы, банальные речи о противостоянии добра и зла крепко западают в сердечко, прямо как в старые добрые времена.