Сидони-Габриэль Колетт в первый раз вышла замуж, когда ей было 20. Тринадцатилетний брак нельзя было назвать счастливым: пока муж проводил время в салонах и на светских мероприятиях, она писала за него книги. История Колетт — это история сильной женщины, которая всю жизнь не только восхищала современников писательским мастерством, но и поражала провокационными выходками.
Мсье Вилли
Сидони-Габриэль Колетт познакомилась со своим будущим мужем Анри Готье-Вилларом в 1889 году. Ей было всего 16, ему — 30. Она — сельская девушка из Бургундии, дочь обычного офицера. Он — успешный парижский писатель. Они поженились в 1893 году.
Анри Готье-Виллар был известен под именем Вилли, остряка и писателя, чьи романы граничили с порнографией. Он также вёл колонку с музыкальной критикой в одной из парижских газет.
Харизматичный Вилли покорял светскую публику шутками и каламбурами во время званых ужинов, но совершенно не хотел тратить время на писательство: все его книги и колонки — работа нанятых им же прозаиков и композиторов.
Таланты для своей «литературной фабрики» Вилли искал повсюду, в том числе и среди ближайшего окружения. Спустя два года после свадьбы он обратился к Колетт и предложил ей описать свою школьную жизнь, включая пикантные подробности. Воспитанная свободомыслящей матерью, которая особенно увлекалась философскими трудами Шарля Фурье, Колетт с юности не стеснялась своей сексуальности.
Она с большой охотой взялась за рукопись — жизнь в столице оказалась не прекрасной сказкой, а одиночеством в многолюдном незнакомом городе. С мужем Колетт почти не виделась: он вёл разгульный образ жизни и до утра пропадал в салонах, поэтому писательство на время стало спасением.
Колетт исписала четыре тетради своими школьными воспоминаниями, но Вилли ничего не понравилось: он забросил их в ящик и не вспоминал об этом около двух лет. А потом, когда разбирал бумаги в рабочем столе, снова наткнулся на тетради.
«Боже милостивый, я — идиот», — сказал он, и в тот же день отнёс тетради издателю.
Героиня нового времени
«Знаешь, кто она? Она — это я до замужества», — написала Колетт в письме к другу, когда закончила работу над своим первым романом «Клодин в школе». Её героиня, Клодин, — дикий деревенский ребёнок с двумя длинными косами, предпочитающий проводить время в лесах и полях, — практически портрет самой Колетт.
Вилли попросил её разбавить детские воспоминания несколькими пикантными моментами, и опубликовал его в 1900 году под единственным именем — Вилли.
Это был успех! Первый же тираж разошёлся сразу. Французская публика зачитывалась историями о взрослении юной Клодин — непокорной и резкой девушки, исследующей свою сексуальность. Это была героиня нового времени: первая девочка-подросток ХХ века и «одна из самых очаровательных эмансипированных женщин столетия».
Романы о Клодин, помимо дохода, принесли Вилли настоящую славу. Их перевели почти на все европейские языки.
Никто даже не догадывался, что нашумевшие произведения пишет его молодая жена, а он только просит добавлять побольше скандальных тем и сюжетов.
Впрочем, читатели любили Клодин вовсе не за сюжет и не за эротические сцены, а за достоверный психологизм, за проработанность и глубину персонажей — это у Колетт получалось лучше всего. Рассказывая историю Клодин, она в первую очередь рассказывала историю о девушке, которая раскрывала свою индивидуальность вне социальных норм.
Литературное рабство и освобождение
Четыре романа о Клодин и два о девушке по имени Минна — столько произведений написала Колетт за тринадцать лет брака.
Она писала много и продуктивно. И если над первой рукописью работала с энтузиазмом, вкладывая всю себя, то впоследствии писательство превратилось в рутину — она писала прилежно, но равнодушно, подгоняемая Вилли, который не уставал напоминать, что у них кончаются деньги.
Ходили слухи, будто для большей продуктивности он запирал Колетт на несколько часов и не отпускал, пока она не напишет столько, сколько ему нужно.
К 1906 году Колетт устала от роли литературного раба. Она решила уйти.
Бракоразводный процесс был громким, скандальным и длился четыре года. Колетт пришлось доказывать своё авторство через суд.
А пока авторские права и вся прибыль от книг по закону принадлежали Вилли, она искала пути заработка.
Новая жизнь началась в театре. Колетт нашла себя и средства к существованию на сцене мюзик-холлов.
В 1910 году Колетт наконец-то официально вернула своё имя романам о Клодин. Суд доказал, что они целиком и полностью, кроме эротических вставок, были написаны ею. Колетт получила все полагающиеся компенсации и дивиденды, а свой опыт работы в театре и жизни впроголодь описала в романе «Бродяга».
Уйдя от мужа, Колетт вернулась к писательству. Теперь это уже была не каторга, а любимое дело. Писала она в основном новеллы. Часто это были размышления о положении женщин. Многие её работы критиковали социальные роли, предписанные женщинам, поэтому её героини так или иначе бросали вызов общественным нормам.
Сидони-Габриэль Колетт — кто она?
Самая противоречивая личность ХХ века.
Писательница, тринадцать лет прожившая под гнётом мужа, который эксплуатировал её талант. Она создавала независимых героинь, которые сопротивлялись предписанным социальным ролям. Она писала журналистские тексты о домашнем насилии и симуляции оргазма. Она объявила навязанную женщинам стройность «опасно маскулинной» и не стеснялась есть много и с аппетитом.
Но при этом она презирала феминисток, говоря о том, что им не хватает «плети и гарема».
Скандальная личность, обнажавшая грудь на сцене мюзик-холлов. Она родила первого и единственного ребёнка в 40 лет, а в 47 закрутила роман с сыном её второго мужа. Она опубликовала роман, полный антисемитских высказываний, во время Второй мировой войны, при этом будучи замужем за евреем, которого очень любила и смогла «вытащить» из гестапо во время немецкой оккупации.
Одна из первых женщин-военных корреспонденток, освещающих события и Первой и Второй мировых войн.
Талантливая сценаристка, придумывающая новые истории и адаптирующая для сцены собственные романы. В 1956 году на Бродвее поставили пьесу по её роману «Джиджи». Она сама выбрала актрису на главную роль. Это была Одри Хепбёрн.
Одна из первых писательниц, обратившихся к кинематографу. Первые попытки экранизировать романы о Клодин были ещё в 1913 году, у режиссёра Анри Пукталя. Она была одной из сценаристок драмы «Девушки в униформе», вышедшей в 1931 году. Фильм получил награду Венецианского кинофестиваля.
Сидони-Габриэль Колетт — звезда Прекрасной эпохи, член, а позже и президент Гонкуровской академии, номинантка на Нобелевскую премию по литературе. После смерти Пруста многие называли её «самой талантливой писательницей, которая сейчас есть во Франции».