Знать
19 июля 2023

«Быть женщиной — не соревнование»: как конкурсы красоты вредят женщинам (но в чём-то и помогают)

Даша Суворова
Даша Суворова
Журналистка.
конкурсы красоты
1

Бьюти-конкурсам уже больше века. Одни женщины считают их вредными и сексистскими. Другие их защищают, участвуют в них и с гордостью носят титулы «Мисс Мира» и «Мисс Вселенная». Рассказываем, как проводят конкурсы красоты сегодня, за что их ругают и что в них видят хорошего.

Когда появились конкурсы красоты

Прообразом конкурсов красоты считают мифологический суд Париса. Царевич выбирал прекраснейшую из трёх богинь Олимпа. Каждая старалась задобрить юношу и склонить его на свою сторону. В итоге «Прекраснейшей» Парис назвал Афродиту, которая пообещала ему самую красивую женщину на земле.

На Руси тоже были свои «конкурсы красоты» — смотры невест. Так, например, правители выбирали себе жён. На смотрах оценивали красоту, здоровье, духовные качества. Похожие «кастинги» устраивали в гаремах китайских императоров. Туда брали миниатюрных девушек с нежным голосом и белоснежной кожей.  

На Западе конкурсы красоты появились в 1880-е годы. В США их популяризировал известный шоумен Финеас Барнум. Он хотел привлечь побольше состоятельных посетителей в свой передвижной цирк. Но изначальная задумка провалилась: соревноваться пришли только женщины «сомнительной репутации». Тогда Барнум придумал соревнования, где победительницу выбирали по фото. В те времена это считали более нравственным, поэтому фотоконкурсы прижились.

В 1921 году в США учредили конкурс «Мисс Америка». Изначально его придумали, чтобы удержать туристов в курортном городе Атлантик-Сити после Дня Труда. Конкурс быстро стал популярным. С него и начались регулярные соревнования красоты — те, к которым привыкли современные зрители.

Как проводят конкурсы красоты сегодня

Сегодня бьюти-соревнования делят на локальные (по штатам, регионам и городам) и международные. Самые престижные из них — «Мисс Мира», «Мисс Вселенная», «Мисс Интернешнл» и «Мисс Земля». Они входят в так называемую «Большую четвёрку» конкурсов.

Участницами многих соревнований становятся через интернет. Заявку можно оставить, например, на сайте «Мисс Вселенная». Каждая претендентка указывает полное имя, прикрепляет фото и пишет до 300 слов о себе. При этом требований довольно много: нужно быть уверенной, амбициозной и стрессоустойчивой, не моложе 18 лет и не старше 28. А до 2023 года девушка ещё должна была быть незамужней и без детей. 

Для участниц «Мисс Земли» требования строже: рост не ниже 162 сантиметров, красивое лицо, пропорциональная фигура. Кроме того, нужно быть незамужней, бездетной и без партнёра (но при этом приветливой и дружелюбной). А ещё каждая девушка должна разбираться в истории и культуре своей страны.

Большинство конкурсов красоты состоят из одних и тех же этапов: дефиле в купальниках, дефиле в вечерних платьях и национальных костюмах, ответы на каверзные вопросы судей. Иногда участницы соревнуются ещё и в талантах: читают стихи, поют, исполняют национальные танцы и даже показывают фокусы. 

Ирландская профессорка Ребекка Чийоко Кинг-О'Риайн считает, что многие конкурсы выглядят предсказуемо, на них повторяются одни и те же сценарии. Например, участницы повторяют «я не хочу побеждать, я хочу просто участвовать». А потом по традиции держатся за руки, когда ведущие объявляют имя победительницы. Девушка, которую выбрали, обязательно плачет от радости. Слёзы разочарования при этом не показывают — такое поведение не для леди. 

За что критикуют конкурсы красоты

Объективация женщин и расизм

В сентябре 1968 года радикальные феминистки и правозащитницы вышли протестовать против конкурса «Мисс Америка 1969» в Атлантик-Сити. Они считали конкурс угнетением женщин и устроили перформанс: закинули символы угнетения в мусорное ведро. Внутрь полетели бюстгальтеры, накладные ресницы, туфли на каблуках и журналы Playboy. А на самом ведре написали: «Мусорное Ведро Свободы». 

Ходили слухи, что ведро подожгут, но этого не сделали. Зато появился миф о феминистках, сжигающих лифчики в знак протеста. В конце 60-х их сравнивали с призывниками, которые сжигали свои повестки, чтобы не ехать на войну во Вьетнам.

Свои претензии к конкурсу организаторки протеста обозначили в 10 тезисах. Их опубликовали как пресс-релиз. Вот основные тезисы:

  • Конкурс превращает женщину в объект для оценки. Участниц выбирают как животных на ярмарке. 
  • Конкурс расистский. За 47 лет у него не было ни одной темнокожей финалистки. В нём никогда не побеждали пуэрториканки, гавайки или американо-мексиканки. И никогда не было настоящей «Мисс Америки» — американской индианки.
  • Конкурс продвигает токсичный культ молодости — идею, что женщины должны быть всегда молодыми и «сочными».
  • Конкурс приучает женщин быть инертными и аполитичными. Индивидуальность, красноречие, интеллект и целеустремлённость не для них.
  • Конкурс укрепляет гендерное неравенство с детства. Пока мальчик мечтает стать президентом, предел возможностей девочки — стать «Мисс Америкой».

Несколько участниц проникли в зал, где проходил конкурс. Они развернули плакат «Освобождение женщин» и скандировали «Никакой больше „Мисс Америки“». Но телевизионные камеры ни на секунду не оторвались от сцены.

Тезисы 1968 года остались актуальными и спустя 40 лет. В 2011 году лондонские феминистки выступили против конкурса «Мисс Мира». Они назвали его вредным, объективирующим и сексистским. А ещё заявили, что из-за него девушки ненавидят собственные тела. Лозунгом протеста стала фраза «Быть женщиной — не соревнование». 

C феминистками не согласилась британская модель Лаура Коулмэн («Мисс Англия 2008»). Она призвала не срывать мероприятие: «Все участвуют добровольно. Спросите любую — конкурсы дарят девушкам уверенность и дают им возможности, которых иначе не было бы».

Продвижение нездоровых стандартов красоты

Исследователи Университета Западной Вирджинии в 2011 году подтвердили: конкурсы красоты действительно повышают самооценку. Но при этом они вредят участницам. За 80 лет средний индекс массы тела конкурсанток снизился. Если в 1920-е годы он ещё был здоровым (в районе 20-25), то к 2000-м нормой стал дефицит веса (индекс меньше 18,5).

В погоне за идеальными параметрами девушки изнуряют себя диетами, зарабатывают РПП и делают пластические операции. Чтобы добиться заветных пропорций (пышная грудь при низком весе), они вставляют импланты. Так возникают нереалистичные стандарты красоты. Простые женщины видят их в медиа, сравнивают с собой и начинают ненавидеть своё тело. Получается замкнутый круг.

Равенство для галочки

Другая важная проблема конкурсов — мнимая инклюзивность. В XXI веке за титулы соревнуются женщины разных рас и национальностей. Побеждают чаще всего представительницы развивающихся стран: Индии, Венесуэлы, Бразилии, Ямайки. Однако идеалом красоты по-прежнему считают европейскую женщину — светлокожую, высокую, длинноногую и худую. Конкурсантки стараются подогнать себя под этот формат. Внешне они часто отличаются от обычных женщин своей страны.

Пока аутентичная красота обесценивается, бьюти-индустрия зарабатывает на комплексах. Например, в Южной Азии женщинам продают косметику, которая делает кожу «белее и красивее». Стереотип о том, что смуглая кожа хуже, стал коммерчески выгодным.

Есть ли в конкурсах красоты хоть что-то хорошее

Конкурсы помогают женщинам высказаться

Иногда конкурсы красоты — что-то вроде рупора для участниц. Благодаря им они говорят о важных проблемах на большую аудиторию.

В 2017 году участницы конкурса «Мисс Перу» рассказали о гендерном насилии в стране. По традиции на одном из этапов конкурса девушки подходят к микрофону и называют объёмы своей груди, талии и бёдер. В этот раз вместо параметров прозвучала пугающая статистика:

  • «Меня зовут Камила Каникоба, я представляю Лиму. Мои параметры: за последние девять лет в моей стране убили 2202 женщины».
  • «Я — Альмендра Маррокин, представляю Каньете. Мои параметры: более 25% девочек подвергают насилию в школе».
  • «Меня зовут Хуана Асеведо. Мои параметры: более 70% женщин в нашей стране стали жертвами уличных домогательств».

Из 150 участниц этого конкурса пять пострадали от насилия (в том числе сексуализированного). В финале вместо традиционных вопросов о хобби у девушек спросили, как бы они прекратили абьюз. Победительница из города Кальяо предложила собрать базу данных с именами мужчин, хоть раз причинивших вред женщинам. «Только так мы сможем защитить себя» — сказала она.

Участницы конкурсов борются не только с насилием, но и с токсичными стандартами красоты. В 2022 году британка Мелисса Рауф продефилировала на конкурсе «Мисс Англия» без макияжа. За 94 года до неё ни одна участница не выступала ненакрашенной. В интервью Рауф сказала: «Многие девушки красятся из-за давления общества. Я хочу показать, что можно чувствовать себя красивой и без косметики».

Конкурсантки не всегда говорят о важном напрямую. Иногда они используют метафоры. Например, в 2021 году представительница Аргентины выступила на конкурсе «Мисс Вселенная» в необычном прозрачном платье из переработанного пластика. Наряд изображал ледники, которые тают в Аргентине из-за глобального потепления.

Победительницы волонтёрят и продвигают важные идеи

Сегодня организаторы крупных конкурсов подчёркивают, что им важна не только красота. Например, от участниц «Мисс Вселенной» ждут желания помогать другим. Они должны заранее продумать, какую социальную группу поддержат и почему. А победительница конкурса обязана использовать свою популярность во благо: рассказывать о борьбе с эпидемиями, посещать благотворительные организации и собирать пожертвования. Как пишут на сайте организации, «„Мисс Вселенная“ — это работа на полный день». 

Похожие ценности продвигает конкурс «Мисс Земля». В его фокусе — забота о планете и экологии. Обладательницы титула убирают мусор с пляжей, продвигают экологичную моду и собирают деньги для помощи диким животным. Даже корона «Мисс Земли» сделана с заботой о природе — из переработанных металлов. 

Конкурсы развивают полезные навыки

Исследователи считают, что волонтёрство и филантропия — не единственный путь для королев красоты. Они могут пойти дальше — добиться успеха в политике. Конкурсы красоты развивают важные навыки: стрессоустойчивость, выдержку, умение выступать на публике. Некоторые финалистки используют это в карьере. Например, венесуэльская модель Ирен Саес получила титул «Мисс Вселенная» в 19 лет, а потом отучилась на политологиню и в 31 год стала мэром округа. К 2000 году она даже попала в список 1000 самых влиятельных женщин мира по версии The Times.

Получается, какие-то плюсы у бьюти-конкурсов есть. Они продвигают полезные инициативы и дают возможности для карьерного старта. С другой стороны, эти же конкурсы заставляют женщин переживать из-за цвета кожи, формы губ, возраста и размера груди. А значит, назвать их безобидными пока нельзя. 

Комментарии
Katya Lobanova
20.07.23 08:16
Классная статья, но одно уточнение. Как правило, на конкурсы «Большой четвёрки» всё же отправляются победительницы локальных конкурсов. То есть сначала девушка должна стать мисс на уровне города (области, штата, региона, whatever), потом страны, а потом уже ехать туда. Отсюда куча конкурсов со странными названиями а-ля Miss Universe Philippines, которые причиняют боль при переводе.