Зарабатывать
Слушать
6 мая 2021

«Если надеть на микрофон носок, звук будет отличным». Кристина Вазовски о подкастах и способах на них заработать

Как уйти из галереи, основать свою студию подкастов и победить.

Кристина Вазовски — девушка, которая не боится начинать новое. В 18 лет она выпустила свою линию одежды, затем переехала из Петербурга в Лондон, где работала арт-директором галереи, а потом бросила всё и занялась подкастами. Её проекты «Это Провал», «Извини, что голосовым», «К тебе или ко мне?» входят в топ Apple Podcasts, а сама Кристина — в список Forbes «30 до 30». Сейчас Вазовски развивает свою студию подкастов: делает шоу для крупных компаний, проводит курсы для новичков и продолжает развивать свои проекты.

Мы узнали у Кристины, как запустить своё шоу, с чего начать и реально ли зарабатывать на подкастах.

О чём был первый подкаст, который ты услышала?

Кажется, это был Artsy про современное искусство, мне отправила его коллега. Я послушала и удивилась, что рассказывать об индустрии искусства можно так интересно. В тот момент я работала в галерее и привыкла, что рассказы о современном искусстве зачастую занудные и скучные, сделанные непонятно для кого, а этот подкаст был выпущен для людей — мне это понравилось. 

С тех пор я очаровалась подкастами: слушала очень много самых разных шоу. А потом решила сделать свой проект «Это Провал». Когда мне что-то интересно, я предпочитаю не слишком долго разбираться, а просто иду и учусь всему уже в процессе работы. 

Как ты выбирала тему для своего первого подкаста?

У меня было несколько идей, в основном довольно очевидные, например сделать подкаст про современное искусство, ведь тогда я профессионально им занималась. Но потом я поняла, что мне неинтересно говорить об искусстве и куда больше нравится о нём слушать.

Потом возникла идея подкаста про секс — эта тема всегда меня интересовала. Но мне было некомфортно говорить о нём, наверное, боялась или стеснялась.

Тогда я сделала такое упражнение: выписала сферы своих интересов, а потом — свои страхи по поводу их. И поняла, что больше всего на свете боюсь говорить о своих провалах: никому не хочется, чтобы о его слабых местах узнали.

И тут я подумала, что вообще-то это классная тема. В ней много эмоций, а чем больше чувств в проекте, тем интереснее за ним следить. Так появился подкаст «Это Провал», где я и мои герои рассказываем о неудачах и косяках.   

Какие навыки пришлось освоить, когда ты начала делать первый подкаст?

Буквально все: раньше я никогда не брала интервью, не монтировала и не писала джинглы. Однако самой сложной была не техническая, а психологическая сторона работы — ты находишься в абсолютном поле незнания. Смущало всё: правильно ли я подключаю микрофон, правильно ли говорю, правильно ли пишу. Когда занимаешься чем-то новым, то не понимаешь, классно делаешь или нет — на тебя очень влияют комментарии других людей. И это путает: ты, как флюгер, слушаешь оценки и стараешься им соответствовать. Собственное мнение приходит с опытом.

Запись самого первого выпуска вышла идеальной с первого раза? 

Трейлер я перезаписывала раз тридцать — а ведь это всего тридцать секунд и четыре фразы. Мне не нравилось, как я говорила: интонации и звучание казались неубедительными. Я повторяла одни и те же фразы, и постепенно трейлер правда становился лучше. 

На этом перезапись не закончилась. Когда я послушала первый выпуск шоу «Это Провал», то мне совершенно не понравилась моя манера разговора во время интервью. И я полностью перезаписала свой голос с нуля.

С самого начала я разрешила себе переделывать столько раз, сколько требуется, чтобы подкаст мне нравился. Сейчас я понимаю, что это было правильное решение. Лишь когда я прослушала запись в пятидесятый раз, я смогла сказать про себя: «а эта девчонка умеет говорить».

У тебя самой были провалы в подкастинге? 

Сегодня провал для меня — это ситуация, когда ожидания слишком сильно разошлись с реальностью. В этом понимании неудач в подкастинге не было. 

Но если посмотреть с другой стороны — их был миллион. Например, я договаривалась с известными людьми, что они придут на интервью, мы делали отличный выпуск, где звучали и глубина, и слёзы, и боль. А потом оказывалось, что герой не записал дорожку, просто забыл нажать на record. Ужасно обидно! 

Стала ли ты меньше переживать из-за провалов благодаря подкасту?  

Разве что из-за прошлых. Подкаст помог переработать старые события, которые тянули меня назад. Но даже сейчас меня, как и любого человека, могут расстроить мелкие неприятности: неудачно ответила парню, который нравится, или проявила токсичность во время встречи с другом, а потом хожу и месяц об этом думаю. Такие провалы я до сих пор воспринимаю довольно остро.

После запуска подкаста ты ушла с официальной работы в галерее. Почему? 

Я думала о подкасте всё своё рабочее время и в какой-то момент просто решила не отрицать очевидное: мне хотелось заниматься только этим. Я не испытывала никакого страха. Возможно, прозвучит самоуверенно, но знала, что если не получится, то всегда можно найти другую работу. И после увольнения я испытала облегчение, ведь теперь я могла работать только в одном месте вместо двух.

Сколько людей слушают твои подкасты?

Сложно точно подсчитать, если подкастов несколько, то пересечение аудитории невозможно определить. Например, один выпуск «Это Провал» слушают 20 тысяч человек, а один выпуск «К тебе или ко мне» 30 тысяч человек. Непонятно, это одни и те же люди или 50 тысяч уникальных слушателей.

Не все твои подкасты были удачными — некоторые из них закрылись. Почему так вышло? 

Многие мои шоу уходили на паузу, после чего какие-то возвращались, а какие-то — нет. Некоторые проекты прекращались, потому что создавались ради интереса и заканчивались, когда этот самый интерес пропадал. Например, подкаст про подкасты «Кристина, добрый день!». Это классный проект, но во время него я поговорила со всеми, кто задумывается об индустрии. Продолжать его — значит повторяться. В том формате, в каком он существовал, я его делать больше не буду. 

Прервался аудиодневник «Am I Ganna Die?», но я всегда относилась к нему как к эксперименту, а не полноценному коммерческому проекту. Я придумала его, когда готовилась к съёмкам документального фильма, посвящённого культуре смерти и похоронам в Гане. В какой-то момент запись выпусков пришлось прекратить, потому что я поняла, что не могу одновременно заниматься подкастом и фильмом.  Am I Ganna Die был интересным экспериментом, на который не возлагалось никаких ожиданий, но если бы я делала его сейчас, то организовала бы процесс иначе. 

Недавно у тебя вышла книга «Подкаст за две недели. От идеи до монетизации». Там есть совет про носок: если надеть его на айфон, то ткань якобы сделает запись чище. Этот совет из личного опыта?

Да, например, последние полгода я живу на Бали и даже не брала с собой микрофоны, поэтому записываю всё на айфон с носком. На самом деле эту идею придумала не я, но я точно тот человек, который принёс её в широкий мир. Однажды я купила десять пар носков Uniqlo и тестировала их: какие лучше справляются с шумом, какие хуже. Самые классные — короткие белые носочки с уплотнённым мыском и пяточкой. Если эту уплотнённую пяточку носка надеть на микрофон, то звук будет отличным.

Расскажи о своей студии «ТОЛК». Чем вы занимаетесь? 

Мы делаем подкасты для крупных компаний и брендов, например, запустили проект «Иван Иванов заходил вчера» и реалити-шоу «По уши» для дейтинг-приложения Badoo, а для Ситимобила записывали подкаст-симулятор такси «Тариф: поболтать». У нас есть сервис по монтажу, в котором мы превращаем необработанные аудио в шоу: монтируем, делаем обложки, пишем джинглы. Также мы запустили два образовательных курса для подкастеров. У нас есть sales-house для запуска рекламы. А ещё свой лейбл, куда входят 16 авторов. Среди них «Искусство для пацанчиков», «Жуть» и Blitz and Chips,  в которые мы тоже продаём рекламу. 

Как быстро ты монетизировала подкасты? 

Первые деньги появились через полгода после моего увольнения из галереи. Но, честно говоря, сначала я несколько месяцев жила на свои накопления и не слишком активно занималась монетизацией. Я просто развивала свой проект и стала искать рекламодателей, только когда поняла, что пора либо подавать резюме, либо начать извлекать деньги из подкаста. Студия же начала приносить доход чуть больше года назад. 

Сколько денег приносят подкасты? 

Доход с подкастов позволял мне жить в Лондоне и особо себе ни в чём не отказывать. В студии работают 10 человек на полную ставку и получают хорошую зарплату с наших доходов. 

Сейчас реклама в подкасте начинается от 2–4 тысяч рублей за преролл, короткую вставку о партнёре до полутора минут. Оплата рекламы считается по прослушиваниям: если у подкаста 10 тысяч прослушиваний, то за короткую рекламу можно получить от 20 до 40 тысяч рублей. Сложные выпуски и партнёрские интеграции стоят дороже. 

Какие подкасты ты сама сейчас слушаешь? 

Для души я предпочитаю подкасты на английском языке. Когда я слушаю на русском, мне сложнее абстрагироваться, начинаю проверять монтаж, какие компании покупают рекламу в этом шоу. На русском языке мне нравятся «Короче, история», «Чай с психологом» и Gurov Digital

Сильно ли различаются российский и англоязычный рынок подкастов?

На английском языке подкастов больше, чем на русском, из-за этого больше крутых и сложных подкастов и одновременно больше плохих проектов. Среди англоязычных шоу есть такие, которые не просто осмысляют текущий мир, а что-то добавляют к нему. Например, подкасты-расследования, которые действительно меняют общество. На русскоязычном рынке я не знаю кейсов, когда команда подкаста поменяла реальность, а не просто описывала то, что есть. 

Ты ведь ещё и преподаёшь подкастинг. Правда ли, что подкастером может стать кто угодно? 

Зависит от того, кого мы называем подкастером. Если того, кто просто делает своей подкаст, то да, кто угодно: бери телефон, записывай и выкладывай на хостинг. Но если считать подкастером того, для кого подкасты являются фуллтайм-работой и основным источником заработка, то это под силу не каждому. Здесь человеку нужно освоить много навыков: научиться брать интервью, смыслить в сторителлинге и продвижении продукта, разобраться с технической частью. И постоянно работать над своим шоу. 

Какие ошибки чаще всего допускают новички? 

Влюбляются в первую же идею и название и не проверяют сами себя. Любая идея станет глубже и интереснее, если подумать над ней, задать вопросы самому себе. Ещё одна ошибка: не просить обратной связи. 

И, наконец, не приносить свою идею в мир — откладывать и откладывать момент, когда нажмёшь кнопку «опубликовать», и уже не будет пути назад. 

Что бы ты посоветовала тому, кто хочет запустить свой подкаст и всё никак не начнёт?

Выделить полчаса и выписать на бумагу все причины, из-за которых страшно начинать. Важно честно признаться себе в том, что останавливает. Например: «переживаю, что скажет мама», «у меня отвратительный голос», «я неинтересный человек». Список страхов помогает подступиться к решению: появляются конкретные проблемы вместо абстрактного стопора. 

Ещё помогают дедлайны, комьюнити и сам факт того, что вы разрешаете себе заниматься подкастом и выделять на него время. Договоритесь с собой, что главное запустить проект, а со «что» и «как» разберётесь уже по ходу работы. А если всё понятно — просто начните делать.

Фото в тексте предоставлены Кристиной Вазовски

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
Анджей Сапковский раскрыл сюжет новой книги по «Ведьмаку»
Что связать в подарок: 18 классных идей для начинающих и опытных рукодельниц
Тренды и база: 5 идей для образов на Новый год-2025
Запрет на детские браки и триумф российских шахматисток: главное о правах женщин за неделю
3 категории товаров, которые не страшно заказывать на Aliexpress
В России главным словом 2024 года стала фамилия. Её искали в интернете чаще всего