Вы тянетесь за пальто, но чья-то рыцарственная рука уже перехватила его и ловко накидывает вам на плечи, будто вы героиня викторианского романа. Или вот — вы достаёте карту, чтобы заплатить за кофе и миндальный круассан, но спутник с видом героя эпохи Возрождения решительно заслоняет терминал. Галантность или контроль? Трогательная вежливость или способ сохранить за собой ведущую роль? Вместе с эксперткой Центра толерантности Ольгой Давыдовой разбираемся, где заканчивается забота и начинаются патриархальные игры.
С чего всё началось: рыцарство и куртуазная культура
Рыцарство как система идеалов и норм поведения зародилось в Европе VIII–XII веков. Ключевыми факторами стало появление конного войска и необходимость в воинских кодексах, которые бы закрепляли иерархию среди феодалов.
Рыцарь не только служил государю, но и имел определённое представление о чести — нормы, которые должны были объединять военное сословие. Католическая церковь, в свою очередь, способствовала формированию «духовного» измерения рыцарства. Рыцарю предписывалось не только защищать слабых и быть верным сюзерену, но и соблюдать христианские добродетели: милосердие, благородство, целомудрие.
В XII веке на территории южной части современной Франции (территория, где развивалась традиция трубадуров) начали оформляться нормы так называемой куртуазной любви. В этой традиции рыцарь отдавал себя «служению» даме, воспринимая её не столько как объект страстного влечения, сколько как источник духовного вознесения и нравственного руководства.
🤓 Что почитать, чтобы понять суть куртуазности?
- De Amore (Искусство любви) Андрей Капеллан
- Roman de la Rose (Роман о Розе), Гийом де Лоррис, Жан де Мён или Жеан Клопинель
Итак, культ Прекрасной Дамы придавал рыцарству эстетическое и поэтическое измерение, связывая военные добродетели с темами любви и верности.
Но пусть красивые слова вас не смущают — это нисколько не отменяло социальную уязвимость женщины, ведь реальная власть оставалась в руках мужчин. Несмотря на то что дама в куртуазной традиции представляется как высший идеал красоты и добродетели, сам этот идеал создавался и поддерживался преимущественно мужской элитой. Мужской взгляд определял критерии красоты и моральной чистоты в соответствии со своими социальными и культурными потребностями.
Женщина, даже будучи «идеалом», оставалась собранной извне «конструкцией».
И её активность, инициатива и способность к самоопределению были второстепенны по сравнению с внешней красотой и символической чистотой. Кстати, будете слишком много времени проводить перед зеркалом и пудриться, увидите в отражении заднюю часть чёрта. И это не я придумала, так пишет «Книга рыцаря де Ла Тура Ландри, написанная в назидание его дочерям», Жоффруа IV де Ла Тур Ландри средневековый французский писатель и воин Жоффруа IV де Ла Тур Ландри своим дочерям.
Положа руку на сердце: идеализация в определённом историческом контексте могла предоставлять женщинам косвенные возможности для влияния и накопления социального капитала.
Да, были исключения в виде королев, фавориток, аббатис, поэтесс и учёных дам. Да, в разных частях Европы и Англии были свои подходы и к экономической независимости, и к моральным качествам. Например, в среде мелкопоместного английского дворянства экономическая и даже военная смекалка считалась «Письма Пастонов», 1422-1509 качеством вполне уместным и заслуживающим упоминания и одобрения. Да, куртуазная культура дала исток множеству литературных и художественных шедевров.
Но в масштабе культ Прекрасной Дамы — это отражение очень ограниченных возможностей для женской субъектности, где даже роль идеала и священной розы не освобождает от патриархальных структур власти.
Рыцарство в современном мире: ок или не ок?
Сама идея «слабости» женщин была частью патриархальной логики: если женщина нуждается в защите, значит, у неё нет полного контроля над своей жизнью. Если она не способна нести ответственность за себя, кто должен это делать? Мужчина. Простая схема, которая выглядела уместной в романах XII века, но уже к XX веку начала вызывать вопросы.
И здесь настало время обсудить доброжелательный сексизм (benevolent sexism).
Доброжелательный сексизм — это форма сексизма, при которой женщины представляются и даже идеализируются как хрупкие, нуждающиеся в защите и заботе, что приводит к их социальному ограничению под видом уважения.
- «Вы наше украшение коллектива, нежные и хрупкие, мы будем оберегать вас».
- «Ты слишком красивая, чтобы переживать из-за работы».
- «Женщины эмоциональнее, поэтому тебе лучше работать с людьми, а не с цифрами. Ты будешь чудесным педагогом!»
Это буквально клетка, увитая цветами: выглядит красиво, но всё равно ограничивает свободу и закрепляет неравенство. Если тебя считают слабой, тебе не доверяют важные решения, если за тебя всё делают, у тебя меньше контроля над собственной жизнью и карьерой.
Главная проблема — доброжелательный сексизм действует незаметно. Когда мужчине говорят: «Ты сильный, решительный, защитник», а женщине: «Ты нежная, заботливая, украшение этого мира», возникает иллюзия равенства. Всем сказали что-то хорошее. Но на деле это две неравнозначные роли: одна предполагает действие и власть, другая — зависимость и благодарность.
Поэтому даже самые галантные жесты могут быть инструментом контроля, если за ними стоит убеждение, что женщина не может без мужской опеки. И именно это делает их сексизмом.
Но мы же не можем знать, мужчина подразумевает галантность и уважение или указывает на мою слабость? Не можем. Но можем посмотреть ещё на одно исследование в контексте последствий.
В своей диссертации «Рыцарство: связь между культурным сценарием и стереотипами о женщинах» (2001) Т. Уильям Альтерматт «Рыцарство: связь между культурным сценарием и стереотипами о женщинах» (2001) Т. Уильям Альтерматт, исследователь из Университета Иллинойса, подробно изучил, как концепция рыцарства влияет на восприятие женщин и поддержание гендерных стереотипов.
Рыцарство он рассматривает в корреляции с двумя убеждениями о женщинах:
- убеждение, что женщины более добродетельны, чем мужчины;
- убеждение, что женщины менее агентны, то есть менее деятельны и инициативны, чем мужчины.
Учёный обнаружил, что поддержка рыцарского сценария сильно коррелирует как с первым убеждением, так и со вторым.
И вот что ещё важно: «рыцарственные» мужчины имели тенденцию демонстрировать подобное (предпочтительное) отношение только к женщинам, которые казались им высокодобродетельными и низкоагентными. Проще говоря: я подаю руку милой застенчивой девушке с ангельским беззащитным взором, а вот коротко стриженой и быстрой в словах и действиях «пацанке» — не стану.
Ещё один интересный факт из того же исследования: мужчины, которые просто наблюдали за женщиной, получающей рыцарское обхождение, считали её значительно менее независимой, чем участники, которые наблюдали ту же женщину вне контекста.
Любая ли галантность = сексизм и ущемление?
Это очень тонкий момент. В разных культурных контекстах мужчины и женщины будут по-разному интерпретировать жесты: и оплату счёта в ресторане, и пальто, и отодвинутый стул. Но правильнее будет сказать, что разные мужчины и разные женщины по-разному понимают разные жесты мужчин и женщин. Люди разные, и важно исходить из этой аксиомы, рассматривая любой кейс.
Но нет, не любое галантное поведение — это патриархат и ущемление. Вежливость сама по себе не является проблемой, но важно, из чего она исходит и какой смысл несёт.
- Вы придержали дверь перед человеком из вежливости — это нейтральный жест, который можно сделать и для мужчины, и для женщины.
- Вы придержали дверь перед женщиной, потому что «ну она же женщина» — это уже доброжелательный сексизм, потому что подразумевает, что женщина нуждается в особом отношении.
- Вы не дали женщине поднять чемодан, потому что «не женское это дело» — это закрепление гендерных ролей: здесь уже не забота, а предположение, что физическая сила и самостоятельность не для женщин.
- Вы спрашиваете у человека на лестнице или в салоне самолёта, не требуется ли помощь с чемоданом — это нейтральный жест вежливости и помощи, который подразумевает, что вам могут сказать в ответ «нет, не требуется, спасибо», и вы этот ответ примете и пойдёте своей дорогой.
- Вы заплатили за ужин, потому что так договорились заранее, — это личное решение, не обязательно связанное с патриархатом.
- Вы заплатили за ужин и не дали женщине заплатить самой, потому что «так положено», — это уже патриархальный сценарий, лишающий её выбора и финансовой независимости.
Главное различие между галантностью и патриархальным контролем — наличие выбора и взаимности. Если галантность навязывается и предполагает неравенство («я делаю это за тебя, потому что ты не можешь сама»), то это уже не просто вежливость, а инструмент власти.
Галантность не является проблемой, если она основана на уважении, а не на стереотипах.
Настоящее равенство — это когда и мужчина, и женщина могут быть как заботливыми, так и самостоятельными и их поведение определяется не полом, а обстоятельствами и личными предпочтениями.
А если мне окей, что за меня платят?
Если вам нравится, когда вам придерживают дверь, подают пальто или оплачивают ужин — это абсолютно нормально. Вы не предаёте идеалы феминизма. Если вас в этом обвиняют, что, к сожалению, не редкость, напоминаю: феминизм — это про право выбора, а не про обязательство поступать определённым образом. Если вы осознанно выбираете комфортную для себя динамику, в чём здесь предательство?
Главное, чтобы это было не требованием, а осознанным выбором. Если вы воспринимаете эти жесты как приятную ролевую игру, которая делает жизнь комфортнее, а ваш партнёр искренне разделяет эту роль, это не про патриархат — это про взаимное удобство, симпатию, любовь, удовольствие, традицию ухаживания…
Проблема начинается, когда ожидания не совпадают: один человек ждёт галантных жестов и обижается, если их нет, а другой — вообще не понимает, что от него этого ждут. Но если пара честно договаривается о таких нюансах и обоим это комфортно, это ни разу не про угнетение, а просто про предпочтения. Кто-то любит делить счёт, а кто-то предпочитает, чтобы платил мужчина, или тот, кто пригласил, или тот, кто первый предложил, — и оба варианта могут быть равноправными, если в них нет скрытого давления.
Равенство — это не когда все делают всё одинаково, а когда у всех есть право выбора. Настоящее партнёрство — это, в конце концов, не битва за то, кто сильнее, самостоятельнее или прогрессивнее, а договорённость, при которой обе стороны чувствуют себя комфортно.