Смотреть
19 июля

Культовая кукла: как Bratz попытались вытеснить Барби, но проиграли

Культовая блондинка против четырёх дерзких подружек!

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Авторка «Горящей избы».

Кукла Барби снова в моде! Во многом благодаря предстоящему фильму Греты Гервиг, но эта кукла кажется вечной. Правда, за шестьдесят лет существования ей не раз приходилось отстаивать своё лидерство. И пожалуй, главными конкурентками Барби стали куклы Bratz. Рассказываем, как появились Bratz и как они пытались побороться за внимание девочек.

Как появились куклы Bratz 

Куклы Bratz дебютировали в 2001 году. Их производством занималась MGA Entertainment — небольшая компания игрушек из Сан-Фернандо. А дизайн самой куклы разработал Картер Брайант — бывший дизайнер Mattel, той самой компании-родительницы Барби. 

Со своей задумкой и эскизом новой куклы Картер пришёл к Исааку Лариану — исполнительному директору компании. Лариан не был впечатлён. Более того, кукла показалась ему даже «уродливой». Но он решил спросить у своей одиннадцатилетней дочери Жасмин, что она думает об эскизе. Девочке он понравился, она назвала будущую куклу «милой». Одобрение дочери заставило Лариана запустить производство. В оригинальную линейку вошли четыре куклы: Хлоя, Джейд, Саша и Жасмин (или Ясмин). Последняя получила своё имя в честь дочери Лариана. 

Потребовалось некоторое время, чтобы продвинуть новых кукол на рынок. Некоторые розничные корпорации отказывались брать их в продажу, считая подобный дизайн слишком рискованным. Дело было даже не в том, что, в отличие от тех же Барби, Bratz выглядели более раскованными. А в том, что куклы не подходили под стандарт. Считали, что покупателям может понравиться только светловолосая и голубоглазая Хлоя. Но Лариан был непреклонен. Куклы шли в комплекте — либо будут продвигать всех вместе, либо никого. 

Впрочем, это решение оказалось выигрышным. Потому что именно этническое разнообразие сделало Bratz такими популярными. За первые пять лет существования на рынке их продажи составили два миллиарда долларов. Как раз тогда Bratz и стали первыми серьёзными конкурентами Барби — до этого потеснить культовую куклу никому не удавалось. А в 2004 году Bratz обогнали Барби по продажам в Великобритании. 

Как создатели Барби попытались вытеснить Bratz 

На руку создателям кукол Bratz отчасти сыграло то, что компания Mattel переживала непростые времена. Да, Барби продолжали покупать, но её популярность с каждым годом падала всё больше. В 2006 году продажи Барби в США упали на 30%, а во всё мире — на 18%.

Естественно, Mattel не могла просто так оставить конкурентов. Помимо того, что компания всерьёз задумалась о переосмыслении образа Барби, она ещё и подала в суд на MGA Entertainment. Дело в том, что когда Брайант пришёл к Лариану с эскизом, он всё ещё был сотрудником Mattel. А потому концепция Bratz фактически принадлежала компании. Судебные тяжбы длились несколько лет. В 2008 году выиграли Mattel, и франшиза перешла к ним. Но в 2010 году апелляционный суд отменил это решение и обязал Mattel выплатить компенсацию. 

Из-за судебных тяжб MGA Entertainment пришлось сделать перерыв в выпуске кукол. Они вернулись на рынок в 2010 году, но их популярность стала падать, окончательно снизившись к 2014 году. Компания снова ушла на перерыв, провела ребрендинг, немного изменила внешность кукол и вернулась снова — и снова неудачно. Так что в 2016 году производство кукол Bratz окончательно остановилось.

Осенью 2018 Bratz вернулись с новой коллекцией, которую можно было купить только на Amazon. А в 2021 году бренд отпраздновал своё 20-летие и выпустил новую коллекцию — дань уважения оригинальной четвёрке. Куклы из юбилейной коллекции выглядели точно так же, как до ребрендинга, как в старом добром 2001-м.

Чем куклы Bratz отличались от Барби 

Разнообразие 

В отличие от Барби в основной линейке было четыре куклы с разным цветом волос, глаз и кожи. Более того, в них чётко выделялись разные этнические черты. Хотя Лариан был против того, чтобы причислять кукол к какой-то конкретной расе. Ему нравилась идея, что разные люди могут по-своему воспринимать их происхождение. Например, одним нравится думать, что Жасмин — латиноамериканка, а другим — что она с Ближнего Востока. С этим же посылом команда MGA Entertainment подбирала куклам имена. 

Оригинальная Барби была высокая стройная блондинка со светлыми волосами и голубыми глазами. Конечно, Mattel за время существования разнообразили концепцию куклы: появились и темнокожие Барби, и темноволосые, и разного телосложения. Но сам факт того, что изначально кукла задавала определённый стандарт, а Bratz были уже сразу на любой вкус, давал вторым преимущество. 

«Если бы я делала ставку на культуру как на форму акций, я бы перешла от тощей Барби к многонациональным, творческим куклам Bratz», — так высказалась о соперничестве двух брендов феминистка Наоми Вульф. 

Стиль 

Внешность кукол Bratz — то, что бросается в глаза в первую очередь. Они гораздо ниже Барби, у них большие головы, маленькая грудь, тонкие ручки и ножки. Большие раскосые глаза и полные губы. А ещё, в отличие от Барби, они могут самостоятельно стоять. И, кстати, их ноги — ещё одна отличительная черта. Они состоят из двух частей: сама нога и щиколотка, которая легко снимается, чтобы было удобнее менять обувь. 

Даже внешность Bratz вызвала споры между MGA Entertainment и Mallet. Во время подачи встречного иска Лариан обвинил создателей Барби в том, что они позаимствовали у Bratz форму глаз и губ для создания своей новой линейки кукол My Scene.

Больше всего девочек цепляло, что куклы Bratz выглядели взрослее и современнее. Они как будто сошли с подиума: ботинки на шнуровке, клетчатые юбки, гетры, меховые накидки, стильные береты и потёртые джинсы. В таких образах легко могли выйти в свет селебрити. И их хотелось повторить девочкам-подросткам. 

В этом и была основная концепция Bratz, Лариан задумывал их как «икон моды». Их слоган: «девушки со страстью к моде». Их образ — образ дивы, которая живёт беззаботной жизнью, любит ходить на вечеринки и зависать с подружками в торговых центрах. 

Даже в тематических линейках, например, посвящённых принцессам, они выглядели абсолютно по-новому: на голове тиара, а вместо бальных платьев — футболка цвета хаки, гольфы, легинсы и укороченные топы. А в образе фей с крыльями сочетались джинсы и балетные пачки. 

Провокационность 

Как бы сильно Bratz ни нравились девочкам, родителей волновал образ куклы и тот посыл, который она несёт. Прежде всего, по мнению взрослых, Bratz выглядели слишком вызывающе и сексуализированно: ярко накрашенные глаза, блестящие губы, слишком короткие юбки и открытые топы. Некоторые обеспокоенные родители называли их «жертвами накачки на вечеринках», «тусовщицами, перебравших с мохито», «танцовщицами на шесте».  

К тому же, пока Барби осваивала десятки новых профессий (хирург, адвокат, космонавт) и показывала маленьким девочкам, что они могут даже баллотироваться в президенты, Bratz призывали веселиться на вечеринках, отрываться с подругами и не забывать про страсть к моде. 

Лариан объяснял это тем, что он хочет, чтобы в Bratz девочки видели сверстниц, а правильная и хорошая Барби, по его мнению, напоминает «пожилую маму». Поэтому с Bratz хотят играть, а Барби теряет популярность. Директор MGA считал, что Барби уже пора на заслуженный отдых. А Жасмин Лариан утверждала, что весь негатив по поводу образов Bratz был специально спровоцирован компанией Mattle.

Но Mattel с таким утверждением, категорически не согласны. Они запустили компанию, в которой говорилось о том, что когда девочки играют с Барби, они могут вообразить себя, кем захотят. А многие аналитики были уверены, что Барби будет жить вечно.

Bratz на экранах

Мультсериал

По следам Барби в MGA Entertainment решили перенести своих кукол на экраны. И пока Mattel выпускала полнометражные мультфильмы про Барби-принцесс, адаптируя и переосмысляя, классические сюжеты, Bratz получили собственный мультсериал. 

Он вышел в 2005 году и был направлен на более взрослую аудиторию. В центре сюжета четыре подруги — Хлоя, Жасмин, Саша и Джейд, которые живут в вымышленном городе Стайлсвилле и выпускают собственный модный журнал, ходят в школу, решают житейские проблемы, устраивают вечеринки, влюбляются и исполняют свои мечты. 

Интересно, что главным журналом-конкурентом для подруг стал журнал Your Thing. Его владелицей была коварная Бардин, которую когда-то считали «правящей королевой моды». Но с появлением Bratz её издание перестало быть таким популярным. И вот тут можно заметить шпильку от Bratz в сторону куклы Mattel. Помимо того, что имя Бардин очень созвучно с именем Барби, сама антагонистка одевается во всё розовое, постоянно ходит с собачкой и, в отличие от других героев сериала, у неё более пропорциональное тело. 

Но одного мультсериала компании оказалось мало, и в 2007 году Bratz пришли на большие экраны с одноимённым фильмом. Его режиссёром стал Шон Макнамар, мастер молодёжного контента. Среди его работ — «Сёрфер души» с Анной-Софией Робб, «Суперзвезда» с Хилари Дафф, «Танцевальная лихорадка» с Зендеей и Беллой Торн. 

Фильм

Фильм Bratz получился типичной американской комедией про подростков. Четыре уже знакомые нам подружки перешли в старшую школу: они вместе с детства, а потому уверены друг в друге на сто процентов. Но с первого же дня их разводит по разным компаниям: кто-то попадает в футбольную команду, кто-то — в научный кружок, кто-то — в группу поддержки, а кто-то так и не может найти себя. 

Всего год — и девочки становятся друг для друга абсолютно чужими людьми, и им предстоит пройти множество испытаний: поверить в себя, выступить на музыкальном конкурсе и обойти главную «злючку» школы, чтобы вновь вернуть былую дружбу. 

Зрители и критики встретили фильм довольно прохладно. Оценка на IMDb — 3,0. Его критиковали за второсортность сюжета и карикатурность персонажей. Финал был предсказуемый, песни, прозвучавшие в фильме, неоригинальными, а приключения героинь утомительными. 

Ну а Барби только готовится блистать в кинотеатрах, и фильм явно предвидится интересным. В режиссёрском кресле — Грета Гервиг, а в главных ролях — Марго Робби и Райан Гослинг.