Существует ли идеальная инструкция по расставанию? Так, чтобы два человека смогли отпустить друг друга, но при этом сохранить близость. Без ссор, невысказанных обид и скандалов. Компания «ПилотКино» 13 октября выпускает в прокат фильм Стефано Сардо «Любовь: инструкция по расставанию». Премьера состоится 8 октября в киноцентре «КАРО 11 Октябрь». Выпускающий редактор Вика Анистратова посмотрела фильм до премьеры и делится отзывом.
О чём фильм
Томмазо и Аличе вместе уже 15 лет. Он выступает с группой и пишет музыку к фильмам, она работает актрисой. У них есть своя квартира, общие друзья, они близки с родственниками друг друга. Все уже ждут приглашения на их свадьбу.
Внезапно на дружеском ужине пара объявляет, что расстаётся. Причём Аличе и Томмазо собираются сделать всё спокойно, без ссор и обид. Никто из окружающих не верит, что можно просто так взять и остаться близкими после 15 лет отношений. Но пара собирается доказать обратное. Конечно, всё оказывается не так просто.
Как создавался фильм «Любовь: инструкция по расставанию»
Кинокартина основана на реальной истории. Режиссёр Стефано Сардо, который выступил также сценаристом, в прошлом был фронтменом музыкальной группы Mambassa. Актриса Валентина Гайа, вторая сценаристка фильма, была его партнёршей. Они расстались после долгих лет отношений и решили вместе написать об этом книгу. По ней Стефано Сардо позже снял фильм.
В главных ролях — Гуидо Каприно и Елена Радоничич. Каприно может быть знаком по сериалам «Великолепные Медичи» и «Медичи: Повелители Флоренции». Радоничич снималась в фильмах «В моей комнате», «Всё о тебе».
Фильм «Любовь: инструкция по расставанию» впервые показали на Венецианском кинофестивале в секции Notti Veneziane.
Что понравилось
Самое главное в фильме — это наблюдение за отношениями Аличе и Томмазо. Они всерьёз рассчитывают расстаться красиво и правильно. И уже составили план на несколько недель. Конечно, всё сразу идёт не так, как хотелось бы. То квартиру не выходит продать, то работы нет, то старая любовь замаячила на горизонте. Да и сами партнёры как будто не спешат расставаться. Они продолжают жить вместе и вести себя так, словно они ещё пара. Таймер тикает, но они никуда не двигаются.
Попытки Аличе и Томмазо в итоге превращаются в инструкцию «как не надо расставаться». Они занимаются чем угодно, но не инвентаризацией пятнадцати лет отношений. Перебирают вещи, ходят в бары, ссорятся с друзьями, оглядываются на других потенциальных партнёров. Делают всё, кроме самого главного: разговора. Ни Аличе, ни Томаззо не предлагает сесть и поговорить о своих чувствах, пока на обоих не обрушивается лавина.
Словом, «Любовь: инструкция по расставанию» доносит важную мысль: чтобы расстаться хорошо, надо решать всё словами через рот. Разумеется, отношения не строятся по лекалу, у всех свои особенности. Но если партнёры настроены остаться близкими людьми, самое главное, что им придётся сделать, — открыто поговорить.
«Любовь: инструкция по расставанию» не только про отношения главных героев, но и про отношения в принципе. Когда опыт прожитых лет уже почти не оставляет шанса остаться наивным романтиком.
Героини фильма рассуждают об увядающей красоте и наплевательском отношении мужчин. «Почему им можно стареть, а нам нет? Почему нас в 35 лет списывают, а они в 70 с больными коленями могут подцепить молоденькую?» — восклицает подруга Аличе. И тут спрашиваешь себя: а в самом деле, почему? Даже с современной модой на бодипозитив и принятие себя женщин списывают, едва морщины трогают их лица. Мужчины могут покрыться ими с головы до пят и оставаться сексуальными в глазах общества. Подруги Аличе, да и она сама, ощущают себя ненужными, даже когда находятся в отношениях. Всё вокруг словно говорит им, что время прошло, пора отойти в сторону и уступить место молодым девушкам.
В то же время сорокалетние герои-мужчины фильма рассуждают, что постоянные отношения не для них. Зачем пить одно и то же вино, когда перед тобой целый погреб? Они уверены в себе и расслаблены. Вместо спортзала медленно потягивают пиво, вместо карьерных амбиций рады простой возможности выступить в баре. Такой контраст между героинями и героями наталкивает на мысль, насколько разными путями мужчины и женщины идут в отношениях под давлением стереотипов. На стартовой линии мы все неуверенные в себе, с надеждой встретить настоящую любовь. Но стоит перейти рубеж в 30 лет, как на женщин начинают давить культом молодости и красоты. В то время как мужчины «с годами становятся только лучше». Им некуда спешить.
🧐 Наши рецензии
Репродуктивное давление и стриптиз: каким получился сериал «Ева, рожай!»
«Конечно, она сопротивлялась, она же женщина». Почему «Последняя дуэль» — феминистское кино
Что может смутить
Анализ отношения тридцатилетних к любви — одновременно и сильная, и слабая сторона фильма. Наблюдать за героями-мужчинами может быть непросто. Они рассуждают так, словно женщины — это вещи, которые можно в любой момент заменить. Лишь бы был пышный бюст и аппетитный зад. Молоденькие обгоняют тридцатилетних, сексуальные красотки обгоняют жён и партнёрш. Некоторые мужчины в фильме вовсе ухитряются размышлять, как замечательно иметь и жену, и любовницу. Одна даёт заботу и поддержку, вторая в любой момент дня и ночи готова подарить незабываемый секс.
Конечно, такие мужчины бывают. Но одно дело, если бы только часть героев были такого мнения. Однако в фильме так рассуждают все. Даже Томмазо. В какой-то момент от их разговоров становится даже мерзко. Пусть даже со временем некоторые всё же пересматривают свою точку зрения.
Герои часто обсуждают экологию. Подозреваю, что это европейский тренд. Не первый фильм из Европы за последние годы так или иначе рассуждает о влиянии человека на планету. Но здесь это преподносят как неминуемую катастрофу. Персонажи либо едят пресную экологически чистую еду, либо «давятся пестицидами». Героиня пьёт травяной чай, а её спрашивают: зачем, если все люди скоро умрут. Аличе и Томаззо думают о ребёнке, но приходят к мысли, что его не ждёт ничего хорошего.
Разумеется, тема экологии очень важная. Это не только радужные пони, гарцующие по зелёным полям с солнечными батареями, но и угроза вымирания. Однако фильм и так поднимает непростую тему. Так и ещё периодически по голове зрителя прилетает колотушка «планета умирает, всё бессмысленно».
Смотреть ли фильм «Любовь: инструкция по расставанию»
Несколько раз за фильм Аличе и Томаззо готовы вот-вот воссоединиться. С одной стороны, это хочется увидеть. Они же любят друг друга. Им тяжело порознь. Это не тот случай, когда пара расходится, потому что чувства остыли. Аличе и Томаззо искренне радуются успеху друг друга и переживают, когда их связи угрожают другие потенциальные партнёры. Но в то же время их воссоединения не хочется. Потому что эта любовь ранит обоих, заставляет страдать и плакать.
Фильм «Любовь: инструкция по расставанию» непросто смотреть, но он стоит того хотя бы ради этой мысли: любовь не всегда дарит счастье.
Порой она начинает приносить только боль, даже если остаётся взаимной. Одно дело, когда партнёры расходятся из-за взаимного равнодушия. И совсем другое, когда оба любят, но страдают от этой любви. Придётся найти в себе гораздо больше смелости, чтобы сказать «достаточно».