Знать
23 февраля 2023

«Я не играла Раневскую. Я играла некое представление о ней»: Мариэтта Цигаль-Полищук о сериале «Раневская» и фанатизме в работе

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Редакторка «Горящей избы»
Мариэтта Цигаль-Полищук
1

8 февраля в онлайн-кинотеатре KION вышла восьмисерийная драма-байопик «Раневская» о жизни актрисы Фаины Раневской. Лера Чебитько поговорила с исполнительницей главной роли Мариэттой Цигаль-Полищук о том, как она готовилась к съёмкам, как впервые познакомилась с творчеством Фаины Раневской и почему шла на кастинг через «не хочу». 

Расскажите, как вы впервые познакомились с творчеством Фаины Раневской? 

Это было лет в тринадцать. Наверняка до этого я видела какие-то кусочки из фильмов, той же «Золушки», например. Но прямо осознанно услышала фамилию и представляла, как человек с этой фамилией выглядит, лет в тринадцать-четырнадцать. Мне случайно попала в руки книга Алексея Щеглова. Я её прочитала, и мне показалось, что восприятие жизни Фаины Георгиевны, её отношение к профессии, людям, животным и жизни в целом мне близко. 

Мне стало любопытно, и я начала её изучать. Смотреть все возможные фильмы с её участием. Спектакль «Дальше — тишина» — один-единственный, который сохранился в доступе. Наверное, самая большая её работа. Опять же, для тех, кто не застал её в живых. Возможно, это не самая великая пьеса, и, если бы не Плятт и Раневская, это был бы невыносимо тоскливый спектакль. Но за счёт этих артистов это потрясающая работа. По-хорошему очень болезненная.

Кадр из сериала «Раневская»

Когда вы узнали, что будет сниматься сериал про Раневскую, и получили приглашение на кастинг, что вы почувствовали? 

Мне не приходила в голову мысль «Боже, я всю жизнь мечтала об этой роли!». Я пошла на эти пробы через адское сопротивление. Через «не хочу», «не буду», «нельзя». Но с абсолютным убеждением, что я не пройду, а на кастинги ходить полезно. Поэтому можно и сходить. 

И важно сказать: в итоге я не играла Раневскую. Я играла некое представление о ней. А точнее, о человеке, который мог бы жить так же, как она. Потому что Раневскую невозможно сыграть. Нельзя сыграть человека такого масштаба. Её могла сыграть только Фанни Гиршевна Фельдман (настоящее имя Фаины Раневской. — Прим. ред.)

Если вы шли на пробы через «не хочу», почему тогда в итоге согласились на роль?  

Когда я узнала, что меня утвердили, первой реакцией были слёзы. Панический страх, вводящий в ступор. Я начала реветь от безысходности. Но точно так же, как я себе не прощу, что согласилась на эту роль, я бы не простила, если бы отказалась. Такая история в нашей профессии может произойти один раз в жизни. И дело не только в масштабе личности Фаины Георгиевны. Мне дали возможность прожить жизнь человека с 19 до 86 лет. Как можно от этого отказаться?

Играть человека в разные периоды жизни — сложно. Девятнадцатилетняя девушка, полная надежд, и сорокалетняя женщина с большим жизненным багажом — это абсолютно разные героини. Как вы погружались в образ? 

Сериал «Раневская» — это художественное кино. Если бы я пыталась играть Раневскую как в документальном фильме, я бы сошла с ума. Поэтому это был некий персонаж, которого я придумывала — начиная от того, в какие пелёнки она была закутана во младенчестве и какие дневниковые записи вела, и заканчивая тем, какие чувства испытывала в той или иной ситуации. У нас в сценарии очень много моментов, которых не было в действительности, некоторые исторические факты искажены. Поэтому много деталей я придумывала из головы. Но что-то брала из реальной истории и подгоняла под себя. 

Кадр из сериала «Раневская»

Например — не знаю, насколько это правда, потому что не помню, в какой книжке прочитала, — есть история, как пятилетнюю Фанни заперли в тёмном чулане. И она рыдала, но при этом смотрела в зеркало, чтобы увидеть, как она это делает. В пять лет! Это, очевидно, актёрство головного мозга. И какие-то такие штуки, мелкие детали, я набирала и пыталась воссоздать образ.

При этом мне гораздо больше приходилось фантазировать про Раневскую в юности и молодости. У неё есть единственное сохранившееся видеоинтервью, которое она давала Наталье Крымовой в 1979 году. И вот оно мне полностью понятно, понятно её мировоззрение и восприятие. И я отталкивалась от этой Раневской и шла назад, чтобы нафантазировать, как в эту бабушку должна вырасти моя героиня. 

Несмотря на то что это художественное кино, оно всё равно про реального человека. И какие-то особенности вроде мимики, жестов, манеры говорить всё равно нужно было передать. Как готовились к этому? 

Обезьянничала. У меня были собраны разные отрывки из её фильмов, я их каждый день смотрела, просто до дыр затирала, и повторяла за ней. Пока сидела на гриме, пока умывалась перед сном. Я, вообще, училась на режиссёрском факультете, а не на эстрадном. Поэтому что такое школа пародирования и как снимать маску, я не знаю. Но мы на первом курсе наблюдали за животными, за людьми, даже за предметами… И кажется, какой идиотизм ходить и изображать рыбок. А потом через пятнадцать лет приходит осознание: ой, так вот для чего это было! 

А как проходило погружение на сто лет назад? 

Конечно, когда ты играешь исторического персонажа, который иначе разговаривает, в каких-то моментах приходится переучиваться. Но даже если твой герой — твой современник, тебе всё равно нужно учиться другой манере говорить и так далее. Поэтому в этом я никаких сложностей не видела. 

И для меня Фаина Георгиевна не так далека в плане времени. Поэтому на моё погружение всё-таки повлияла среда, в которой я росла: мои бабушки и дедушки, гости, которые к ним приходили. Каждый раз, когда наши чудесные художники строили декорации и собирали мебель по разным местам, я приходила и такая: ой, а это прямо как у меня дома. Я словно периодически погружалась в квартиру своей бабушки на Арбате. 

Следите за реакцией и отзывами на сериал? 

У меня пока не хватает ума не читать отзывы. Я очень долго себя к этому готовила. Прекрасно понимала, что будет негатив, — это очевидно. Потому что кто Раневская, а кто вот эта вот, дочка Полищук! И я как-то думала, что у меня хватит мозгов не лезть в комментарии, но я всё равно периодически залезаю и читаю. Но моя подготовленность, видимо, работает. Я довольно спокойно к ним отношусь. Может, где-то внутри и происходит какая-то реакция, но голова всё время говорит: ты знала, на что шла.  

Кадр из сериала «Раневская»

В вашей фильмографии, помимо «Раневской», много сериалов. Нет ли желания сняться в большом кино? 

Я большой фанат своей работы. Я в этом плане придурошная: чем больше у меня работы, тем я счастливее. Если у меня нет времени поспать, день загружен съёмками, спектаклями, репетициями, вот тогда я живу. И когда меня зовут куда-то сниматься, я почти на всё соглашаюсь. Но в кино меня зовут очень редко, и я об этом, конечно, грущу. Если будут звать, я буду очень рада. А сериалы бывают разные. Есть условные «детективы» про отделы полиции, а есть проекты типа «Звоните ДиКаприо!» и «Эпидемия».  Поэтому я не считаю, что это какой-то низкий или стыдный жанр.

Вы сказали, что соглашаетесь почти на всё. 

В последнее время начала отказываться. Недавно меня кто-то  спросил в стиле Кати Гордеевой: искусство или деньги? Я не задумываясь ответила: искусство. Особенно сегодня. Сейчас такое количество ада вокруг происходит, что всех денег не заработаешь. Попаразитирую на Раневской: «Деньги закончились, а позор остался». Если у меня будет выбор — пойти заработать денег своей профессией и не получить от этого удовольствия или сняться в условном артхаусе, конечно, я выберу артхаус. Но пока «не мы выбираем, а нас выбирают».

Комментарии
Анжелика Стерхова
28.02.23 04:57
Обязательно посмотрю сериал и спектакль.