Слушать
2 октября 2023

«Медленно и громко». Рассказ Лены Шумной

Текст победительницы опен-колла «Женщина в огне».

Литературный опен-колл «Женщина в огне» исследует тему женской обсессии в самых разных проявлениях. Мы выбрали лучшие тексты из 353 заявок. Перед вами один из них.

Мне двадцать шесть. Всё лето я провожу в Москве на стажировке в музыкальном лейбле. Я снимаю комнату в двушке на Таганской, покупаю пионы у метро и кормлю соседскую кошку. 

Вечерами я сижу на балконе и слушаю новые альбомы, а по выходным изучаю стенды с биографиями музыкантов в библиотеке Маяковского. 

Через месяц я возвращаюсь домой, развожусь с мужем и сдаю квартиру. Ещё через два переезжаю к парню в Петербург. 

***

Мой двадцать седьмой день рождения мы отмечаем, гуляя по острову Маргит в Будапеште. 

***

Следующей осенью мы летим в Исландию. Почти вся неделя, которой оказалось ничтожно мало, проходит в дороге. Мы едем по извилистым берегам фьордов сквозь штормовой ветер, дождь и двойные радуги. 

В машине на повторе играет Sigur Rós. 

В Рейкьявике мы заходим в старый магазин пластинок и покупаем сразу два альбома — всё, что было у них в наличии. 

Каждый раз, когда играет Gong, мне хочется плакать. 

***

Я всё ещё в Петербурге. Этим летом в городе невыносимо душно. Вот уже год я живу в студии с окном в ванной на конечной станции северо-западной ветки метро — единственной квартире, которая вписалась в мой бюджет. Мне удалось найти её за один день, а переехать — за два.

Я не успеваю получить посылку с лимитированным переизданием альбома — одну из полутора тысяч копий на голубом виниле. Она отправляется обратно в Германию, и я ничего не могу сделать. 

***

Я читаю новости о том, что в Исландии просыпается вулкан, название которого сложно произнести. Я покупаю билеты, бронирую отели, машину, подаю документы на визу и никому об этом не говорю. 

Мне звонят из посольства и спрашивают, точно ли я смогу проехать за день 500 километров между двумя отелями на разных побережьях острова. Я говорю, что да, и через три месяца мой самолёт садится в Кефлавике. 

На вулкан я поднимаюсь вечером следующего дня. Он не извергается уже неделю, но лавовые поля все ещё горячие. От них поднимается пар, и я убираю в карман несколько застывших камушков, которые крошатся в руках. 

Каждый раз, когда играет Kveikur, мне хочется плакать. 

Следующие десять дней я только и делаю, что еду на машине, иду в горы, бреду по чёрному песку и ночую в отелях, вокруг которых нет ничего, кроме ветра. 

В один из дней я сажусь на паром до острова Хеймэй. От причала до самой южной его окраины можно доехать за десять минут. Серый асфальт дороги рассекает поля с пожухлой низкорослой травой. 

На горизонте появляется мыс, из-за которого виднеется миниатюрный остров с единственным домом на нём. В машине играет Salka, и у меня щиплет глаза.

*** 

Уже почти два года я живу одна. Sigur Rós анонсируют первый тур за последние пять лет. Раз в день я захожу на сайт, чтобы посмотреть на даты концертов и стоимость билетов. 

Двадцать восьмое сентября, Лиссабон. Первое октября, Барселона. Пятое октября, Мюнхен. Седьмое октября, Цюрих. Одиннадцатое октября, Берлин. Девятнадцатое октября, Стокгольм. 

***

Через три недели мне будет тридцать два. В августе я уехала в Грузию. Кто-то сказал мне, что в это время там начинается сезон персиков. 

Я снимаю комнату в просторной квартире на третьем этаже у немецкой семьи. Почти все дни я провожу за работой, а по вечерам выбираюсь в город. 

Первого октября мне нужно уезжать. Мне нужно решить куда. Моя открытая виза истекает через месяц. 

Я получаю карту грузинского банка. Я покупаю билет до Стокгольма с вылетом через три дня в семь утра. Я бронирую комнату на последней станции зелёной ветки метро. 

***

У водопроводной воды здесь особенный вкус. Мы пьём оранжевое вино со шведкой, которая сдаёт мне комнату. Я засыпаю под огромным пуховым одеялом под шум дождя.

Повсюду в городе я вижу чёрные афиши предстоящего концерта и фотографирую каждую из них. Берлин уже давно распродан. Я ем булочку с кардамоном в парке и понимаю, что через четыре дня у меня день рождения.

Я возвращаюсь домой, покупаю один из десяти оставшихся билетов в Цюрихе. Он обходится раза в два дороже, чем я могу себе позволить, но мне всё равно. 

Всю ночь я смотрю ближайшие вылеты и думаю, как мне добраться до Швейцарии.

***

Я теряю куртку на пересадке в Париже и бронирую машину в аэропорту Милана за шесть часов до посадки. 

На стойке регистрации оказывается, что на моей карте недостаточно средств для залога. За мной собирается очередь из вымотанных после перелёта туристов. Из-за накопившейся усталости мне хочется плакать. 

Вайфай не работает. У интернет-банка технические неполадки, я записываю подруге отчаянное голосовое и сижу на скамейке, пытаясь хоть что-то сделать. 

Спустя час я возвращаюсь на стойку. Девушка, которая оформляла документы, сообщает, что нашла мне машину получше. 

Я отвечаю, что это слишком дорого для меня сейчас. Она говорит, что цена останется прежней, улыбается и поздравляет меня с днём рождения. Я почти плачу второй раз за это утро. Шведская шоколадка — это всё, чем я могу её отблагодарить.

***

Я еду в огромный молл, покупаю куртку и еды в дорогу. Заправляю полный бак на границе возле и еду вдоль зелёных лугов, на которых пасутся коровы. 

В сумерках я паркуюсь около каменного дома в маленьком городке неподалёку от трассы и из соседнего бара звоню хозяйке по телефону, указанному в записке на двери. 

Милая женщина лет семидесяти встречает меня у ворот и говорит, что сегодня я ночую в доме одна, хотя обычно она сдаёт сразу несколько комнат. Когда я спрашиваю, как так получилось, она отвечает, что это подарок на день рождения. 

Третий раз за день мне хочется разрыдаться на месте. 

Утром она приносит мне розу из сада и накрывает стол со свежим хлебом и пятью видами местного сыра на завтрак. 

Весь день я еду среди вылизанных открыточных видов и думаю о береге холодного океана с сотнями ледяных осколков на нём. Я ночую в старом вагончике около лошадиной фермы. 

***

Чтобы успеть вечером на концерт, я встаю в шесть утра, пью кофе и смотрю, как белый шетлендский пони щиплет траву в предрассветном тумане. 

Я делаю крюк в пятнадцать километров до границы с Лихтенштейном только для того, чтобы отправить с местной почты открытку. Она так никогда и не доходит. 

В три часа дня я уже паркую машину у грязно-розового здания хостела на левом берегу озера, оставляю вещи и еду на трамвае в город. 

Я выхожу на случайной остановке и иду вдоль набережной. Изучаю полки в случайных винтажных магазинах. Ем сэндвич в парке и смотрю, как резвятся собаки. Прохожу под исписанными граффити сводами моста наземного метро. Стою на крыше с группой китайских туристов, пока над крышами домов Цюриха садится солнце. 

На телефоне звенит будильник, и я сажусь в поезд, который идёт на север.

***

Волной людей меня вымывает из вагона на станции возле Halle 622 — концертной площадки в индустриальном районе со светящейся фиолетовым неоном вывеской. 

Я сижу на ступеньках уже закрытого офисного здания на противоположной от входа стороне дороги. Рядом несколько компаний примерно моего возраста пьют пиво из жестяных банок. Мы просто смотрим в одном направлении и ждём, пока охранники откроют высокие железные двери. 

Внутри холодно, но я всё равно сдаю куртку в гардероб.

На стойке справа от входа продают кассеты, значки и серые футболки с надписью Slow & Loud. Я никогда раньше не покупала ничего на концертах. Рассчитаться можно только наличными, поэтому я протягиваю последнюю купюру в пятьдесят франков и оставляю на баре мелочь от сдачи. 

Я иду к сцене, сажусь на пол рядом с незнакомыми людьми и просто слушаю их разговоры. Через полчаса ноги затекают. Я встаю и смотрю назад, на толпу, которой почти не видно конца. 

Ровно в восемь в зале гаснет свет, и за секунду мы погружаемся в тишину. Раздаются первые ноты Untitled #1. Всё вокруг вибрирует. Звук волнами отражается от стен. Гуляет среди нас. Проходит насквозь. 

В одиноком луче прожектора Йонси играет на гитаре скрипичным смычком. Он поднимает голову и серьёзно смотрит в никуда. You saw the light. Его голос заполняет собой всё оставшееся пространство. 

По моим щекам текут слёзы.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
Анджей Сапковский раскрыл сюжет новой книги по «Ведьмаку»
Что связать в подарок: 18 классных идей для начинающих и опытных рукодельниц
Тренды и база: 5 идей для образов на Новый год-2025
Запрет на детские браки и триумф российских шахматисток: главное о правах женщин за неделю
3 категории товаров, которые не страшно заказывать на Aliexpress
В России главным словом 2024 года стала фамилия. Её искали в интернете чаще всего