Комментарии

«Превращу независимую женщину обратно в ш**ху». Почему в рэпе про женщин много мизогинии и чем это опасно

Рэп — порой довольно агрессивный жанр. На женщин эта агрессия распространяется с двойной силой. Лирический герой в лучшем случае злится из-за разбитого сердца. В худшем — рассказывает, что хочет воспользоваться девушкой и даже совершить насилие. Рассказываем, как мизогиния просочилась в хип-хоп, почему она вредна как для женщин, так и для мужчин и уходит ли женоненавистничество из жанра сегодня.

В примерах мы приводим мизогинную лексику, чтобы корректно перевести некоторые англоязычные тексты. Наше издание не поддерживает её использование в музыке и обществе.

Как проявляется мизогиния в рэпе

Исследователи Рональд Вайтцер и Чарис Кубрин проанализировали 403 трека в жанре рэп. Они изучали тексты про женщин и выяснили, что женоненавистничество проявляется в них пятью способами.

Оскорбления

Унижения всплывали в половине песен, изученных Вайтцером и Кубрином. Часто используют слова slut, tramp, whore, hoochie, lying-ass bitch, shit­ty hoe, pri­ma don­na bitch. Это разные интерпретации слов «ш**ха» и «сука». А также chick­en­head — перевести его можно примерно как «женская голова, с которой занимаются оральным сексом». Этими словами пользовался, например, Эминем в песнях Kill You и Under the Influ­ence. Ни в рэп-треках про мужчин, ни в других музыкальных жанрах не используют оскорбления так часто, говорят исследователи.

В русском рэпе тоже проскальзывает мизогинная лексика. Например, исполнители Скриптонит, Pharaoh и Face используют в текстах слова «сука» и «б**дь», а женское тело называют «аппаратурой». Скриптонит в интервью Юрию Дудю оправдывается и говорит, что «не все женщины сучки» и вообще он «романтик по жизни». А потом дополняет свою мысль: «…нельзя назвать б**дь женщиной».

Сексуальная объективация

Превращение женщины в объект для секса встречается в 67% изученных песен. В текстах призывают отказываться от отношений и просто пользоваться женщиной. Забывать о ней сразу после секса. Например, эта тема встречается в треке Dr. Dre «Bitch­es Ain’t Shit».

Сексуальная объективация преподносится как способ «укротить» женщину. В тексте Red­man «Keep On ’99» есть строчка: «Я превращу независимую женщину обратно в ш**ху». Большое количество сексуальных партнёрш и связей без обязательств воспринимается как «крутость». Например, этим хвастается лирический герой 50Cent в Can­dy Shop и Mag­ic Stick. Кстати, за эти треки его номинировали на «Грэмми».

Призывы к насилию

Описание физического насилия встречается реже, чем оскорбления или сексуальная объективация. Но эта тема была замечена в каждой пятой композиции. Насилие преподносят как наиболее подходящую реакцию на женщин, которые не уважают мужчин.

Часто тему насилия поднимали Эминем и коллектив Odd Future, в который входили Tyler, The Cre­ator и Фрэнк Оушен. В некоторых треках могут угрожать убийством. Например, Mase в I Need to Be и N.W.A. в “o Kill a Hook­er. Есть и слова о расправе над  женщинами, которые отказывают в сексе.

Недоверие

«Как можно доверять ш**хе?» — читает Dr. Dre в песне Bitch­es Ain’t Shit. Такое пренебрежение встречается примерно в половине рэп-треков. Женщин выставляют предательницами, обманщицами и даже уничтожительницами мужчин. Так в рэпе иногда говорят о несовершеннолетних девушках, которые якобы соблазняют парней. Подобные строчки встречаются, например, в композиции Mase “I Need to Be”. 

Женщин обвиняют в клевете ради денег: «Если ты известный, некоторые ш**хи обвинят тебя в изнасиловании», — читает Nas в Dr. Knock­boot. Порой в треках присутствует троп femme fatale — роковой женщины. Она использует свою сексуальность, чтобы эксплуатировать мужчин. Такой персонаж встречается в композиции Ice Cube “Don’t Trust ‘Em”. В 2006 году Канье Уэст получил «Грэмми» за трек Gold Dig­ger. Его лирический герой жалуется на женщину, которая хотела развести его на деньги.

Восхваление проституции и сутенёрства

По словам Вайтцера и Кубрина, рэп — единственный музыкальный жанр, в котором прославляется секс-работа. Лейтмотив встречался в каждой пятой рэп-песне. Женщина порой обезличивается до полового органа. В Use Them Ho’s рэпер Scar­face читает: «Давай не будем платить этим ш**хам и покажем, для чего созданы их киски». Профессия сутенёра преподносится как источник богатства, уважения и престижа. Это можно услышать в треках Too Short «Ain’t Noth­ing Like Pimpin» и Snoop Dogg «Buck ‘Em».

Откуда в рэпе столько ненависти к женщинам

Рэп появился среди афроамериканцев района Бронкс в 70‑х годах. С его зарождения и до настоящего момента мизогиния сопровождала этот жанр. Культурологи и исследователи хип-хопа выдвигают несколько гипотез, почему мужской рэп так агрессивен к женщинам.

Рэперы заявляют о своей принадлежности к гангста-культуре, где существует мизогиния

Так как рэп зародился в криминальных районах, он неразрывно связан с гангста-культурой. Её частью была токсичная маскулинность, насилие и пренебрежительное отношение к женщинам. Так рэперы доказывают свою аутентичность, «трушность».

Исследовательница вопросов расы и гендера Патриция Хилл Коллинз считает, что на представления о женщинах и мужественности повлияла американская тюремная культура 80‑х. Она усилила женоненавистничество и гомофобию среди молодых людей, которые создавали и слушали рэп.

Исследователь Эдвард Армстронг считает, что по этой причине мизогиния часто встречается в текстах Эминема. Он стал первым белым исполнителем в афроамериканском хип-хопе. Поэтому ему пришлось с двойной силой доказывать свою аутентичность как рэпера. Это, в частности, выражалось в жестоких по отношению к женщинам текстам.

Рэперы отражают то отношение к женщине, которое и так принято в обществе

Исследовательница Шарлиз Чейни утверждает, что мизогиния в хип-хопе отразила традиционные гендерные роли, которые поддерживали в обществе. В рэп-музыке они обретают более жёсткие, но всё ещё приемлемые рамки. Это объясняет, почему рэперы с мизогинными песнями нередко становятся номинантами на «Грэмми». Их не пытаются уличить в распространении ненависти. 

Феминистка белл хукс тоже придерживается этого мнения. В своей работе она пишет: «Сексистское, женоненавистническое, патриархальное мышление и поведение, которые прославляют в гангста-рэпе, отражают преобладающие ценности, которые создал и поддерживает капиталистический патриархат».

Чем опасна мизогиния в рэпе

Многие исследования доказывают, что женоненавистнические тексты рэпа влияют на тех, кто их слушает.

  1. Рэп о насильственном и жёстком сексе формирует представления, что он должен быть только таким. Любители гангста-рэпа чаще других верят, что в сексе мужчина должен доминировать над женщиной. Это выяснили исследователи Стефан Вебстер и Синтия Краун. Другие научные работы показали, что мизогинный рэп может приводить даже к агрессивному сексуальному поведению мужчин.

    Голландские исследователи опросили 1204 студента. Они выяснили, что просмотр рэп-клипов подкрепляет представление, что женское «нет» в сексе на самом деле «да».  Другое исследование показало, что девушки, которые слушали рэп, были готовы занять подчинённую роль в сексуальных и романтических отношениях.
  2. Рэп подкрепляет сексизм . Исследователи Майкл Кобб и Уильям Бойтчер выяснили: мужчины, которые слушали рэп, чаще придерживались сексистских убеждений. Похожие выводы сделали учёные Том Богт, Рутджер Энгельс, Санна Богерс и Моника Клустерман. Они обнаружили, что молодые люди, которые любят хип-хоп, больше подвержены гендерным стереотипам.
  3. Рэп заставляет женщин объективировать себя. Исследовательница Эллен Никодим обнаружила, что тексты, где сексуально объективировали женщин, негативно влияли на слушательниц. Они начинали оценивать своё тело как источник мужского удовольствия, игнорируя себя как личность.

Не все рэп-исполнители поддерживают мизогинную лексику

Хотя мизогиния стала частью рэп-культуры, не все музыканты ей следуют. Исключения появились уже в начале 90‑х. Так, в треке Assa­ta’s Song рэпер Paris призвал уважать женщин. Хип-хоп исполнитель Immor­tal Tech­nique в треке Cross­ing the Bound­ary говорит: «Я никогда не буду писать тексты, которые оскорбляют женщин». Уважение к девушкам появляется в композициях канадского рэпера Shad, британских хип-хоп исполнителей Lowkey и Akala и даже культового американского музыканта 2Pac.

A$AP Rocky в клипе на песню Wrong выступил в футболке We Should All Be Fem­i­nists — «Мы все должны быть феминистами», но всё равно называет женщин bitch­es. Однако в интервью Show Stu­dio рэпер сказал, что признаёт гендерное неравенство и поддерживает феминисток в их борьбе. 

В 2015 году Mack­le­more выпустил песню Grow­ing Up, в которой критикует гендерное воспитание: «Они говорят, что девочки не должны быть сильными /…/ Но малышка, я знаю, что это неправда / Ведь твоя мама — самый сильный человек из всех, кого я знаю».

Меняют ли ситуацию женщины в хип-хопе

Первой хип-хоп-исполнительницей считается MC Lyte. Она выпустила сольный альбом в 1988 году. Певица признавалась, что сталкивалась с сексизмом в начале карьеры. Организаторы платили ей меньше, чем мужчинам-рэперам. 

Второй большой звездой в мире хип-хопа стала Queen Lat­i­fah. Она первая заговорила о проблемах темнокожих женщин в рэпе. В песнях Ladies First и UNITY она говорила о домашнем насилии, домогательствах и женской солидарности. 

Женское хип-хоп трио Salt-N-Pepa привнесло в индустрию секс-позитивную революцию в 90‑х годах. В песнях Push It, Do You Real­ly Want Me, Let’s Talk About Sex и Shoop рэперши говорили о своих желаниях и сексуальности, а не о том, чего хочет мужчина.

Повестка женского рэпа менялась под влиянием времени. Анализ женских рэп-песен 1992–2000 годов показал, что исполнительницы часто себя объективировали и оскорбляли других женщин. В то же время исследование женского рэпа 1996–2003 годов показало, что исполнительницы поддерживали фем-повестку в своём творчестве. Основными темами песен были изменения в гендерных отношениях, новая женственность и сексуальность. А в 2008 году исследователи Элизабет Монк-Тёрнер и Донта Сильвертут сравнили тексты рэп-исполнителей и исполнительниц. Оказалось, что тексты женщин менее оскорбительные.

Сегодня женский рэп набирает обороты. Музыкальное издание NRP назвало 2020‑й годом женского рэпа. Тогда Никки Минаж, Doja Cat, Бейонсе и Megan Thee Stal­lion попали в Bill­board Hot 100. При этом современные исследования показывают, что женщины в хип-хопе играют по правилам «мужского мира». 

Карди Би, Никки Минаж, Megan Thee Stal­lion говорят о праве на удовольствие и доминирование, но используют мизогинные слова. Например, Карди Би и Megan Thee Stal­lion в песне WAP поют, что их удовольствие преобладает в постели: «Я всегда указываю, куда вставлять, но никогда не говорю, где буду я / Я проедусь по нему прежде, чем позволю *** управлять мною». Но также используют слово hoes в самом начале и конце песни: There’s some hoes in this house — «На этой вечеринке есть несколько ш**х».

Исполнительницы продолжают сексуализировать себя и сравнивать с другими женщинами. Например, Никки Минаж в знаменитом треке Ana­con­da читает: «Я спрашиваю, где мои толстозадые сучки в клубе? К чёрту тощих стерв!». За пределами творчества некоторые рэп-исполнительницы оскорбляют женщин-коллег и спорят из-за мужчин. Это ставит вопрос, насколько феминистским можно считать женский рэп.

Агрессия — часть рэпа как жанра. Возможно, поэтому женщинам приходится играть по его правилам, чтобы стать популярными. Тем не менее само наличие их голосов может изменить рэп. Журналистка Бриана Янгер в статье New York­er пишет: «Женщины хип-хопа направляют нас к жанру (и миру), который больше похож на тот, к которому мы стремимся».

Авторка «Горящей избы» и феминистка. Отучилась на социолога, но выбрала журналистику. Пишу о женщинах и для них, смотрю Тикток, задаю сложные вопросы, чтобы найти на них ответ.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.