Производители косметики и учёные постоянно ищут способы, как улучшить средства для кожи. Они даже проводят исследования генома человека, чтобы понять, какие факторы влияют на старение и можно ли ими управлять! О двух таких работах рассказывает в своей книге «Бьюти-минимализм» дерматолог Сэнди Скотницки.
О книге
Канадский дерматолог с двадцатилетним опытом Сэнди Скотницки объясняет, как косметические средства воздействуют на кожу и что делать, чтобы не навредить себе уходом.
Мы публикуем главу «Геномика», в которой речь идёт о научном подходе к сохранению молодости.
На протяжении 2016 года принадлежащий Procter & Gamble бренд Olay потратил миллионы долларов на финансирование исследований геномики (раздел молекулярной генетики, посвящённый изучению генома и гена живых организмов. — Прим. ред.) старения, то есть зависимости состояния кожи при старении от генетической информации, унаследованной от родителей.
Геном — это полный набор генетической информации, содержащейся в клетках, то, что определяет нашу уникальность: цвет глаз, форма носа и даже возраст, когда в уголках глаз появятся морщины.
Генетическая информация широко используется в медицине, таким образом лечение «настраивается» под конкретного человека. Идея Olay в том, чтобы применить точный медицинский подход к сохранению красоты. Над этим Olay работает совместно с 23andMe — калифорнийской компанией, занимающейся генетическими исследованиями.
Это потрясающий проект. Как дерматолог, я вижу, что одни люди стареют, оставаясь более привлекательными, чем другие. Я видела 55-летних азиаток, которые выглядели так, словно им слегка за 30. У ряда моих африканских знакомых тоже можно заметить примерно 20-летний разрыв между биологическим возрастом и возрастом, на который они выглядят.
И, хотя это случается реже, некоторым европейским и латиноамериканским женщинам тоже удаётся казаться вечно молодыми без пластических операций или использования лазеров. Просто некоторые люди стареют «лучше», чем другие.
Olay исследует, есть ли у людей, которые красиво стареют, общие ключевые аспекты генома. Одинаковая ли длина ДНК у всех, кто дожил до 80 лет без мимических морщин? Или у тех, у кого так и не появился двойной подбородок?
И если это так, можно ли использовать полученные сведения и создать средство, которое всем обеспечит аналогичные преимущества?
Работа началась с так называемого «Мультивозрастного и мультиэтнического исследования», совместно проведённого компаниями Olay, 23andMe и Алексой Кимбэлл, дерматологом Гарвардского университета. В 2012 году они выбрали несколько сотен женщин разного возраста (от 20 до 70 лет) и различной этнической принадлежности (афроамериканской, азиатской, латиноамериканской и европеоидной).
Фрауке Нойзер, главный научный сотрудник Olay, в одной из статей сказала, что их кожа словно «...презрела законы старения... По сравнению с другими женщинами того же возраста они казались вечно молодыми, хотя и не прибегали к косметологическим процедурам».
Специальная группа изучала лица испытуемых и, не зная их настоящего возраста, угадывала возраст по внешности. На следующем этапе исследования женщин, которые выглядели значительно моложе своих лет, собрали вместе.
Затем Olay и 23andMe проанализировали геномы этих и других «вечно молодых» женщин; всего было собрано около 60 000 испытуемых. Чтобы проверить, повлияли ли какие-то действия на то, как стареет кожа, исследователи наблюдали за их образом жизни и привычками по уходу за собой.
Генетический анализ выявил набор ДНК, который компании назвали «генами Мафусаила» (в честь одного из праотцев человечества, предка Ноя, который, как сказано в Библии, прожил 969 лет). Гены, которых около 2000, диктуют ряд биологических процессов, оберегающих кожу от воздействия солнца.
У большинства женщин с возрастом эти гены становятся менее эффективными. Но примерно у 20% афроамериканок и у 10% женщин в целом гены Мафусаила не теряют активности. Вот почему они выглядят вечно молодыми: их кожа никогда не отключает защиту от солнца.
Пометьте себе: избегать солнца и использовать солнцезащитный крем!
Фрауке Нойзер прилагает все усилия, чтобы доказать, что генетика — это не приговор. В одной статье она написала, что каждый может повлиять на то, как он стареет, и сравнила это с игрой в карты, где можно проиграть с хорошей сдачей и выиграть с плохой: «Дело не только в картах, но и в человеке, который играет».
По окончании исследования компания Olay начала искать способы помочь коже каждого человека вести себя так же, как кожа счастливчиков с генами Мафусаила, и совместно с 23andMe запустила более масштабное изыскание, посвятив его изучению привычек участниц, помогающих женщинам стареть красиво.
Это исследование показало, что вероятность выглядеть моложе своих лет на 78% выше у женщин, которые «почти всегда» пользуются солнцезащитным кремом. Ещё было выяснено, что испытуемые, проявляющие «позитивное отношение к себе», на 30% чаще выглядят моложе своего биологического возраста. (Тут, правда, сложно определить, что является причиной, а что следствием: помогает ли коже позитивный настрой или, скорее, вы воспринимаете себя позитивно, потому что красиво стареете?)
⛅ Выбираем солнцезащитный крем
Регулярные физические нагрузки, не менее восьми часов сна в сутки и высокая оценка своего здоровья также были одними из условий молодости кожи. «В этом исследовании, — пишет доктор Нойзер, — кожа, которая выглядит исключительно молодой, нестареющей, не была результатом везения; генетика играет определённую роль, но факторы, находящиеся под контролем женщин, оказываются важнее».
Крупные косметические компании уделяют особое внимание генетике ухода за кожей. Возможно, уже скоро посещение магазина косметики будет начинаться с генетического теста.
Затем на основе полученной информации продавец сможет предложить средства, разработанные специально под вашу ДНК, — целую стратегию по уходу за кожей, которой вы будете следовать на протяжении десятилетий. Эта же экспертиза позволит составить исчерпывающий список веществ, способных вызвать аллергию или раздражение, и вы сможете избегать их ещё до появления реакции.
Есть вероятность, что благодаря этой генетической информации получится предсказать, в каком возрасте вас затронут различные возрастные изменения: тогда-то появятся пигментные пятна, а тогда-то кожа станет дряблой. Скорее всего, Olay и их конкуренты разработают средства, которые помогут противостоять им.