Знать
10 июня

Можно ли пользоваться телефоном в самолёте

Люся Заковряжина
Люся Заковряжина
Автор.
Изображение

«Пожалуйста, выключите ваши мобильные устройства или переведите их в авиарежим» — слышал каждый, кто хоть раз летал на самолёте. Это требование не просто формальность, а правило безопасности. Разбираемся, действительно ли опасно оставлять телефон в самолёте включённым и что об этом говорят исследования и эксперименты.

Когда ввели запреты и с чем они связаны

Запреты на использование мобильных телефонов в самолётах появились с ростом популярности этих устройств. Основная причина — возможные помехи в работе радиосвязи.

В 1991 году Федеральная комиссия по связи США запретила пользоваться мобильными устройствами на борту после жалоб пилотов и бортпроводников. 

Когда что-то идёт не так во время полёта, пилоты или операторы обязаны подавать «отчёты об инцидентах», которые собираются в единой базе данных Системы отчётности по безопасности полётов (ASRS). Публикация NASA подробно описывает несколько отчётов о том, как электронные устройства пассажиров могут влиять на оборудование самолёта. 

Характер этих отчётов сильно различается. Некоторые просто упоминают взаимодействие пассажиров с экипажами, когда их просят прекратить использование электронного устройства. В других речь идёт о технических сбоях, совпавших по времени с использованием мобильных телефонов. Также было несколько случаев, когда сбои в системах самолёта прекращались после выключения конкретного устройства и возобновлялись при его включении.

В 2000 году Управление гражданской авиации Великобритании (CAA) провело исследование и обнаружило, что сигналы мобильного телефона вблизи кабины экипажа превышают безопасные уровни для оборудования образца 1984 года. Из-за того, что на тот момент такие системы всё ещё использовалось даже в новых самолётах, политику запрета оставили в силе.

В следующие десятилетия были проведены десятки тестов в лабораторных условиях и на реальных полётах, но исследователи не смогли прийти к единому мнению о влиянии устройств на безопасность полёта. Сложность заключалась ещё в том, что самолёты сами по себе оснащены разным электронным оборудованием, от радиоприёмников и навигации до детекторов дыма и бортового видео. Эти системы могут мешать друг другу. Более того, самолёты в воздухе постоянно пролетают через плотное электронное поле из излучений от теле- и радиовышек, спутниковых передач и других источников. Это делает определение одного события помех во многих случаях практически невозможным.

Послабления начались в начале десятых годов. 31 октября 2013 года Федеральное управление гражданской авиации США выпустило пресс-релиз, разрешающий авиакомпаниям расширять правила использования пассажирами электронных устройств на всех этапах полёта. В частности, авиакомпании стали разрешать пассажирам пользоваться телефонами в авиарежиме.

В России авиакомпании начали вводить запреты с 1996 года, ориентируясь на приказ Департамента воздушного транспорта ДВ-137 9 декабря 1995 года. Однако в 2015 году, когда компания «Трансаэро» отправила в Минтранс просьбу отменить приказ о запрете пользования гаджетами в самолёте, выяснилось, что приказ не был зарегистрирован. Это значит, что он не имел правовых последствий и не мог служить основанием для регулирования правоотношений. Фактически авиакомпании могли сами регулировать порядок использования техники во время перелётов.

С 2016 года авиакомпании начали менять внутренние правила и разрешили пассажирам оставлять телефоны включёнными и переводить их в авиарежим во время полёта. 

Как пользоваться телефоном и другими гаджетами в самолёте

Специалисты считают, что современное оборудование самолётов хорошо защищено от радиосигналов, поэтому телефоны не могут нарушить его работу.

Однако во время взлёта и посадки авиакомпании часто просят убрать все устройства, особенно крупные, например ноутбуки. Это делается не из-за помех электронике, а для безопасности пассажиров. Взлёт и посадка — самые важные моменты полёта. В это время пассажиры должны быть внимательны к происходящему вокруг. Если возникнет опасная ситуация и потребуется эвакуация, никакие устройства не должны мешать быстро покинуть самолёт.

Какие правила действуют в России

В России правила использования электронных устройств различаются в зависимости от авиакомпании. Однако есть общие рекомендации по безопасности:

  1. Включайте авиарежим перед взлётом. Это отключает все беспроводные соединения.
  2. Во время взлёта, посадки и в зонах турбулентности лучше полностью выключить устройства или держать их в авиарежиме.
  3. На рейсах с Wi-Fi можно подключиться к интернету, если это разрешено экипажем.

Правила основных российских авиакомпаний:

  • «Аэрофлот»: разрешает использовать устройства только в авиарежиме.
  • «Победа»: требует выключить все устройства или перевести их в авиарежим на время полёта.
  • «S7»: просит включать авиарежим сразу после посадки в самолёт. На время руления, взлёта и посадки нужно убрать устройства в карман кресла или в ручную кладь. Запрещены устройства без авиарежима, радиоприёмники, радиопередатчики, игрушки с дистанционным управлением.
  • «Уральские авиалинии»: запрещают пользоваться устройствами во время руления, взлёта и посадки.

Какие правила действуют в США

Общие рекомендации те же: устройства должны использоваться в режиме полёта или при отключённом сотовом соединении. Можно пользоваться Wi-Fi, если в самолёте установлена эта​система и авиакомпания разрешает её использование.

  • American Airlines: в самолёте можно пользоваться электронными устройствами только после разрешения экипажа, однако телефонные звонки запрещены на протяжении всего полёта.
  • United Airlines: во время полёта все электронные устройства должны быть переключены в авиарежим. Ноутбуки и розетки в самолёте можно использовать, только когда самолёт поднимется на нужную высоту. Электронными устройствами нельзя пользоваться во время взлёта и посадки. Мобильную связь можно включать, когда двери самолёта открыты или если бортпроводник разрешил это сделать.
  • JetBlue: разрешают использование телефонов в авиарежиме на всех этапах полёта, кроме посадок в условиях низкой видимости.

Какие правила действуют в Европе

Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) в 2014 году выпустило новые рекомендации. Согласно им, пассажирам можно пользоваться смартфонами, ноутбуками, плеерами и другими электронными устройствами на протяжении всего полёта. При этом не обязательно включать авиарежим.

Однако эти рекомендации не являются обязательными. Каждая авиакомпания имеет право устанавливать собственные требования к использованию электронных устройств на борту своих самолётов.

  • Lufthansa: отключать мобильные устройства не нужно на протяжении всего полёта. Можно подключаться по Wi-Fi к внутренней сети авиакомпании.
  • Swiss International Air Lines: телефонами в авиарежиме и другими Bluetooth-устройствами, такими как смарт-часы, гарнитуры, клавиатуры, игровые контроллеры можно пользоваться во время полёта. При взлёте, рулении, посадке и когда горит знак «пристегните ремни» устройства нужно отключать.
  • Finnair: пользоваться техникой можно в авиарежиме. На самолётах A350 и A330 разрешено заряжать устройства от специальных USB-выходов.

Почему надо включать авиарежим в самолёте

Авиарежим был создан производителями телефонов для удобства пассажиров. Вместо полного отключения устройства достаточно нескольких нажатий, чтобы отключить Bluetooth и передачу данных. При этом можно продолжать пользоваться телефоном — играть или читать.

Основные причины для включения авиарежима:

1. Безопасность полёта. Отключение беспроводных соединений минимизирует риск помех для оборудования самолёта, особенно систем навигации и связи с диспетчерами.

2. Выполнение правил авиакомпании. Покупая билет, пассажир соглашается соблюдать требования перевозчика.

3. Экономия заряда батареи. Без авиарежима телефон постоянно ищет сеть и быстрее разряжается, что особенно важно в длительных перелётах.

4. Игры без рекламы. Многие мобильные игры не показывают рекламу, когда устройство находится без сети.

Что будет, если не перевести телефон в авиарежим

Современные исследования не обнаружили убедительных доказательств, что мобильные устройства создают серьёзные помехи для бортовых систем самолёта. В отчётах говорится, что нет точных примеров, когда электронные устройства пассажиров вызвали авиакатастрофу. Также нельзя утверждать, что они стали причиной каких-то прошлых аварий. Однако существующие данные не дают возможности полностью исключить такой риск. Поэтому теоретически телефоны могут:

  • создавать помехи для работы навигационного оборудования;
  • затруднять связь между самолётом и наземными службами.

В любом случае полноценно пользоваться телефоном не получится: на высоте около 11 километров мобильные всё равно не смогут поймать сигнал без специального оборудования на борту.

Кроме того, нарушение правил использования электронных устройств может повлечь серьёзные юридические последствия:

1. Если бортпроводники заметят нарушение правил, могут сначала сделать предупреждение, а при повторном нарушении к пассажиру обратится капитан.

2. Если пассажир продолжает нарушать правила и это происходит до взлёта, то капитан вправе отменить взлёт и вызвать полицию. Если ситуация случилась в полёте, то возможна вынужденная посадка для передачи нарушителя полиции.

3. Санкции для нарушителя:

штраф 2 000–5 000 рублей или административный арест до 15 суток;

расторжение договора перевозки;

— требование компенсации за задержку рейса;

— включение пассажира в чёрный список авиакомпании.

Можно ли пользоваться мобильной связью и интернетом на борту самолёта

Бортовая мобильная связь в самолёте возможна, если на борту установлены небольшие радиовышки или усилители сигнала. Эти системы позволяют использовать мобильные телефоны на борту некоторых авиакомпаний. Обычно такая связь доступна только на определённой высоте и отключена во время взлёта, посадки и в зонах турбулентности.

Авиакомпании могут предлагать Wi-Fi, который позволяет пассажирам подключаться к внутренней бортовой сети для просмотра фильмов или прослушивания музыки из каталога.

Некоторые крупные международные авиакомпании предоставляют доступ к Wi-Fi с выходом в интернет, особенно на длительных маршрутах, включая трансатлантические перелёты. Но это уже платная услуга.

Какие гаджеты запрещено брать на борт

Эти предметы стоит оставить дома:

1. Устройства, которые считаются опасным грузом. Например, с аккумуляторами мощностью более 160 Вт/ч и содержанием лития более 2 граммов. Устройства с мощностью 100–160 Вт/ч разрешено брать в ручную кладь, но с оговорками. Можно взять максимум два гаджета, а ещё надо заранее предупредить об этом авиакомпанию. Сдавать в багаж такие батареи запрещено.

2. Устройства, создающие помехи для бортовых систем:

  • спутниковые телефоны;
  • радиоприёмники;
  • переносные рации;
  • портативные телевизоры;
  • игрушки с дистанционным управлением;
  • беспроводные микрофоны.

Их нельзя брать в ручную кладь. Сдавать в багаж можно, но надо убедиться, что они не включатся произвольно во время полёта.

3. Модели устройств, признанные небезопасными. К примеру, смартфон Samsung Galaxy Note с 2016 года запрещён к провозу и в ручной клади, и в багаже из-за риска возгорания.

Некоторые авиакомпании вводят собственные правила. Так, может быть запрещено провозить в ручной клади гаджеты, которые невозможно выключить. Например, компания Singapore Airlines относит к таким устройствам игрушки Furby — их просят оставлять в багаже.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий