Знать

Не хуже «Гордости и предубеждения»: 4 недооценённых классических романа, о которых вы могли не знать

Все их написали женщины!

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Редакторка
Изображение

В XIX веке было много талантливых писательниц, оставивших заметный след в истории литературы. Имена одних известны каждому, а о других слышали лишь немногие. Пока романы Джейн Остин и сестёр Бронте ежегодно переиздают и экранизируют, произведения многих не менее одарённых женщин всё ещё остаются в тени. Исправляем эту несправедливость и рассказываем о книгах, которые заслуживают вашего внимания.

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Наш телеграм-канал поможет не пропускать важные новости, полезные статьи и смешные тесты. 

«Как стать леди» Фрэнсис Бёрнетт 

Фрэнсис Бёрнетт вошла в историю как детская писательница. В первую очередь, она известна романом «Таинственный сад» о девочке-сироте, которую отправляют на воспитание в мрачное поместье. Но Фрэнсис писала и взрослые истории. Одна из них — «Как стать леди». 

Главная героиня Эмили Фокс-Ситон — женщина за тридцать из знатного рода, но без гроша в кармане. Она добра, трудолюбива, сама зарабатывает на жизнь и помогает состоятельным дамам решать повседневные вопросы: организует приёмы, ищет гувернанток, ведёт переписку, совершает покупки. Однажды её приглашает на вечер маркиза Уолдерхёрст — и на этом приёме Эмили замечает лорд Джеймс Уолдерхёрст, вдовец и завидный жених.

Вокруг лорда много претенденток, но он равнодушен к браку. Всё меняется после встречи с Эмили. Этот роман можно было бы назвать сказкой про Золушку: добрая, скромная девушка встречает человека, который меняет её судьбу. Доброта героини в какие-то моменты даже кажется проявлением слабоволия. Через её историю Бёрнетт поучает читателей: всегда оставайтесь леди, будьте выше интриг, и судьба обязательно вас вознаградит. 

С другой стороны, Бёрнетт добавила в роман много важных и смелых для своего времени деталей. Прежде всего, это возраст главной героини. Эмили 34 года, и по меркам Викторианской Англии её уже можно списывать со счетов. Но в жизни женщины, наоборот, только начинается всё самое интересное. До Бёрнетт главные героини старше 25 лет появлялись, например, в романе «Вильетт» Шарлотты Бронте и в «Крэнфорде» Элизабет Гаскелл. Но в отличие от них, Эмили показана не меланхолично-мудрой и не комично-забавной. Она — самая обычная женщина. 

Эмили хороша собой, но неоднократно подчёркивается, что довольно крупная. Фрэнсис Бёрнетт даже немного над ней иронизирует: «Она была скроена по большой мерке, и ножки у неё были отнюдь не как у Золушки». Звёзд с неба героиня тоже не хватает — получает деньги за скромный прикладной труд. 

Поэтому «Как стать леди» точно нельзя назвать сладкой сказкой. Кроме того, роман поделён на две части — «Становление Маркизы» и «Манеры леди Уолдёрхерст». История не заканчивается свадьбой. После замужества Эмили предстоит пройти несколько серьёзных испытаний, завязанных на борьбе за наследство. И это подкупает — Бёрнетт рвёт шаблон, показывая, что даже в счастливом браке найдётся место испытаниям. 

«Незнакомка из Уайлдфелл-холла» Энн Бронте

Младшая из сёстер Бронте за свою недолгую жизнь написала два романа — «Агнес Грей» и «Незнакомку из Уайлдфелл-холла». Второй в своё время стал сенсацией. Его тираж раскупили всего за шесть недель, — это быстрее, чем «Джейн Эйр» Шарлотты и «Грозовой перевал» Эмили. «Незнакомку» считают одним из первых феминистских романов. 

Гилберт Маркхем пишет письмо зятю о событиях своего прошлого. Тогда герой жил со своей матушкой, младшими братом и сестрой и работал на ферме. В мрачный особняк по соседству поселилась молодая вдова Хелен Грэхем с маленьким сыном. Личность её была окутана тайной — она почти ни с кем не общалась и смотрела на всех как будто свысока. 

Первое знакомство с ней не задалось, но постепенно Гилберт проникается к ней симпатией и влюбляется. Хелен не может ответить на его чувства — и чтобы объяснить почему, отдаёт ему свой дневник.

«Незнакомка из Уайлдфелл-холла» выглядит актуально и в наши дни. Энн Бронте удалось реалистично показать, как молодые девушки попадают в абьюзивные отношения. Знакомство Хелен с мужем буквально методичка по «красным флагам». А после свадьбы герой из прекрасного принца и вовсе превращается в настоящее чудовище. Энн подробно описывает его распущенность и зависимости. В её исполнении байронический персонаж, которого до этого в литературе обычно показывали привлекательным, становится отрицательным героем. Энн подчёркивает — плохих парней невозможно исправить. 

В «Незнакомке» много размышлений о женской независимости, образовании, гендерных ролях и материнстве. Хелен сталкивается с насилием в браке и смело рассуждает о несправедливом отношении к женщинам. При этом её сердце не черствеет: она по-прежнему готова до последнего помогать людям вокруг.

«Под маской, или сила женщины» Луиза Мэй Олкотт

До середины XX века Луиза Мэй Олкотт была известна как авторка романа «Маленькие женщины» — истории о жизни и взрослении четырём сестёр Марч. Но писательская карьера Олкотт началась до выхода этой книги. Под псевдонимом А.М. Барнард она публиковала готические новеллы о роковых женщинах. «Под маской, или сила женщины» — как раз одна из них, самая успешная. В 1983 году её даже адаптировали для Бродвея. 

По сюжету состоятельная семья Ковентри нанимает молодую гувернантку Джин Мьюри. Девушка скромна, кротка и невинна. В первый же вечер ей удаётся очаровать почти всех членов семьи — от добросердечной вдовы до своей подопечной. И лишь старший сын Джеральд и его двоюродная сестра Люсия относятся к Джин с подозрением — уж слишком она идеальная. И опасения их небеспочвены. Добравшись до своей комнаты, Джин смывает с себя грим. Оказывается, она не так уж юна и привлекательна. Джин — бывшая актриса, которой около 30 лет. И в особняке Ковентри она преследует свои цели. 

«Под маской, или сила женщин» был опубликован в 1866 году. Американка Олкотт заявила местом действия в Викторианскую Англию. Так она бросила вызов британским романам о гувернантках, которые в то время были популярны и даже сформировали отдельное направление в литературе. В таких историях бедные девушки устраиваются гувернантками в богатые дома и обретают любовь, счастье и деньги благодаря свадьбе с хозяином поместья. Олкотт предлагает альтернативную историю: а что если такой исход — не благословение судьбы, а продуманный до мелочей хитрый план? Если не владелец особняка — хозяин положения, а бедняжка-гувернантка? 

В своём произведении Олкотт высмеивает популярные сюжетные ходы из британских романов. Тут есть и высокомерный старший сын Джеральд — дамский угодник, который по всем законам жанра влюбляется в Джин. Есть и конкуренция между братьями, которые претендуют на любовь главной героини. Есть соперница Люсия — дама из высшего общества — которая по всем фронтам проигрывает скромной гувернантке. И сами события, вплоть до мельчайших сцен, разворачиваются по лекалам викторианских романов. Вот только всё это — сценарий, написанный самой Джин. Она ловко манипулирует людьми и событиями, чтобы привести всё к тому финалу, который выгоден ей. 

«Тайна леди Одли» Мэри Элизабет Брэддон 

Британская писательница Мэри Элизабет Брэддон была современницей сестёр Бронте, Элизабет Гаскелл, Фрэнсис Бёрнетт и Луизы Мэй Олкотт. Она писала в жанре сенсационной литературы. Это были остросюжетные детективные истории, пропитанные атмосферой готических романов и наполненные семейными тайнами, преступлениями и интригами. Брэддон была одной из ярких представительниц жанра, а её произведение «Тайна леди Одли» считается каноничным. 

Действие романа разворачивается в Англии в 1857 году. Вдовец Майкл Одли женится на молодой гувернантке Люси, о прошлом которой почти ничего не знает. Но девушка настолько невинна и очаровательна, что ему это и не нужно. Они селятся в семейном поместье Майкла — Одли-Корте. 

Вскоре после свадьбы племянник Майкла приглашает своего друга Джорджа Тэлбойса погостить в поместье. Тот недавно потерял жену — она умерла, пока Джордж был в Австралии на заработках — и впал в уныние. В особняке Одли-Корт герой надеется ненадолго отвлечься. Но всё становится только сложнее. Леди Одли отчего-то избегает молодых гостей, а когда один из слуг показывает Джорджу её портрет, то мужчина перестаёт верить в реальность происходящего. 

Для сенсационного романа характерны сильные, но противоречивые героини. Леди Одли как раз из таких. Она разрушает представления об идеальной жене, которые были распространены в Викторианской Англии. Её привлекательный внешний вид — не гарант добродетели. Она совсем не проста и способна на пугающие поступки. Брэддон даёт героине мотивацию: не оправдывает, но показывает, что её сделала такой патриархальная система, в которой та вынуждена выживать. 

Помимо этого Брэддон поднимает в романе темы классового и социального неравенства и говорит о проблемах урбанизации. Вдохновением для книги послужила история девятнадцатилетней Констанции Кент, которая убила сводного брата. В «Тайне леди Одли» есть много сцен, взятых из этого дела. Например, в обоих случаях ключевые роли играют мачеха и бывшая гувернантка.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий