Знать
15 августа

Нелли Блай: как журналистка XIX века написала репортаж из психиатрической больницы и участвовала в челленджах до появления интернета

Диана Джафарова
Диана Джафарова
Журналистка.
нелли блай

В конце XIX века девушка попадает в психиатрическую больницу — закрытое заведение, находящееся на маленьком британском островке. Связей с внешним миром нет, а пациентки терпят жестокое обращение. Многие из них абсолютно здоровы, но под давлением персонала признают свою невменяемость. Звучит как фильм ужасов, правда? А вот журналистка Нелли Блай прожила это на своё опыте и даже написала об этом репортаж. 

Кто такая Нелли Блай 

Сирота с тяжёлой судьбой

Элизабет Джейн Кокран (позже она изменила фамилию на Кокрейн) родилась 5 мая 1864 года в окрестностях Питтсбурга США. Её отец был уважаемым судьёй и скончался, когда девочке было всего шесть лет. Мужчина не оставил завещание, поэтому всё нажитое распределили между пятнадцатью детьми от двух браков и другими родственниками. Семья Кокран оказалась в трудном финансовом положении. 

Спустя несколько месяцев после смерти мужа мать Элизабет снова вышла замуж, однако новый глава семьи оказался жестоким пьяницей. Как отмечает Брук Крюгер, биографистка Нелли Блай, нетрезвый мужчина не раз наставлял пистолет на мать Кокран и угрожал убить её. Домашнее насилие длилось шесть лет, пока женщина не сбежала в другой город вместе с детьми. Там она подала на развод. 

На тот момент Элизабет исполнилось 15 лет. Последний брак матери помог девочке осознать важность финансовой и эмоциональной независимости. Кокран решила: выживание семьи она должна взять на себя. В 1879 году девушка поступила в Педагогическую школу штата Индиана, чтобы освоить одну из самых прибыльных профессий того времени — учителя. Но исполнить мечту ей не удалось: деньги на оплату обучения закончились, и Элизабет пришлось бросить учёбу после первого семестра.

С 16 до 20 лет девушка подрабатывала няней и домработницей. Постоянную работу ей найти не удалось, хотя её братья без образования смогли легко стать чиновниками. Элизабет понимала: её неспособность найти работу была социальной несправедливостью. Единственным путём получения достатка был брак, который она всячески отрицала из-за негативного опыта матери. 

Начинающая журналистка

Пока Элизабет оплакивала состояние рынка труда для женщин, в Питтсбурге процветала газетная индустрия. Любимым изданием девушки стал The Pittsburg Dispatch, единственной женщиной-обозревательницей которого была Элизабет Уилкилсон Уэйд (псевдоним — Бетси Балкомб). Она писала об улучшении положения женщин.

В конце XVIII — начале XIX века в США девочкам с раннего возраста прививали навыки воспитания детей и ведения хозяйства. Церковь, школа, семья и другие институты поддерживали культ «истинной женственности». Женщин, которые хотели достигнуть чего-то большего, осуждали и обвиняли в подрыве «основ цивилизации и семьи». После вступления в брак женщину обязывали быть скромной и покорной, держать дом в порядке и уюте. Именно в домашнем очаге муж мог найти утешение после тяжёлого рабочего дня, а «истинная женщина» помогала ему становиться мягким и спокойным. Не все женщины были довольны таким положением, и некоторые пытались обеспечить себя вопреки общественным порядкам. 

Редактор газеты Эразмус Уилсон не мог смириться с появлением женской самостоятельности и написал об этом колонку. В ней говорилось, что девушки должны сосредоточиться на ведении хозяйства и рождении детей, а все противницы этой традиции «чудовищны» и «ненормальны». «В Китае младенцев женского пола убивают или продают в рабство их отцы, потому что они не могут извлечь из них пользу. Кто знает, возможно, и нашей стране придётся когда-нибудь прибегнуть к этому», — писал Уилсон. 

Эта колонка вызвала гнев у читательниц, и оскорблённые женщины стали отправлять письма в редакцию. Среди них было адресованное Уилсону письмо «Одинокая девочка-сирота», написанное Элизабет Кокрейн.

Если бы девочки стали мальчиками и им бы сказали: «Занимайтесь чем хотите», то амбициозные девочки смогли бы сделать себе имя и состояние. Соберите по-настоящему умных девочек, вытащите их из болота, подтолкните вверх по лестнице и получите щедрое вознаграждение.

Элизабет Кокран

Письмо «Одинокая девочка-сирота»

Искренность и задатки писательства в тексте Элизабет почувствовал недавно назначенный на должность главного редактора Джордж Мэдден. Он и предложил девушке работать в штате The Pittsburg Dispatch.  

В первой статье под заголовком «Загадка девушки» Кокрейн продолжила тему колонки Уилсона. Начинающая журналистка заявила, что не все женщины созданы для брака, а государство должно обеспечить их рабочими местами. Проблему на рынке труда она раскрыла через личный опыт. Текст опубликовали под псевдонимом «Девочка-сирота». 

Восторженный Мэдден заплатил Кокран за работу и попросил написать ещё один материал — «Безумные браки». В нём девушка описала некорректность закона о браке и разводе, который называл женщину материальной собственностью её мужа и допускал развод только после рассмотрения дела парламентом, — такое преимущество было доступно лишь богатым. С этой темой Элизабет тоже была хорошо знакома из-за неудачного опыта своей матери. Журналистка призвала читателей заранее выявлять пороки партнёра, чтобы после свадьбы не испытывать страдания. Перед публикацией Мэдден присвоил девушке псевдоним Нелли Блай — это название песни о любви популярного тогда композитора Стивена Фостера. 

Репортёрка-разоблачительница 

Восходящая звезда The Pittsburg Dispatch Нелли Блай любила работать над серьёзными темами. Нелли впервые для себя попробовала практику внедрения — это когда журналист под прикрытием попадает в ту или иную среду, чтобы собрать информацию изнутри. Она часто слышала жалобы работниц одной из фабрик о жестоком обращении и недостаточной заработной плате, поэтому сама устроилась на это предприятие. Так Нелли планировала раскрыть правду о буднях работающих женщин. В результате читатели увидели рубрику «Девочки из нашей мастерской» — серию из восьми статей, в которых рассказывается о деталях рабочего дня женщин на фабрике. 

Когда двухмесячная серия статей о фабричных буднях закончилась, Мэдден решил перенаправить колонки Блай на более широкую женскую аудиторию. Девушке поручили писать о моде, искусстве и садоводстве — обо всём, что она презирала. Шаблонные тексты подавляли натуру журналистки, поэтому в 1886 году она перевелась на фриланс в The Pittsburg Dispatch и отправилась в путешествие по Мексике вместе с матерью. 

Тур длился около полугода. В это время Блай написала для The Pittsburg Dispatch колонку «Нелли в Мексике». Журналистка представляла себя как «американку в неамериканском месте» и описывала традиции жизни в Мексике. После завершения путешествия Мэдден попросил Блай вернуться в газету, чтобы обозревать театр и искусство. Девушка согласилась на эту авантюру, но удовлетворения от такой работы не получала. Ей нравилось разбираться в серьёзных социальных проблемах, а позитивные материалы о культуре не позволяли девушке делать вклад в изменение мира. Написав свой последний текст об искусстве, она оставила записку редактору: «Я уезжаю в Нью-Йорк. Присматривайте за мной. — Блай». 

Как Нелли Блай оказалась в психиатрической больнице

Побег из газеты Питтсбурга ударил по карьере девушки. Общество XIX века не привыкло видеть женщину в роли репортёра, поэтому Блай снова столкнулась с проблемой трудоустройства. В 1887 году ей всё-таки удалось попасть в газету The New York World, которую возглавлял знаменитый Джозеф Пулитцер. 

Родоначальник расследовательской журналистики и создатель «жёлтой» прессы Пулитцер печатал сенсационные истории для простых людей. В The New York World освещали криминал, катастрофы, шутки, скандалы и социальные проблемы. Издатель требовал писать короткие и провокационные заголовки, а также первым ввёл формат письма редактора. Теперь субъективное мнение журналистов появлялось только в письме редактора, а в новостях и репортажах превалировала объективность. 

Стартовым заданием Блай в The New York World стало расследование под прикрытием. Девушка должна была притвориться человеком с психиатрическим опытом и попасть в закрытую нью-йоркскую женскую психиатрическую лечебницу на острове Блэкуэлл. «Мы не просим вас принести оттуда сенсационные разоблачения. Описывайте всё так, как видите», — сказал редактор. И Нелли начала подготовку к эксперименту. 

Первым делом Блай решила создать образ умалишенной девушки: она надела рваную одежду, отказалась от душа и чистки зубов, читала отрывки историй о привидениях. В течение нескольких часов журналистка смотрела в зеркало с выпученными глазами и пыталась сохранять мечтательное выражение лица. 

Перевоплотившись в душевнобольную, Нелли Блай отправилась в приют для женщин, где около суток пугала жительниц своим странным видом. Она отвечала на вопросы невпопад, имитировала потерю памяти и обвиняла окружающих в неадекватности. В результате девушку отвезли в полицию, затем в суд, потом в больницу Бельвью и, наконец, в лечебницу на острове Блэкуэлл New York City Lunatic Asylum.  

Способности докторов окончательно упали в моих глазах, а мои собственные — возросли. Теперь я была уверена, что ни один доктор не может отличить сумасшедшего человека от здорового, если тот не буйный

Нелли Блай

«Десять дней в сумасшедшем доме»

В конце XIX века люди ничего не знали о происходящем за стенами в психиатрических лечебницах США. Ходили слухи о безраздельной власти надзирателей над душевнобольными и невозможности выбраться на волю после выздоровления. Нелли Блай стала первым журналистом, которому удалось раскрыть эту тайну и убедиться в правдивости сплетен. 

Помимо репортёрки на острове содержалось 1600 женщин с расстройствами. Некоторые пациентки внушали ужас: «Некоторые из них вопили, другие бранились, третьи пели, молились или причитали, охваченные наваждением: я никогда не видела столь жалких представительниц рода человеческого». Однако не все они были больны на самом деле. Как вспоминает журналистка, некоторых девушек признавали «сумасшедшими», не разобравшись в их ситуации. 

В первый же день нахождения в лечебнице Блай отметила грубость и физическое насилие со стороны сотрудников New York City Lunatic Asylum. Но это было не самое страшное, с чем ей пришлось столкнуться. 

Кормили пациентов без роскоши — давали хлеб с маслом, чай и кашу с патокой. Еда оказалась настолько омерзительной, что Нелли не смогла попробовать ни кусочка.

Я попросила хлеба без масла и получила его – невозможно передать, какого он был грязного чёрного цвета. Хлеб был жёстким, а местами представлял собой просто комки сухого теста. В своем ломте я нашла паука, поэтому есть не стала.

Нелли Блай

«Десять дней в сумасшедшем доме»

Вечером девушек повели на купание в ледяной ванне. Обнажённые пациентки тряслись от холода в сырой комнате: их зубы стучали, а конечности посинели от холода. От мучений Нелли почувствовала себя тонущей, начала слегка задыхаться и призналась, что выглядела по-настоящему безумной. Затем ей пришлось лечь спать в мокрой одежде на отсыревшую кровать и провести в таком положении всю ночь. 

Соседки рассказывали Блай о своей жизни в лечебнице. Одна из них призналась, что однажды санитарки пытались её утопить, пинали и обливали ледяной водой. Как-то раз она даже стала свидетельницей убийства пациентки. Нелли старалась вести себя обычно, и чем сильнее она убеждала врачей в своём здравомыслии, тем больше они в нём сомневались. 

«Лечебница для душевнобольных на острове Блэкуэлл — это человеческая крысоловка. Туда легко попасть, но оттуда невозможно выбраться», — подвела итог девушка. После вызволения из «тюрьмы» и публикации репортажа Нелли Блай стала звездой в мире журналистики. Репортаж «Десять дней в сумасшедшем доме» привел к улучшению финансирования и условий в больницах.

Как Нелли Блай бросила вызов Жюлю Верну

Джозеф Пулитцер постоянно гнался за повышением читаемости The New York World. К 1898 году материалы со словами «шок» и «сенсация» в заголовках уже не удивляли читателей, поэтому он решил действовать нестандартным способом — бросить вызов рекордсменам. 

14 ноября 1889 года Нелли Блай отправилась в кругосветное путешествие. И не в простое, а чтобы обогнать персонажа Жюля Верна. По сюжету произведения «Вокруг света за 80 дней» богатый и образованный джентльмен Филеас Фогг отправился в кругосветное путешествие по следующему маршруту: Лондон — Суэц — Бомбей — Калькутта — Гонконг — Иокогама — Сан-Франциско — Нью-Йорк — Лондон. 

Нелли Блай взяла с собой маленький чемодан со средствами гигиены и одним платьем. Первым пунктом назначения стала Англия. Затем она решила отклониться от маршрута Филеаса Фогга и взяла курс на Париж. 

По словам Блай, во Франции ей удалось встретиться с самим Жюлем Верном и рассказать ему о своей задумке. «Если вы сделаете это за 79 дней, я буду аплодировать вам обеими руками. Удачи, Нелли Блай», — сказал девушке писатель при встрече. 

После журналистка побывала на Цейлоне, в Сингапуре, Японии, Сан-Франциско и Нью-Джерси. По пути она делала заметки и отправляла записи в редакцию. Благодаря этому эксперименту весь мир узнал про плевки в лицо туристам в Китае и запрет на нахождение женщинам в вагонах-ресторанах Италии. 

Нелли Блай вернулась домой спустя 72 дня 6 часов и 10 минут после начала путешествия, тем самым на неделю обогнав Филеса Фогга. Жюль Верн послал телеграмму в Нью-Йорк: «Я нисколько не сомневался в успехе Нелли Блай. Она показала своё упорство. Ура в её честь! — Жюль Верн». 

К окончанию кругосветки тираж газеты Пулитцера превысил миллион экземпляров, а Нелли Блай получила мировую известность. 

5 мая 2015 года, в день рождения журналистки, Google посвятил ей дудл. Это маленькая картинка на главной странице поисковика, которая обычно посвящена значимым историческим событиям или персонам. Нелли Блай изобразили одетой в клетчатое пальто и с саквояжем. 

Как прошли последние годы Нелли Блай

За свою карьеру популярная расследовательница XIX века успела написать несколько острых репортажей. Среди них — «Нелли Блай — гипнотизёр», «Нелли Блай — заключённая», «Нелли Блай покупает младенца» и другие. 

Сенсационные публикации в газетах принесли Блай такую популярность, что она больше не могла работать под прикрытием. Девушка бросила журналистику и в 1895 году всё-таки вышла замуж. Супругом 31-летней Нелли стал миллионер-фабрикант Роберт Симэн, их разница в возрасте составляла 42 года. Мужчина умер спустя девять лет, и экс-репортёрка унаследовала его бизнес Iron Clad Manufacturing Co. по производству стальных изделий. Параллельно с этим она занималась благотворительностью. 

Карьера бизнес-вумен продлилась недолго — фирма разорилась, а Блай вернулась к журналистике. Девушка писала статьи про равноправие, а позже отправилась на фронт в период Первой мировой войны. 

27 января 1922 года Нелли Блай скончалась от пневмонии в нью-йоркской больнице Святого Марка. Ей было 57 лет. 

Какое наследие Нелли Блай оставила в поп-культуре 

Удивительная биография Нелли Блай легла в основу нескольких художественных фильмов, книг и комиксов. Большинство из них опубликованы только на английском языке. 

Фильм «Десять дней в сумасшедшем доме» (2015)

Режиссёром биографического фильма в жанре драма выступил Тимоти Хайнс, известный по своей адаптации романа Герберта Уэллса «Война миров». Главную роль исполнила актриса Кэролайн Бэрри. 

Хайнс сумел передать атмосферу конца XIX века, описанную Нелли Блай в её знаменитом репортаже. В центре сюжета — борьба журналистки за права пациентов и её стремление раскрыть правду о жестоких методах лечения. 

Фильм «Побег из сумасшедшего дома: История Нелли Блай» (2019)

Эта экранизация выполнена в жанре триллера и больше походит на художественное произведение, чем на биографическое. Режиссёром выступила Карен Монкрифф. 

Фильм рассказывает историю девушки с амнезией, которая попадает в закрытую психиатрическую лечебницу, где начинают происходить страшные и необъяснимые события. Роль Нелли Блай исполнила Кристина Риччи — актриса, уже завоевавшая сердца зрителей своими ролями в фильмах «Сонная Лощина», «Пенелопа», «Семейка Аддамс», а также в популярном сериале «Уэнсдэй». 

Сериал «Больница Никербокер» (2014) 

Шоу 2014 года состоит из двух сезонов. Сюжет рассказывает о жизни и карьере доктора Джона Тэккери, а также о персонале нью-йоркской больницы «Никербокер» в начале XX века. 

В третьем эпизоде второго сезона  под названием «Лучшее из лучших, чтобы добиться наилучшего» появляется отважная журналистка Женевьева Эверидж, прототипом которой послужила Нелли Блай. Девушка рассказывает о своём опыте работы под прикрытием в психиатрической лечебнице, где ей удалось раскрыть коррупцию и ужасные условия содержания пациентов. Женевьева тоже писала материал под коротким псевдонимом для более лёгкого восприятия её статей читателями.

Комикс «Нелли Блай — леди Сенсация», Чимино Лучана (2022)

Автором комикса стала Чимино Лучана, корреспондентка известной итальянской газеты L'Unità. Действие разворачивается в 1921 году. Две  студентки, вдохновлённые стремлением к правде и справедливости, решают найти уже пожилую Нелли Блай, чтобы узнать о ее выдающейся карьере. По мере того как Нелли делится своими воспоминаниями и секретами мастерства, перед читателем разворачивается увлекательная история о смелости и преданности профессии.

В заключительной части комикса автор упоминает известных женщин-журналисток из разных стран. Одна из них — российская журналистка Анна Политковская, трагически погибшая в 2006 году.

Книга «Пролетая над гнездом кукушки», Кен Кизи (1962)

Культовый роман американского писателя Кена Кизи вошёл в топ-100 лучших англоязычных произведений с 1923 по 2005 год по версии журнала TIME.

Действие романа разворачивается в стенах психиатрической больницы, где читателю предстоит познакомиться с миром пациентов и персонала глазами индейца по кличке Вождь Бромден. Один из ключевых персонажей — Рэндл Патрик Макмёрфи, свободолюбивый пациент, переведённый в психиатрическую больницу из тюрьмы. Его появление нарушает привычный порядок в отделении и становится началом противостояния с сестрой Рэтчед — строгой и властной медсестрой, которая стремится удержать контроль над пациентами и персоналом.

Описание психиатрической лечебницы в романе напоминает лечебницу на острове Блэкуэлл, о которой писала журналистка Нелли Блай.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий