В конце XIX века девушка попадает в психиатрическую больницу — закрытое заведение, находящееся на маленьком британском островке. Связей с внешним миром нет, а пациентки терпят жестокое обращение. Многие из них абсолютно здоровы, но под давлением персонала признают свою невменяемость. Звучит как фильм ужасов, правда? А вот журналистка Нелли Блай прожила это на своё опыте и даже написала об этом репортаж.
Кто такая Нелли Блай
Сирота с тяжёлой судьбой
Элизабет Джейн Кокран (позже она изменила фамилию на Кокрейн) родилась 5 мая 1864 года в окрестностях Питтсбурга США. Её отец был NELLIE BLY, “THE BEST REPORTER IN AMERICA”: ONE WOMAN’S RHETORICAL LEGACY by STACEY GAINES PARHAM уважаемым судьёй и скончался, когда девочке было всего шесть лет. Мужчина не оставил завещание, поэтому всё нажитое распределили между пятнадцатью детьми от двух браков и другими родственниками. Семья Кокран оказалась в трудном финансовом положении.
Спустя несколько месяцев после смерти мужа мать Элизабет снова вышла замуж, однако новый глава семьи оказался жестоким пьяницей. Как отмечает Nellie Bly : daredevil, reporter, feminist by Brooke Kroeger Брук Крюгер, биографистка Нелли Блай, нетрезвый мужчина не раз наставлял пистолет на мать Кокран и угрожал убить её. Домашнее насилие длилось шесть лет, пока женщина не сбежала в другой город вместе с детьми. Там она подала на развод.
На тот момент Элизабет исполнилось 15 лет. Последний брак матери помог девочке осознать важность финансовой и эмоциональной независимости. Кокран решила: выживание семьи она должна взять на себя. В 1879 году девушка поступила в Педагогическую школу штата Индиана, чтобы освоить одну из самых прибыльных профессий того времени — учителя. Но исполнить мечту ей не удалось: деньги на оплату обучения закончились, и Элизабет пришлось бросить учёбу NELLIE BLY, “THE BEST REPORTER IN AMERICA”: ONE WOMAN’S RHETORICAL LEGACY by STACEY GAINES PARHAM после первого семестра.
С 16 до 20 лет девушка подрабатывала няней и домработницей. Постоянную работу ей найти не удалось, хотя её братья без образования смогли легко стать чиновниками. Элизабет понимала: её неспособность найти работу была социальной несправедливостью. Единственным путём получения достатка был брак, который она всячески отрицала из-за негативного опыта матери.
Начинающая журналистка
Пока Элизабет оплакивала состояние рынка труда для женщин, в Питтсбурге процветала газетная индустрия. Любимым изданием девушки стал The Pittsburg Dispatch, единственной женщиной-обозревательницей которого была Элизабет Уилкилсон Уэйд (псевдоним — Бетси Балкомб). Она писала об улучшении положения женщин.
В конце XVIII — начале XIX века в США девочкам с раннего возраста прививали Changing Ideals of Womanhood During the Nineteenth-Century Woman Movement/ Bowling Green State University навыки воспитания детей и ведения хозяйства. Церковь, школа, семья и другие институты поддерживали культ «истинной женственности». Женщин, которые хотели достигнуть чего-то большего, осуждали и обвиняли в подрыве «основ цивилизации и семьи». После вступления в брак женщину обязывали быть скромной и покорной, держать дом в порядке и уюте. Именно в домашнем очаге муж мог найти утешение после тяжёлого рабочего дня, а «истинная женщина» помогала ему становиться мягким и спокойным. Не все женщины были довольны таким положением, и некоторые пытались обеспечить себя вопреки общественным порядкам.
Редактор газеты Эразмус Уилсон не мог смириться с появлением женской самостоятельности и написал об этом колонку. В ней говорилось, что девушки должны сосредоточиться на ведении хозяйства и рождении детей, а все противницы этой традиции «чудовищны» и «ненормальны». «В Китае младенцев женского пола убивают или продают в рабство их отцы, потому что они не могут извлечь из них пользу. Кто знает, возможно, и нашей стране придётся когда-нибудь прибегнуть к этому», — писал NELLIE BLY, “THE BEST REPORTER IN AMERICA”: ONE WOMAN’S RHETORICAL LEGACY by STACEY GAINES PARHAM Уилсон.
Эта колонка вызвала гнев у читательниц, и оскорблённые женщины стали отправлять письма в редакцию. Среди них было адресованное Уилсону письмо «Одинокая девочка-сирота», написанное Элизабет Кокрейн.
Если бы девочки стали мальчиками и им бы сказали: «Занимайтесь чем хотите», то амбициозные девочки смогли бы сделать себе имя и состояние. Соберите по-настоящему умных девочек, вытащите их из болота, подтолкните вверх по лестнице и получите щедрое вознаграждение.
Письмо «Одинокая девочка-сирота»
Искренность и задатки писательства в тексте Элизабет почувствовал недавно назначенный на должность главного редактора Джордж Мэдден. Он и предложил девушке работать в штате The Pittsburg Dispatch.
В первой статье под заголовком «Загадка девушки» Кокрейн продолжила тему колонки Уилсона. Начинающая журналистка заявила, что не все женщины созданы для брака, а государство должно обеспечить их рабочими местами. Проблему на рынке труда она раскрыла через личный опыт. Текст опубликовали под псевдонимом «Девочка-сирота».
Восторженный Мэдден заплатил Кокран за работу и попросил написать ещё один материал — «Безумные браки». В нём девушка описала некорректность закона о браке и разводе, который называл Marriage and Divorce 19th Century Style/ Library of congress женщину материальной собственностью её мужа и допускал развод только после рассмотрения дела парламентом, — такое преимущество было доступно лишь богатым. С этой темой Элизабет тоже была хорошо знакома из-за неудачного опыта своей матери. Журналистка призвала читателей заранее выявлять пороки партнёра, чтобы после свадьбы не испытывать страдания. Перед публикацией Мэдден присвоил девушке псевдоним Нелли Блай — это название песни о любви популярного тогда композитора Стивена Фостера.
Репортёрка-разоблачительница
Восходящая звезда The Pittsburg Dispatch Нелли Блай любила работать над серьёзными темами. Нелли впервые для себя попробовала практику внедрения — это когда журналист под прикрытием попадает в ту или иную среду, чтобы собрать информацию изнутри. Она часто слышала жалобы работниц одной из фабрик о жестоком обращении и недостаточной заработной плате, поэтому сама устроилась на это предприятие. Так Нелли планировала раскрыть правду о буднях работающих женщин. В результате читатели увидели рубрику «Девочки из нашей мастерской» — серию из восьми статей, в которых рассказывается о деталях рабочего дня женщин на фабрике.
Когда двухмесячная серия статей о фабричных буднях закончилась, Мэдден решил перенаправить колонки Блай на более широкую женскую аудиторию. Девушке поручили писать о моде, искусстве и садоводстве — обо всём, что она презирала. Шаблонные тексты подавляли натуру журналистки, поэтому в 1886 году она перевелась на фриланс в The Pittsburg Dispatch и отправилась в путешествие по Мексике вместе с матерью.
Тур длился около полугода. В это время Блай написала для The Pittsburg Dispatch колонку «Нелли в Мексике». Журналистка представляла себя как «американку в неамериканском месте» и описывала традиции жизни в Мексике. После завершения путешествия Мэдден попросил Блай вернуться в газету, чтобы обозревать театр и искусство. Девушка согласилась на эту авантюру, но удовлетворения от такой работы не получала. Ей нравилось разбираться в серьёзных социальных проблемах, а позитивные материалы о культуре не позволяли девушке делать вклад в изменение мира. Написав свой последний текст об искусстве, она оставила записку редактору: «Я уезжаю в Нью-Йорк. Присматривайте за мной. — Блай».
Как Нелли Блай оказалась в психиатрической больнице
Побег из газеты Питтсбурга ударил по карьере девушки «Нелли Блай. Профессия: репортерка "Десять дней в сумасшедшем доме" и другие статьи основоположницы расследовательской журналистики»/ Перевод В. Бабицкая . Общество XIX века не привыкло видеть женщину в роли репортёра, поэтому Блай снова столкнулась с проблемой трудоустройства. В 1887 году ей всё-таки удалось попасть в газету The New York World, которую возглавлял знаменитый Джозеф Пулитцер.
Родоначальник расследовательской журналистики и создатель «жёлтой» прессы Пулитцер печатал Joseph Pulitzer and the New York World by George Juergens сенсационные истории для простых людей. В The New York World освещали криминал, катастрофы, шутки, скандалы и социальные проблемы. Издатель требовал писать короткие и провокационные заголовки, а также первым ввёл формат письма редактора. Теперь субъективное мнение журналистов появлялось только в письме редактора, а в новостях и репортажах превалировала объективность.
Стартовым заданием Блай в The New York World стало расследование под прикрытием. Девушка должна была притвориться человеком с психиатрическим опытом и попасть в закрытую нью-йоркскую женскую психиатрическую лечебницу на острове Блэкуэлл. «Мы не просим вас принести оттуда сенсационные разоблачения. Описывайте всё так, как видите», — сказал редактор. И Нелли начала подготовку «Нелли Блай. Профессия: репортерка "Десять дней в сумасшедшем доме" и другие статьи основоположницы расследовательской журналистики»/ Перевод В. Бабицкая к эксперименту.
Первым делом Блай решила создать образ умалишенной девушки: она надела рваную одежду, отказалась от душа и чистки зубов, читала отрывки историй о привидениях. В течение нескольких часов журналистка смотрела в зеркало с выпученными глазами и пыталась сохранять мечтательное выражение лица.
Перевоплотившись в душевнобольную, Нелли Блай отправилась в приют для женщин, где около суток пугала жительниц своим странным видом. Она отвечала на вопросы невпопад, имитировала потерю памяти и обвиняла окружающих в неадекватности. В результате девушку отвезли в полицию, затем в суд, потом в больницу Бельвью и, наконец, в лечебницу на острове Блэкуэлл New York City Lunatic Asylum.
Способности докторов окончательно упали в моих глазах, а мои собственные — возросли. Теперь я была уверена, что ни один доктор не может отличить сумасшедшего человека от здорового, если тот не буйный
«Десять дней в сумасшедшем доме» «Нелли Блай. Профессия: репортерка "Десять дней в сумасшедшем доме" и другие статьи основоположницы расследовательской журналистики»/ Перевод В. Бабицкая
В конце XIX века люди ничего не знали о происходящем за стенами в психиатрических лечебницах США. Ходили слухи о безраздельной власти надзирателей над душевнобольными и невозможности выбраться на волю после выздоровления. Нелли Блай стала первым журналистом, которому удалось раскрыть эту тайну и убедиться в правдивости сплетен.
Помимо репортёрки на острове содержалось 1600 женщин с расстройствами. Некоторые пациентки внушали ужас: «Некоторые из них вопили, другие бранились, третьи пели, молились или причитали, охваченные наваждением: я никогда не видела столь жалких представительниц рода человеческого». Однако не все они были больны на самом деле. Как вспоминает журналистка, некоторых девушек признавали «сумасшедшими», не разобравшись в их ситуации.
В первый же день нахождения в лечебнице Блай отметила грубость и физическое насилие со стороны сотрудников New York City Lunatic Asylum. Но это было не самое страшное, с чем ей пришлось столкнуться.
Кормили пациентов без роскоши — давали хлеб с маслом, чай и кашу с патокой. Еда оказалась настолько омерзительной, что Нелли не смогла попробовать ни кусочка.
Я попросила хлеба без масла и получила его – невозможно передать, какого он был грязного чёрного цвета. Хлеб был жёстким, а местами представлял собой просто комки сухого теста. В своем ломте я нашла паука, поэтому есть не стала.
«Десять дней в сумасшедшем доме» «Нелли Блай. Профессия: репортерка "Десять дней в сумасшедшем доме" и другие статьи основоположницы расследовательской журналистики»/ Перевод В. Бабицкая
Вечером девушек повели на купание в ледяной ванне. Обнажённые пациентки тряслись от холода в сырой комнате: их зубы стучали, а конечности посинели от холода. От мучений Нелли почувствовала себя тонущей, начала слегка задыхаться и призналась, что выглядела по-настоящему безумной. Затем ей пришлось лечь спать в мокрой одежде на отсыревшую кровать и провести в таком положении всю ночь.
Соседки рассказывали Блай о своей жизни в лечебнице. Одна из них призналась, что однажды санитарки пытались её утопить, пинали и обливали ледяной водой. Как-то раз она даже стала свидетельницей убийства пациентки. Нелли старалась вести себя обычно, и чем сильнее она убеждала врачей в своём здравомыслии, тем больше они в нём сомневались.
«Лечебница для душевнобольных на острове Блэкуэлл — это человеческая крысоловка. Туда легко попасть, но оттуда невозможно выбраться», — подвела итог девушка. После вызволения из «тюрьмы» и публикации репортажа Нелли Блай стала звездой в мире журналистики. Репортаж «Десять дней в сумасшедшем доме» привел к улучшению финансирования и условий в больницах.
Как Нелли Блай бросила вызов Жюлю Верну
Джозеф Пулитцер постоянно гнался за повышением читаемости The New York World. К 1898 году материалы со словами «шок» и «сенсация» в заголовках уже не удивляли читателей, поэтому он решил действовать нестандартным способом — бросить вызов рекордсменам.
14 ноября 1889 года Нелли Блай отправилась в кругосветное путешествие. И не в простое, а чтобы обогнать персонажа Жюля Верна. По сюжету произведения «Вокруг света за 80 дней» богатый и образованный джентльмен Филеас Фогг отправился в кругосветное путешествие по следующему маршруту: Лондон — Суэц — Бомбей — Калькутта — Гонконг — Иокогама — Сан-Франциско — Нью-Йорк — Лондон.
Нелли Блай взяла с собой маленький чемодан со средствами гигиены и одним платьем. Первым пунктом назначения стала Англия. Затем она решила отклониться от маршрута Филеаса Фогга и взяла курс на Париж.
По словам Блай, во Франции ей удалось встретиться «Вокруг света за 72 дня» Нелли Блай с самим Жюлем Верном и рассказать ему о своей задумке. «Если вы сделаете это за 79 дней, я буду аплодировать вам обеими руками. Удачи, Нелли Блай», — сказал девушке писатель при встрече.
После журналистка побывала на Цейлоне, в Сингапуре, Японии, Сан-Франциско и Нью-Джерси. По пути она делала заметки и отправляла записи в редакцию. Благодаря этому эксперименту весь мир узнал про плевки в лицо туристам в Китае и запрет на нахождение женщинам в вагонах-ресторанах Италии.
Нелли Блай вернулась домой спустя 72 дня 6 часов и 10 минут после начала путешествия, тем самым на неделю обогнав Филеса Фогга. Жюль Верн послал телеграмму в Нью-Йорк: «Я нисколько не сомневался в успехе Нелли Блай. Она показала своё упорство. Ура в её честь! — Жюль Верн».
К окончанию кругосветки тираж газеты Пулитцера превысил миллион экземпляров, а Нелли Блай получила мировую известность.
5 мая 2015 года, в день рождения журналистки, Google посвятил ей дудл. Это маленькая картинка на главной странице поисковика, которая обычно посвящена значимым историческим событиям или персонам. Нелли Блай изобразили одетой в клетчатое пальто и с саквояжем.
Как прошли последние годы Нелли Блай
За свою карьеру популярная расследовательница XIX века успела написать несколько острых репортажей. Среди них — «Нелли Блай — гипнотизёр», «Нелли Блай — заключённая», «Нелли Блай покупает младенца» и другие.
Сенсационные публикации в газетах принесли Блай такую популярность, что она больше не могла работать под прикрытием. Девушка бросила журналистику и в 1895 году всё-таки вышла замуж. Супругом 31-летней Нелли стал миллионер-фабрикант Роберт Симэн, их разница в возрасте составляла 42 года. Мужчина умер спустя девять лет, и экс-репортёрка унаследовала его бизнес Iron Clad Manufacturing Co. по производству стальных изделий. Параллельно с этим она занималась благотворительностью.
Карьера бизнес-вумен продлилась недолго — фирма разорилась, а Блай вернулась к журналистике. Девушка писала статьи про равноправие, а позже отправилась на фронт в период Первой мировой войны.
27 января 1922 года Нелли Блай скончалась от пневмонии в нью-йоркской больнице Святого Марка. Ей было 57 лет.
Какое наследие Нелли Блай оставила в поп-культуре
Удивительная биография Нелли Блай легла в основу нескольких художественных фильмов, книг и комиксов. Большинство из них опубликованы только на английском языке.
Фильм «Десять дней в сумасшедшем доме» (2015)
Режиссёром биографического фильма в жанре драма выступил Тимоти Хайнс, известный по своей адаптации романа Герберта Уэллса «Война миров». Главную роль исполнила актриса Кэролайн Бэрри.
Хайнс сумел передать атмосферу конца XIX века, описанную Нелли Блай в её знаменитом репортаже. В центре сюжета — борьба журналистки за права пациентов и её стремление раскрыть правду о жестоких методах лечения.
Фильм «Побег из сумасшедшего дома: История Нелли Блай» (2019)
Эта экранизация выполнена в жанре триллера и больше походит на художественное произведение, чем на биографическое. Режиссёром выступила Карен Монкрифф.
Фильм рассказывает историю девушки с амнезией, которая попадает в закрытую психиатрическую лечебницу, где начинают происходить страшные и необъяснимые события. Роль Нелли Блай исполнила Кристина Риччи — актриса, уже завоевавшая сердца зрителей своими ролями в фильмах «Сонная Лощина», «Пенелопа», «Семейка Аддамс», а также в популярном сериале «Уэнсдэй».
Сериал «Больница Никербокер» (2014)
Шоу 2014 года состоит из двух сезонов. Сюжет рассказывает о жизни и карьере доктора Джона Тэккери, а также о персонале нью-йоркской больницы «Никербокер» в начале XX века.
В третьем эпизоде второго сезона под названием «Лучшее из лучших, чтобы добиться наилучшего» появляется отважная журналистка Женевьева Эверидж, прототипом которой послужила Нелли Блай. Девушка рассказывает о своём опыте работы под прикрытием в психиатрической лечебнице, где ей удалось раскрыть коррупцию и ужасные условия содержания пациентов. Женевьева тоже писала материал под коротким псевдонимом для более лёгкого восприятия её статей читателями.
Комикс «Нелли Блай — леди Сенсация», Чимино Лучана (2022)
Автором комикса стала Чимино Лучана, корреспондентка известной итальянской газеты L'Unità. Действие разворачивается в 1921 году. Две студентки, вдохновлённые стремлением к правде и справедливости, решают найти уже пожилую Нелли Блай, чтобы узнать о ее выдающейся карьере. По мере того как Нелли делится своими воспоминаниями и секретами мастерства, перед читателем разворачивается увлекательная история о смелости и преданности профессии.
В заключительной части комикса автор упоминает известных женщин-журналисток из разных стран. Одна из них — российская журналистка Анна Политковская, трагически погибшая в 2006 году.
Книга «Пролетая над гнездом кукушки», Кен Кизи (1962)
Культовый роман американского писателя Кена Кизи вошёл в топ-100 лучших англоязычных произведений с 1923 по 2005 год по версии журнала TIME.
Действие романа разворачивается в стенах психиатрической больницы, где читателю предстоит познакомиться с миром пациентов и персонала глазами индейца по кличке Вождь Бромден. Один из ключевых персонажей — Рэндл Патрик Макмёрфи, свободолюбивый пациент, переведённый в психиатрическую больницу из тюрьмы. Его появление нарушает привычный порядок в отделении и становится началом противостояния с сестрой Рэтчед — строгой и властной медсестрой, которая стремится удержать контроль над пациентами и персоналом.
Описание психиатрической лечебницы в романе напоминает лечебницу на острове Блэкуэлл, о которой писала журналистка Нелли Блай.