Смотреть
31 мая 2020

«Макбет» — женофобная пьеса? Отрывок из книги «И всё это Шекспир»

Профессор Эмма Смит представляет Шекспира как провокационного и современного драматурга.

Вину за все кровавые события, происшедшее в пьесе, традиционно возлагают на леди Макбет. Но считал ли её виновной сам драматург? Ответ на этот вопрос ищет профессор Эмма Смит в книге «И всё это Шекспир».

О книге

Эмма Смит — шекспировед и профессор Оксфордского университета. Она представляет Шекспира как провокационного и по-прежнему современного драматурга, который писал о дискриминации, свободе воли, политике, сексе и славе, и задавал неудобные вопросы в своих сочинениях. Каждая глава в книге посвящена отдельной пьесе. Мы публикуем главу о «Макбете».

О пьесе

«Макбет» — трагедия Шекспира, основанная на истории реального шотландского короля Макбета. В пьесе генерал Макбет вместе со своей женой убивает короля, чтобы взойти на престол. Чтобы удержаться на нём, ему приходится совершить ещё множество страшных преступлений. Образ Макбета не является исторически точным, а образ его жены полностью придуман Шекспиром.

Образ «сатанинской королевы» леди Макбет как подстрекательницы, заставившей мужа пойти на убийство, притягателен для критиков не в последнюю очередь потому, что воплощает в себе древние страхи касательно женской силы и власти над мужчиной. Критическая традиция здесь нередко (и, кажется, добровольно) поддерживает женоненавистнические установки самой пьесы. Доводы в пользу этой концепции так стары и привычны, что уже давно живут собственной жизнью, отдельной от шекспировского текста.

Леди Макбет — та сила, которая правит ее мужем. А точнее, когда, читая письмо Макбета о пророчестве ведьм, она призывает духов: «...извратите пол мой», когда использует мрачную метафору детоубийства, когда сомневается в мужественности Макбета и высмеивает его нерешимость, когда хладнокровно просчитывает, как совершить убийство и свалить его на слуг, — леди Макбет становится главной виновницей преступления. Она заставляет мужа пойти наперекор совести и благоразумию, окончательно заставив свернуться в его душе то «благостное млеко», которое сама же в ней находила.

Безусловно, в первой половине пьесы леди Макбет — одна из главных движущих сил сюжета; примечательно, до какой степени пугающей и неестественной находят критики ее власть и активность.

Сегодня «Макбет» представляется женофобной пьесой, проникнутой недоверием к сильным женщинам; возможно, отчасти дело в том, что Шекспир хотел понравиться новому патрону труппы, королю Иакову.

В пьесе заметен расчет на высочайшее одобрение: «шотландская» тема, облагороженный образ Банко, которого Иаков I считал своим предком, колдовство — чтобы угодить королю, написавшему трактат под названием «Демонология», а также доза мужского женоненавистничества, весьма ощутимого в гомосоциальном окружении нового монарха. В отличие от елизаветинского двора, оплот Стюартов держался исключительно на мужских плечах и культура его была откровенно антифеминистической.

Вероятно, вместо того чтобы обвинять леди Макбет и оправдывать ее мужа, стоило бы разглядеть единение, царящее в их союзе (Макбеты — одна из самых зрелых и согласованных в действиях супружеских пар среди всех шекспировских персонажей). Вычисляя степень вины каждого по отдельности, мы, вероятно, теряем из виду картину, которую пытался изобразить Шекспир — folie a deux, «безумие на двоих», совместное преступление.

В отличие от других властных женщин в шекспировских пьесах, леди Макбет не проявляет честолюбия или жадности: она хочет короны не для себя, а для мужа.

Не подходит ей и ярлык распутницы, который так охотно вешают на женщин, дерзнувших вести себя по-мужски. Она никак не вписывается в привычный театральный стереотип «дурной жены». Специфический образ леди Макбет, неизменно притягательный для актрис и критиков, предполагает силу и деятельность, однако во второй половине пьесы леди Макбет уже не участвует ни в судьбе мужа, ни в развитии сюжета, понемногу пропадая из поля зрения.

Малькольм зовет ее «сатанинской королевой», но, как и у многих персонажей, ступающих на заваленную трупами сцену в конце трагедии (вспомним Фортинбраса или Октавия Цезаря), его суждение предвзято, политизировано и плоско. Вопрос о роли леди Макбет в преступлении, безусловно, задается, но Шекспир на него не отвечает. Наряду с самим Макбетом и троицей ведьм леди Макбет может претендовать на статус той силы, что движет событиями пьесы; однако претендентов так много, что из финала мы выносим скорее вопрос, чем возможные варианты ответа.

Купить книгу

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
20 экранизаций русской классики, которые хочется пересматривать
5 идей осеннего маникюра как в Pinterest, который можно повторить дома
Полезный шоколадный мусс всего из двух ингредиентов
Манга «Спираль» в виде аниме-хоррора и Эми Адамс в роли отчаянной домохозяйки: 5 интересных трейлеров недели
Как перестать быть хорошей девочкой: смотрим новый хит Netflix — дораму «Сын маминой подруги»
Джиллиан Андерсон выпустила книгу «Хочу». Она посвящена сексуальным фантазиям женщин