Серия игр Outlast — это яркий пример сурвайвал-хоррора Хоррор на вживание — жанр компьютерных игр с атмосферой фильма ужаса. Цель игрока — дойти до конца живым. . В жанре таких игр важно выжить любой ценой и докопаться до истины. Вторая часть серии была навеяна религиозными сектами и страшными историями о жертвоприношениях. Однако Outlast 2 — не просто эффектная страшилка про сектантов. Это действительно жуткая игра, раскрывающая проблемы сексуализированного насилия.
👫 Действующие лица
- Папа Нот — глава культа «Нового Иезекииля». Культ пытается предотвратить рождение нового Антихриста.
- Еретики — группировка, противоположная культистам, желающая конца света.
- Блэйк Лангерманн — независимый журналист-оператор.
- Линн Лангерманн — независимая журналистка, которая вместе с мужем пытается расследовать смерть неизвестной беременной девушки.
😱 Сюжет
Игра начинается с прибытия Блэйка и Линн к поселению Храмовые врата. Неизвестная вспышка сбивает их вертолёт, Линн пропадает, а главный герой, вооружившись камерой, начинает долгий путь к спасению возлюбленной и самого себя.
По ходу сюжета мы узнаем, что Линн беременна. Папа Нот выкрал героиню для дальнейшей расправы над «Антихристом», появления которого он боится. Изображения Папы и вырванные страницы из «Евангелия Нота» мы будем встречать во многих локациях: они служат для объяснения сюжета и условностей мира. В каких-то записках мы будем читать о боготворении Папы и культа. А в других местные жители будут ужасаться происходящему и желать сбежать.
Храмовые Врата уж точно не являются дружелюбным поселением. Местные выглядят бедно и замученно, они чуждаются Блэйка, всё время нашёптывают слова то ли проклятий, то ли молитвы. Чем дальше по сюжету, тем чаще нашего героя пытаются убить или покалечить.
Важно, что нигде нет детей. После параноидальных проповедей Нота в поселении их стали массово убивать. На улицах время от времени встречаются детские игрушки, маленькие велосипеды, повсюду натыканы страшные старые куклы либо их головы.
Бродя по Храмовым вратам, Блэйк будет встречать сектантов и отступников, а также неких «инфицированных», которые вследствие болезней потеряли привлекательный облик. Самое странное начнётся в конце, когда он обнаружит Линн на большом сроке беременности и с заметным животом…
Внимание, спойлеры!
Куски сюжета, которые мы узнаём из разбросанных повсюду листовок, постепенно складываются воедино. Сектанты — жертвы «микроволн», а Храмовые Ворота — всего лишь эксперимент корпорации «Меркофф». Эта компания занимается негуманными исследованиями во вселенной Outlast.
По сюжету героя регулярно настигают странные вспышки, которые обезоруживают поселенцев, а его ненадолго переносят в воспоминания из детства. Именно они сводят поселенцев с ума и заставляют верить в проповеди Нота
К концу произведения Блэйк тоже теряет рассудок, видя несуществующего ребёнка, которого родила потрясённая произошедшим Линн. А после его отправляют на дальнейшие эксперименты корпорации «Меркофф» — ужасная судьба!
Какие проблемы поднимают в игре
Вина и травма свидетеля
Ещё одна линия повествования появляется во время вспышек башни в «реальном мире», когда по ходу путешествия игрока и всех вокруг внезапно ослепляет свет.
Главный герой будто проваливается в воспоминания и оказывается в католической школе своего детства вместе со своей подругой Джессикой. Оставшись в классе допоздна, Джессика и Блэйк были пойманы учителем-священником. Нашего героя он отпустил, однако девочку попросил остаться якобы для воспитания. Почти покинув школу, Блэйк слышит крики подруги, но находит её на лестнице уже мёртвой со сломанной шеей.
И гадать не надо, чтобы понять, что преподаватель пытался изнасиловать девушку. Попытки сбежать, к сожалению, не увенчались успехом. А Блэйк до сих пор не может избавиться от страшных воспоминаний и винит в произошедшем себя.
Беззащитность перед насилием
Второй Outlast лишает игрока главного — оружия. Эта игровая механика всегда являлась спасительным островком в хоррорах разного калибра, от восьмибитных проектов вроде FAITH до мастодонтов по типу Silent Hill. В этом как раз кроется психологическая основа данного проекта. Мы не можем сражаться, а можем только убегать, прятаться и наблюдать. Снимая жуткие реалии местного поселения на камеру, мы в деталях изучаем жизнь Храмовых Врат. Игрока буквально заставляют смотреть, а потом пересматривать записи, ведь на них появляются всё новые и новые подробности расследуемого дела.
Насилие ближе, чем кажется
Женские образы в игре — больная тема. Их роль — отражение различных аспектов сексуализированного насилия.
Лидия — пример женщины, ставшей жертвой насилия и религиозного фанатизма. Её история показывает ужасы того, что может случиться с тем, кто подвергается экстремистским практикам. Ложная беременность, желание овладения и распоряжения телом, унижения и пытки — всего лишь малая часть возможных действий и последствий.
Джессика — ещё один образ женщины, подвергнутой насилию и злоупотреблению, но немного в другой плоскости религиозной фанатичности. Религия, которая повлияла на эту девушку, является официальной и представлена в лице священника-преподавателя. Но пример Джессики даже страшнее, ведь её история — это буквально история насилия над ребёнком, у неё печальный конец.
Марта — одна из врагов главного героя и верная спутница Папы Нота. Она давняя подруга Нота и самая отчаянная его последовательница. Можно даже утверждать, что она — образ сильной и независимой женщины. И всё-таки в контексте сюжета она скорее плод религиозного фанатизма и манипуляций. В этом страшном мире она хватается за своего первого и последнего друга, исполняя его приказы и убивая всех неугодных. Даже она здесь — жертва.
Если вглядеться в истории героинь игры, то это будет уже не рассказ о страшной секте и жертвоприношениях. Это буквально аллегория того, что может происходить за соседской дверью: психологическое давление и манипуляции, ужас от одиночества, страх материнства, похищения, рабства, изнасилования. Гипертрофированные ужасы игры — реальность в обёртке страшных образов и символов.
Что в итоге
Не идеальная, но атмосферная игра — именно так можно охарактеризовать вторую часть серии Outlast. Геймплей не слишком сложный, но и не совсем однообразный, как отмечают игроки. Джампскейры Внезапно выпрыгивающие объекты вперемешку с полными грязи и плоти локациями не дают расслабиться. Только игрок достигает нужной локации, как его переносят в другой мир, мир школы, где снова пугают и пытаются рассказать очередную часть истории.
Второй Outlast раскрывает темы насилия, религии и психологического ужаса. Для того чтобы выжить, просто необходимо избегать врагов в изначально враждебной для вас среде. Вы даже не сможете защититься без пряток и бегства, ведь оружия у персонажа нет. В процессе игрок будет сталкиваться со множеством насильственных сцен, раскрывающих местную «сексуальную политику».
Пытки, сексуализированное насилие, пугающие визуальные образы создают атмосферу игры, необходимую для донесения нескольких важных мыслей. Да, тайные корпорации, спятившие фанатики и негуманные эксперименты — это отвратительно. Но не менее отвратительно то, что может происходить у вас под боком, буквально за соседской дверью. И никто об этом не узнает, пока не станет слишком поздно.
Религиозные убеждения могут быть искалечены верхушкой и искажены до такой степени, что начнётся оправдание насилия и жестокости. Потеря надежды и борьба со своим прошлым может привести к пустоте и сумасшествию. Это мы увидели на примере главного героя игры. Кроме этого, безнадёжность и ужас происходящего пронизывают локации бедного поселения, где от прошлого благополучия остались лишь детские игрушки и записки с признаниями кому-то в любви. И монстры здесь — не страшная мерзкая хтонь, а люди, которые позволили себя изменить.