Смотреть
7 июня

Быть молодым в современном Париже. Каким получился новый фильм Жака Одиара «Париж, 13-й округ»

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
Париж 13-й округ
2

8 июня компания A-one выпускает в прокат картину «Париж, 13-й округ» французского режиссёра Жака Одиара. Фильм рассказывает о четырёх 30-летних парижанах. Они страдают от одиночества, ищут себя и пытаются понять, что такое любовь. Авторка «Горящей избы» Саша Подольникова уже посмотрела фильм и делится впечатлениями.

О чём фильм «Париж, 13-й округ»

Эмили работает оператором в кол-центре, а Камиль — учителем в обычном лицее. Они знакомятся типичным парижским способом — снимают вместе квартиру, потому что в этом городе мало жилплощади и дорогая аренда. Первая же встреча заканчивается в постели, но построить отношения не получается. Сосед решает, что им не по пути. Девушка остаётся с разбитым сердцем, но не подаёт виду, а Камиль встречает Нору, которая продаёт недвижимость. Однако она не спешит отвечать на его чувства: похоже, ей нравится кто-то другой. Так любовный треугольник превращается в замысловатый квадрат, и героев затягивает в водоворот личных тайн, травм прошлого и внезапных открытий о себе.

Кто работал над картиной

Широкому зрителю Жак Одиар известен драмами с криминальным сюжетом, среди которых — «Читай по губам», «Моё сердце биться перестало» и вестерн «Братья Систерс». Последний принёс ему приз за лучшую режиссуру в Венеции в 2018 году. «Париж, 13-й округ» отступает от «криминальной» традиции и обращается к самой обыкновенной жизни. Эту историю Одиар написал в соавторстве с лауреаткой Каннского кинофестиваля 2019 года Селин Сьяммой (её фильм «Портрет девушки в огне» получил награду за лучший сценарий) и сценаристкой Леа Мисиус. Основа у фильма необычная —  графические новеллы американского карикатуриста Адриена Томине. «Мне понравилась, какой меланхоличностью и капризностью они наполнены», — рассказывает Одиар.

Меланхоличность — обязательная и милая сердцу зрителя черта старого французского кино, ещё одного источника вдохновения для авторов. Режиссёр приводит в пример звезду «новой волны» Эрика Ромера, много снимавшего о любви. Но если Ромер делал абсолютно целомудренное кино, Одиар идёт от обратного. Его история разворачивается в ХХI веке. Она о любви в эпоху бешеного жизненного темпа, дейтинг-приложений и доступного секса.

Почему «Париж, 13-й округ» стоит смотреть

Откровенный, но бережный разговор о телесности и сексуальности

Фильм подкупает бережным отношением к телу. Герои здесь не стесняются говорить о сексе и относятся к желаниям друг друга с уважением. Откровенных сцен и разных сексуальных практик много, но все они на своём месте. Режиссёр не позволяет себе объективировать обнажённые женские тела — а такая опасность существует всегда, если фильм снимает мужчина. Поэтому стоит отдать должное Одиару. Но вероятно, дело ещё и в том, что компанию в работе ему составили две женщины. Сьямма сняла «Портрет девушки в огне», а это потрясающий пример эмпатичного «женского взгляда». В «Портрете» обнажённое тело естественно и не выглядит фетишем. В фильме Одиара разговор о теле и сексуальности получается таким же.

Кадр из фильма «Париж, 13-й округ»

Телесность и чувственность — именно тот язык, на котором привыкли разговаривать герои. За изобилием секса кроется не новый, но важный посыл. Кажется, они разучились общаться по-другому и не умеют проговаривать эмоции. Эмили боится возникшей влюблённости и прячет её за грубоватыми шутками. Камиль привык компенсировать все неудачи большим количеством секса. Нора понимает, что секс ей не очень-то и нравится, и переживает, что с ней что-то не так. Поэтому каждому из них предстоит научиться общению вновь. И так радостно наблюдать за тем, как они это делают. Моя любимая сцена в фильме — когда героини сплетничают через экран видеочата, едят, делятся секретами и показывают друг другу детские фото. Парадоксально (и по-французски иронично), что одна из них — бывшая порноактриса, и по её комнате разбросаны секс-игрушки. Притяжение между девушками ощутимо, но Одиар словно говорит: смотрите, эмоциональная близость — это так трогательно и ценно. Всё остальное ещё успеется.

Непарадный мультикультурный Париж

Удивительно, но в Париже Одиара вы не найдёте ни одного открыточного кадра с Эйфелевой башней. Более того, действие ни разу не выйдет за пределы малоизвестного 13-го округа — местного чайна-тауна. Здесь живут иммигранты всех рас и национальностей, полно бетонных новостроек, а стены расписаны уличными художниками. Строгий брутальный пейзаж (да ещё в чёрно-белых тонах) настраивает на серьёзный лад. Это город «без корней», сюда приезжают учиться, работать или за большой мечтой. Так случилось и с героями фильма «Париж, 13-й округ». У Эмили тайваньское происхождение, а Камиль — потомок африканцев. Они ведут более чем скромную жизнь. Нора вырвалась в столицу из провинции, чтобы продолжить заброшенную учёбу. Вебкам-модель Эмбер — тоже не из местных и сначала была нацелена на денежную карьеру.

Поп-культура основательно подпортила образ Парижа, старательно выдавая его за  романтичную сказку. Одиар возвращает Парижу себя. И в этом продолжает линию, начатую на заре карьеры. Режиссёра всегда интересовал быт «непарадных» обитателей города — беженцев, маргиналов, мошенников поневоле. Всех, с кем судьба обходится не очень справедливо.

Узнаваемые герои и понятные социальные проблемы

Кадр из фильма «Париж, 13-й округ»

Герои Одиара молоды, им около тридцати. В их проблемах и чаяниях легко узнать себя. И речь не только о любовных перипетиях. Нора хочет начать жизнь с нуля и возобновляет учёбу, пытается дать новый старт карьере после изматывающих нездоровых отношений. Но это нелегко: сокурсники посмеиваются над ней из-за возраста, тычут в лицо сходством с порноактрисой и нахально предлагают переспать. Эмили училась на политолога, но мечтала о балете, а в итоге перебивается подработками. Камиль хочет писать диссертацию, но нужно зарабатывать на жизнь. Ему нравится быть учителем, но он недоволен системой образования и условиями труда.

Поэтому «Париж, 13-й округ» — это ещё и вполне себе социальное кино. Тем, кто сталкивался с эйджизмом, домогательствами или тем, как рушится мечта, будет о чём подумать.

Комментарии
Михаил Лесенкин
07.06.23 22:36
А можно вопрос, что плохого в обьективации женского тела? Расстрелять и запретить снимать с "неправильной" эротикой? Что такое фетиш? Что в нем плохого? Приведите, пожалуйста, примеры. Абделатиф Кешиш? Бриссо? Но феминистка Зинаида Пронченко и феминистка Таежная их хвалили. Последняя точно Кешиша хвалила.
Михаил Лесенкин
07.06.23 22:47
И еще, мне показалось, что тут женские тела сняты привлекательно и возбуждающе. Т. е. я на женский взгляд возбудился??? Мне кажется, что после миту эротику разучились снимать. Но в России так и не научились. И никогда мне не забыть 110 минусов, которые мне влепили на одном феминистическом сайте за защиту Мектуба. Не за методы работы Кешиша, а именно, за сам фильм. Поэтому, ни женский взгляд, ни "правильные" разговоры о сексе и телесности я не уважаю. Кстати, так и не понял, в чем заключается правильность разговоров о сексе в этом фильме. Из пустого в порожнее, опять эти нет, триггеры, травмы, неопределенности. Проходной фильм. Не нужно было ему Сьямму в сценаристы брать. Ноэми Мерлан так себе актриса. И необязательно бережно на экране показывать женское тело. Нечего проговаривать и нечего проявлять свои эмоции. Но, в России, подобные темы снимать так и не научились, будь - то женский взгляд или мужской.