Знать
28 июня 2021

Почему карты Таро не предсказывают будущее, как бы нам этого ни хотелось

Елена Борисова
Елена Борисова
Изображение
83

Во время кризиса многим хочется заглянуть в будущее и узнать, когда всё это кончится. К сожалению, гадание на картах Таро в этом не поможет. И сейчас мы объясним почему. 

У этой статьи есть аудиоверсия. Если вам удобнее слушать, включайте подкаст.

Что такое карты Таро и как они появились

Есть несколько распространённых заблуждений про карты Таро: они древние как мир, родом из Древнего Египта, изображены на вавилонских обелисках или ещё что-нибудь в таком духе. На самом деле, несмотря на попытки найти древние следы в истории Таро, объективных доказательств у этих версий нет. 

В Европе карты Таро появились в конце XIV века, попав туда, скорее всего, из Османского государства, а популярными стали к середине XV века. Их называли «трионфи», «тарокки» или «тарок». И они не имели ничего общего с гаданием.

Теперь у «Горящей избы» есть группа в «Одноклассниках». Не хватает только ваших классов! Подписывайтесь сами и отправляйте наши статьи мамам и бабушкам.

Первые карты Таро, вероятнее всего, использовались для игры, которая стала популярной в Италии и называлась tarocchi appropriati. Игроки вытягивали случайные карты и писали стихи, опираясь на ассоциации с изображением.

Другая возможная игра с картами Таро напоминает современный бридж. 

Мистические ассоциации с Таро появились в конце XVIII века — в первую очередь благодаря французскому писателю и масону Антуану Куру де Жебелену. В своём эссе, включённом в многотомное сочинение «Первобытный мир» (Le Monde primitif, analysé et comparé avec le monde moderne), он уверял, что карты Таро произошли из священных книг, написанных древнеегипетскими жрецами. Далее, согласно его теории, карты попали в Европу с цыганами.

Эта история помогла сделать карты Таро максимально загадочными. При этом она далека от исторических фактов. Например, этнически цыгане происходят вовсе не из Африки, а, наиболее вероятно, из Индии.

После де Жебелена историю карт Таро продолжил дописывать и развивать оккультист Жан-Батист Альетт, более известный как Эттейла. Именно он стал первым человеком, который зарабатывал на гаданиях с помощью карт Таро.

Точных данных, когда карты Таро появились в России, нет. Скорее всего, это произошло в конце XVIII — начале XIX века, когда игра в карты стала популярна среди российского дворянства.

Повсеместная культура карточной игры значительно изменилась в советские времена — о картах Таро почти забыли. Повторно интерес к ним, судя по всему, появился уже ближе к перестройке.

Сейчас в России есть и школы тарологов, и люди, которые раскладывают карты клиентам очно или удалённо. Например на ресурсе profi.ru запрос «таролог» по Москве выдаёт около 1,5 тысяч записей.

В Португалии, Франции и немецкоговорящих странах колоды Таро до сих пор используют для игры. А вот в англоговорящих странах они известны в первую очередь как карты для гадания.

Как гадают на картах Таро

Карты Таро используют для разных целей:

  • предсказать будущее
  • помочь принять решение
  • рассказать о прошлом
  • проанализировать ситуацию

Сам процесс несложный: клиент формулирует вопрос вслух или про себя. Гадатель выкладывает карты в определённом количестве и порядке, чтобы получить ответ. Расклад может состоять и из одной карты, и из нескольких десятков, выложенных в фигуру.

Далее гадатель интерпретирует вытащенные карты: он или опирается на значения арканов (так в Таро называются карты), описанные в книгах о гадании, или просто каким-то образом объясняет рисунки. Конечно, важен контекст —  задача гадателя ответить именно на заданный клиентом вопрос.

Что об этом думает наука

Научных исследований о картах Таро не очень много — меньше, чем, например, про астрологию. К счастью, попадаются энтузиасты, готовые провести достаточно качественное исследование, пусть и без публикации в научный журнал. Например, вытаскивать одну карту из колоды на протяжении 100 дней и проанализировать их распределение. 

Если Таро действительно показывают ответы на вопросы, то вероятность выпадения той или иной карты для одного и того же человека должна отличаться от случайной. 

Но на практике этого не происходит. Вероятность выпадения одной карты, согласно расчётам автора, всё же оказалась случайна.

Исследователь пришёл к выводу: основная ценность Таро не в том, как выпадают карты, а в том, как их интерпретируют.

Про интерпретацию есть уже настоящее научное исследование (правда, с небольшой выборкой). Сьюзан Блэкмор провела серию небольших экспериментов, чтобы проверить, насколько расклад карт Таро индивидуален и соответствует клиенту. 

Оказалось, что испытуемые, которые участвовали в раскладе и слушали интерпретацию лицом к лицу с гадателем, склонялись оценивать полученную информацию как точную и валидную для них. 

А когда испытуемым предлагали выбрать свой проинтерпретированный расклад из серии других раскладов, без очного присутствия на гадании, они не могли его определить. Вместо этого люди выбирали максимально общее описание.

Так что точность предсказания  — относительное явление, даже если клиент таролога и сам таролог будут говорить обратное.

Почему люди думают, что карты Таро работают

Вероятнее всего, нам просто кажется, что Таро говорят правду. В этом помогают когнитивные искажения — особенности мышления человека, которые мешают воспринимать мир рационально:

Эффект Барнума (он же эффект Форера) — склонность человека высоко оценивать точность описания личности (например, в гороскопе, раскладе Таро, психологическом тесте), якобы сделанного специально для него, даже если это описание настолько общее и обтекаемое, что может быть приложено к большинству людей.

В одном исследовании психолог Бертрам Форер попросил своих студентов пройти тест, чтобы потом на основе его результатов дать анализ их личности. Но вместо индивидуального анализа он раздал всем студентам один и тот же текст. Вот он:

«Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы, в общем, способны их нивелировать.

Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность.

Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство.

Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность».

Затем Бертрам Форер попросил каждого студента оценить точность этого анализа. Средняя оценка — 4,26 по пятибалльной шкале. 

Если мы посмотрим на интерпретацию любой карты Таро, то увидим такой же расплывчатый текст. Например, вот описание карты «Луна»:

«...Луна может олицетворять внезапные перемены или получение неожиданных досадных известий. Раскрытие неких тайных фактов может доставить неприятности, повергая Вопрошающего в растерянность, разочарование и боль. Здесь необходимо проявлять осторожность и осмотрительность, ибо как хорошо бы ни ориентировался Вопрошающий в ситуации, нечто важное по-прежнему от него скрыто». 

А ещё Луна — это и интуиция, и предчувствия, и изменённое состояние сознания, и обман. Неплохой разброс понятий для одной карты. Да и  в расплывчатые формулировки вложено столько смыслов, что каждый человек точно найдёт для себя подходящий. 

Эффект Пигмалиона (он же эффект Розенталя) — выражается в самоисполняющихся пророчествах. С человеком происходит некоторое  «предсказанное» событие, потому что он поверил в предсказание и поменял своё поведение так, чтобы это событие с ним произошло. 

Для изменения поведения даже не обязательно озвучивать это пророчество —  достаточно сформировать социальные ожидания относительно поведения человека. Например, сделать выводы о его характере на основании расклада Таро. И этот человек с определённой долей вероятности будет демонстрировать те черты, которые озвучил таролог.

Селективное восприятие — склонность обращать внимание на те факты, которые соответствуют ожиданиям человека, а противоположные факты игнорировать.

Попробуем рассмотреть это когнитивное искажение в применении к картам Таро. Человек, поверивший в расклад, может обращать больше внимания на те события, про которые ему рассказал таролог, и игнорировать другие — даже противоположные по смыслу. В итоге возникает впечатление, будто карты сказали правду, хотя на самом деле наше внимание нас обмануло.

И, наконец, во многих случаях клиент может не держать в памяти все детали расклада и не помнить, что сбылось, а что — нет.

Что со всем этим делать

Не гадать на картах Таро всерьёз. Никаких научных доказательств, что вы получите достоверную информацию, на данный момент нет.

Не ходить к тарологам. Они ещё и берут деньги за неподтвержденную информацию. Даже если вам кажется, что ответы правдивые, вы имеете дело с когнитивными искажениями. Вместо этого попробуйте определить, зачем вам гадание. Если вас волнует какая-то нерешённая проблема или если вы испытываете тревожность, лучше обратитесь к психологу.

Кстати, иногда психолог тоже может использовать карты в своей работе. Но не для гадания. Специалист, скорее всего, попросит найти карту, которая иллюстрирует ваше состояние, и поработает с вашими чувствами и ассоциациями. Он не будет давать советов, готовых решений и уж тем более предсказывать будущее.

Комментарии
Sopranita Pequeno
27.03.20 16:22 | изменено
Спасибо! Действительно, очень мало информации в сети, почему таро не работает
пантера черная
28.03.20 11:53
не работают таро у "любителей",лично у меня работают,чтобы карты таро разговаривали с вами нужно обладать определенным даром или способностями и это не игра и не для всех...как то так..
Катя Зайцева
20.04.20 23:45
Если карты разговаривают - это шизофрения. К сожалению.
Андрей Сабельников
05.02.22 15:34
или кто-то из девяти принцев Амбера, там все обосновано
Евгений Тесла
13.12.22 10:00
Надо же, не все женщины тут повёрнутые на Таро... Моё почтение
Ludmila Djatschenko (Silena_den)
02.06.23 21:06
Шизофрения-это когда сам с собой разговариваешь 😅Вы немного ошибаетесь.Хотя каждый вправе думать, как считает нужным 😊
Ведислав
27.04.20 18:31
Просто им не понять, они не слышат. Техническая глухота. В заботе о туловищем потеряли душу
Cyril ViXP
10.08.20 15:19
Куда уж нам, простым смертным. То ли дело вы, эгоцентричные мракобесы. Вы-то все понимаете. Куда уж науке до вас. Это же вы летаете в космос и исследуете другие планеты. Вы движете технический прогресс и изобретаете интернет, в котором потом пишете свои глубокомысленные основанные ни на чем утверждения.
Ludmila Djatschenko (Silena_den)
02.06.23 21:15
Высоко летаете!Никто науку не отвергал, но и о душе подумать надо ☝🏻Наукой уже доказано, что мысль это энергия, если Вы об этом слышали 😅И карты ТАРО это энергия, которая отвечает на энергетические мысли человека. Как-то так.Но если Вы не верите, это Ваш выбор и он правильный.
Александр Мерсер
13.04.24 20:38
"Наукой уже доказано, что мысль это энергия" ссылку с студию или слив
Ludmila Djatschenko (Silena_den)
02.06.23 21:09
Это точно ☝🏻Но каждый делает свой выбор.И это право каждого 🙏
Ludmila Djatschenko (Silena_den)
02.06.23 21:05
Хорошо сказали, полностью с Вами согласна 👏🏻
Ведислав
27.04.20 18:28
Прочитал, стало смешно... моя жена профессиональный таролог. Ее расклады попадают только в цель, причем в десятку. Мне очень помогает. Даже вора нашла за пятнадцать минут, "дружок" обокрал мой цех, хотел продать инструмент, но не вышло... вернул как и взял. Ваши "ученые" просто перестали верить и слышать, что им говорят, гордыня и слабоумие, каждому идет информация обо всем, но в своей беготне никто слышать ничего не хочет и наступают на детские грабли.
Cyril ViXP
10.08.20 15:22
Каким образом определяется "профессиональный" таролог?
Светлана Лунгу
26.09.20 01:14
Образом?))) Ахахах))) Каждый видит только лишь своё отражение в жизни, то есть, если человек действительно живёт в хаосе, он и получит "соответствующего ему" таролога!)))... Так устроен мир, он отражает наши дела) Таро, это просто отражение действий человека в нашем мире и подсказка будущих действий!) Только и всего...
Ludmila Djatschenko (Silena_den)
02.06.23 21:03
В точку 👌🏻
Евгений Тесла
13.12.22 10:02
В репортаже "Идущие к черту" рассказывается, как они становятся профессионалами - 40тр и государственный диплом у тебя на руках.
Cyril ViXP
10.08.20 15:24
Почему бы вам не оставить интернет, изобретенный "учеными" горделивым и слабоумным ученым? А самому вернуться в свой кошерный XIV век?
Евгений Тесла
13.12.22 10:04
Святую инквизицию упразднили, вот они в интернет все и повылазили)
Ludmila Djatschenko (Silena_den)
02.06.23 21:04
Справедливо ☝🏻
Ludmila Djatschenko (Silena_den)
02.06.23 21:03
Я с Вами согласна.Автор статьи посто не сталкивался с настоящими тарологами и несёт эту научную чушь 😂
Вероника Димова
10.06.20 06:08
Не работают ,свой пример есть такой таролог в Калининграде Сегида,берет 2,500 за гадание ,обратилась...столько было сказано что крылья за спиной выросли...не чего не сбылось ..кроме что операция осенью была ,развод и всё полетело в бездну... враньё всё это ,хоть о ней в узких кругах легенды "ходят"бред и ещё раз бред!!!
Татьяна Аксенова
18.06.20 18:52
Такой таролог, не ровняйте всех под него. Есть люди которые умеют этим заниматься, а есть которые не умеют, как и в любом деле. Да и жизнь устроена так, что по срокам дальше чем на 3 месяца на будущее не рекомендуется смотреть.
Cyril ViXP
10.08.20 15:22
Да конечно. Это не "экстрасенсы" - шарлатаны, это вы просто правильного экстрасенса не нашли. И пофиг, что последние лет 40 "настоящим" экстрасенсам, тарологам, волшебникам и т.п. предлагается премия в 1 миллион долларов, в случае если они докажут наличие у них паранормальных способностей. Конечно, нахрена настоящим магам этот миллион долларов? Они с полоумных бабок больше срубят.
Daria Alekseeva
10.08.20 19:36
Таро вообще никак к магии не относится, так же как и астрология. И паранормального там ничего нет. Магия подразумевает воздействие на энергетическое поле человека, таро просто «считывает», если совсем уж утрировать.
Алексей Пономарь
19.09.20 17:11
Кусочки ламинированного картона с рисуночками не могут ничего считывать.
Светлана Лунгу
26.09.20 02:16
Таро, не просто кусочки картона, балда!!! Запомни, просто полюби труд других людей как свой(если конечно ты знаешь и правда что это)))))
Алексей Пономарь
28.09.20 10:52
Да, Светлана, простите, как я мог забыть, картон же ламинированный, там еще и пластик есть.
Евгений Тесла
13.12.22 10:29
На зоне тоже сидят люди - телефонные вымогатели. Полюбите и их труд!
Mans Shaken
19.09.20 03:13
Настоящим магам не нужен этот миллион долларов, их мало заботит материальное, и с бабками они не работают, и доказывать что-то кому-то никогда не будут. У них совершенно другой уровень развития, их не заботят мирские проблемы.
Алексей Пономарь
19.09.20 17:04
Точно, вымышленные персонажи именно так себя и ведут.
Марк Ларионов
03.01.23 03:54
Шут
Светлана Лунгу
26.09.20 02:22
До настоящего мага"))) нужно многое пройти то, что обычным трудягам есть смерть))))
Евгений Тесла
13.12.22 10:30
Вы про Гарри Поттера или про Гермиону?
Elena Morozova
18.02.22 14:49
Никто никому ничего не должен доказывать ...
Евгений Тесла
13.12.22 10:32
Если вы реализуете населению свои услуги, будьте добры докажите качество и достоверность предоставляемых услуг.
Светлана Лунгу
26.09.20 02:19
Не в тот день для себя обратилась просто, это тоже очень важно! Поверь!
Евгений Тесла
13.12.22 10:33
Сатурн был не в седьмом доме, ретроград проклятый!
Алинита Алинитовна
24.11.23 02:25
Очень удобно. Совпадение случилось - вау, спец. Не случилось - не тот таролог, не тот день, не те карты. Удобненько
Татьяна Аксенова
18.06.20 18:49 | изменено
Карты таро работают. Есть также много научных статей, которые это объясняют. Бональное упражнение: смотришь на фото и спрашиваешь карты что изображено и вытягиваешь карту которая точно описывает происходящее на фото или картинке. Как вы это объясните? Но нужно уметь концентрироваться и выбрасывать все лишнее из головы.
Алексей Пономарь
06.07.20 15:26
Объяснить это как раз легко — магическое мышление достроит нужные факты и натянет сову на глобус.
Cyril ViXP
10.08.20 15:20
Например какие научные статьи? Хотя бы одну найдите
Светлана Лунгу
26.09.20 01:27
А как вы отнесётесь к общемировым и признанным фактам о существовании Атлантиды? А?) Ведь таро было для той, далеко непознаной нами до конца расы людей обычным делом и не мало значимым... Эти факты вы сами найдёте))) как и каждый из нас)
Евгений Тесла
13.12.22 09:57
Я поражаюсь, насколько слепы люди. Под статьёй, в которой автор привёл все доводы об отсутствии исторических подтверждений, люди слепо пишут, что подтверждения есть.
Светлана Лунгу
26.09.20 02:08
Какие вам содержательные статьи? Верьте в то, во что верится сейчас, живите тем во что верите!) И не пытайтесь понять то, что от вас на севере!))) это вам совет Таро!))))))
Kate Egorova
25.11.20 16:53
Почтальон Печкин однажды произнёс фразу, очень похожую на ваш комментарий:"Я вам посылку принес. Ток я вам ее не отдам, потому что у вас докУментов нет." Только вы эту "посылку" не показываете без оснований. Видимо, её просто нет.
Евгений Тесла
13.12.22 10:35
Конечно, её нет. Обычная мошенническая манипуляция.
Евгений Тесла
13.12.22 10:34
Когда вам позвонит сотрудник Сбербанка и попросит пинкод от карты, верьте ему! Не пытайтесь понять, он на севере.
Сон Декабря
18.06.20 19:12
Во-первых, значение карты луна очень конкретное и сильно отличается от приведённого здесь, во-вторых, на таро гадают не так, как тут написано. У кого-то там таро не работают, у меня работают и предсказанное сбывается.
Наталья Калашникова
29.07.20 17:30
Сон а вы не работаете с такими как я? Очень бы хотелось узнать что ждёт меня...но только у тех людей которые в действительности с таро на ты...и читают их только в понимании и правильной комбинации с соседними картами
Алиса Алексеева
26.06.20 00:20
"Расплывчато" и "общо" написан только этот текст. На таро так не гадают (и, видимо, автор сама не очень хорошо изучила даже историю таро - где информация про французскую и английскую школы таро? Уайт? Кроули? Папюс?). Таро - не гадания в чистом виде и не магия. Я не беру деньги за свои расклады, занимаюсь таро как хобби и гадаю друзьям и родственникам, поэтому материальной выгоды не ищу и смысла подвирать нет. Таро говорят очень конкретные вещи, например, о конкретном человеке в окружении (пол, возраст, намерения и даже знак зодиака), о конкретной дате и событии (помолвка через пару дней и банкротство через месяц как варианты). Шарлатанов много, но это не отменяет честности инструмента таро. И да, у арканов и правда очень много значений, и это только потому что суть таро - в символизме, и логическом расположении карт друг с другом. Каждое значение дополняет другое. И взяты они не просто из придуманных "книжек", а основаны на логических взаимосвязях по каббалистическому Древу Жизни и подробно объясняются.
Алексей Пономарь
06.07.20 15:24
Любые гадания — шарлатанство, так что вы тоже шарлатан, с чем я вас и поздравляю.
Наталья Калашникова
29.07.20 17:26
Алиночка как бы мне хотелось что бы кто то по честному разложил карты таро...я всегда думала что люди есть по сути человечные...но как оказалось везде обман!!!Но так ни кто и не смог выйти из тупика..
Светлана Лунгу
26.09.20 01:19
Нужно просто верить в себя и всё получится!) Таро просто выбор вариантов в вашей жизни, а скорее выбор лучшего пути на данный момент, вот и всё...
Евгений Тесла
13.12.22 10:36
Наталья, нужно просто повзрослеть (хотя это и не просто) и перестать верить в сказки.
Единорожка Марина
13.12.20 17:11
Полностью с вами согласна, не надо путать
Надежда Кургановская
10.08.20 18:10
Шарлатанство или нет, но таро даёт один из возможных вариантов развития той или иной ситуации. Выбор всегда остаётся за кверентом.
Евгений Тесла
13.12.22 10:16
Я вам и без таро накидаю кучу возможных вариантов развития ситуации, приходите - скидка 50%.
Daria Alekseeva
10.08.20 19:34
Таро «встраивается» в энергетическое поле человека, как и любой другой предмет. Это физика и можно даже не спорить, школьная программа, кстати. «Предсказание», т.е. расклад является одним из путей по цепочке событий – чтобы что-то случилось, нужно что-то (не)сделать; чтобы чего-то не случилось, нужно что-то (не)сделать. Это из разряда логики и математики. Статья – бред сивой кобылы. (:
Алексей Пономарь
19.09.20 17:12
Ну-ка, расскажите, какое это в школьной программе энергетическое поле человека, в которое встраиваются предметы?
Евгений Тесла
13.12.22 10:14
Видать в школе тарологов, в эл.магнитное поле индуцированное токами Фуко от космических лучей рептилоидов.
Светлана Лунгу
26.09.20 01:05
Таро это древняя сила!!!) И познать это далеко не каждому... )) Мудрый человек ведь никогда не станет опровергать то, о чём не знает!... ведь непознанное, дано не каждому увидеть, услышать, как и Таро!...)
Rose
17.11.22 17:19
Но вот зато вааааам дано, вы нитакаякакфсе
Евгений Тесла
13.12.22 10:11
Вместо того, чтобы разводить срач в комментариях, направьте вашу энергию на помощь таким же как вы. Проведите научный эксперимент совместно с учеными на повторяемость результата, это позволит доказать правдивость предсказаний таро, и все претензии таким людями отпадут. Никто и никогда больше не назовёт шарлатаном, люди с уверенностью будут обращаться к вам за помощью. А до тех пор ваши возгласы о том, что "всё это правда, вы просто не понимаете" - не более, чем манипуляция.Но я вангую и без карт таро, что вы этого никогда не сделаете, и все здесь знают истинную причину этого.
Константин Крюгер
03.10.20 12:20
Ну и к чему эта псевдонаучная статейка? Псевдонаука о псевдонауке? Сьюзен Блэкмор, как исследователь от науки....забавно. Дамочка в свое время занималась медитациями(очень объективный метод) и таким путем пришла к выводу, что "Я"-это иллюзии от которых следует избавиться, так как люди по ее мнению целиком состоят из ложных представлений о себе и вообще неплохо было бы заменить их машинами. Неслабый посыл, чего уж там. Да у науки тоже много проблем и ошибочных гипотез, особенно у психологии. И пока существуют такие безумные исследователи и идеи лучше явно не станет, и светлое будущее не наступит. Даже не знаю, что больше вредит-гадания или такие ученые.И да, когнитивные искажения и эффект Барнума -то,без чего человек в принципе не живет, это то,на чем строится реклама, продажи, патриотизм и этот сайт в том числе,правда это вообще мало кого беспокоит и да,за это тоже необходимо платить. Так, что те кто ходит по гадалкам продолжит это делать, а кто читает авторов вроде Блэкмор, тоже.Прискорбно, что научную, академическую психологию так искажают и пытаются на основе этого давать, якобы, истинное видение и еще совет на жизнь вдогонку
Елена Николайчук
04.10.20 15:01
Дело не в самих картах, а в способностях гадающего! Человек обладающий способностями сумеет увидеть нужный расклад и ответить на вопросы вопрошающего. А карты это всего лишь инструмент. Воистину одаренная гадалка сможет нагадать даже по игральным картам. Сами карты имеют второстепенное значение, главное здесь кто гадает! А в статье речь о том, как будто сами карты Таро волшебные)) Горегадальщицы начитаются толкование карт в интернете и зарабатывают деньги, вот и не сбывается у кого то. Хотите знать правду ищите человека обладающего реальными способностями ясновидения!
Алексей Пономарь
20.12.20 00:57
Ещё можно поискать пятиголового человека, покрытого чешуей. Шансы найти примерно те же.
Евгений Тесла
13.12.22 10:15
Способности гадающего основываются на когнитивных искажениях. Вы читали между строк или совсем не читали статью.
Фея Таро
10.11.20 07:53
Ну и бредовая статья. Автор сам понял что написал? Описание карты луна насмешило. Можно подумать таролог вываливает на кверента все значения карты одновременно или по книжке расклад озвучивает 😆 Таролог работает в потоке с образами, а карты-это лишь инструмент. И реально не нужно их мистифицировать. Расклад зависит не от Таро, а от таролога 😉
Kate Egorova
25.11.20 16:47
Можно ли сказать что они работают, но чисто как инструмент для того, чтобы разобраться в личном отношении к вопросу с которым человек к картам и обратился? Если человек в них верит, и САМ раскладывает и трактует их, то его "перевод" скорее всего будет отражать именно то решение, которое по его мнению будет лучше.
Алексей Пономарь
06.01.22 14:42
Нет, так сказать тоже нельзя.
Александр Fktrcfylh
29.05.22 21:12
Возьмите два диска картона на нем нарисуйте красный и чёрный круг-вот вам и таро
Alina Gotze
20.12.20 19:17
Бред .. откуда автор взяла такую информацию !?
Алексей Пономарь
06.01.22 14:42
Там есть ссылки на источники...
Евгений Тесла
13.12.22 10:15
Бред... откуда комментатор взял этот комментарий !?
Артем Кузьменко
22.12.20 15:38
Неплохой разбор, хотя если людям нравится мракобесие, такими доводами им не поможешь. Кстати, насчет "сходите к психологу". Когда будете на приеме у этого так сказать "доктора", не забудьте к нему применить схожее критическое мышление. Потому как с точки зрения серьезных наук психотерапия не особо далеко ушла от таро, все те же эксперименты на чужой жизни, искажения и интерпретации. Но данный факт никто особо не афиширует, потому как психология на Западе такой же могущественный и огромный бизнес, как скажем православие в славянских странах.
Евгений Тесла
13.12.22 10:22
Вы удивитесь, но психология далеко ушла от Фрейда. Теории были разобраны, подтверждены или опровергнуты. С недавних пор в дело подключились нейробиологи и функциональная МРТ, что позволило дать более научные подтверждения гипотезам. Да, еще каких-то 20 лет назад это было наравне с астрологией, но сейчас это реальная наука. Дело в том, какие знания использует доктор - современные или устаревшие.
Менеджер аккаунта
18.12.21 21:47
Прекрасная статья с ФАКТАМИ И НАУЧНЫМИ ССЫЛКАМИ! НЕ БУДЬТЕ ЛОХАМИ!!! ЭТО ЕЩЁ И ОПАСНО!
Александр Fktrcfylh
29.05.22 21:27
Моя вторая половинка висит уже год на разных таро магах в ютуб. Меняет переодический каналы. Уже (открыла бизнес, стала миллионером) Из рекомендаций развелась, не подходил по фамилии. Принц едет почти год. По последним планам познакомилась в интернете, сделали предложение руки и сердца, ждём когда приедет и увезет в Перу. Вопрос-где бизнес, миллион? Кормлю, содержу, а кто то смотрит шарлотанов и програмирует свою жизнь, по всей видимости в другой реальности придуманной картонным листиком и тарологом от бога
Alla Stepanova
15.09.22 18:22
Ребятки, это же не гадание и Таролог не гадалка, если она не применяет при раскладе свои вымышленные мысли и опыт, а действительно работает на энергиях (и это затратно), то правда обеспечена и карты Таро действительно помогают разобраться и удитеть ситуацию с другой сороны. Есть конечно как и в любой сфере шарлатаны, мошенники, а есть и честные люди, которые готовы помочь людям выйти из сложной системы их поведения и мыслей! Но как говорят, что страх у людей возникает от неизвестности информации. Всем добра!
Евгений Тесла
13.12.22 10:18 | изменено
На каких энергиях? Солнечных? Кинетических? Или энергиях слабых взаимодействий?
Elena Ilinova
29.09.22 16:09
мою бабушку душит домовой ночью, если она гадает на таро людям.
Инна Яровая
21.11.22 05:15
Бред полный. Таро, это не гадания, и не угадывание.