Любить
28 мая 2023

Дивный новый мир: как феминизм изменил секс-игрушки и отношение к ним

Раньше женская сексуальность была под запретом.

В прошлом использование секс-игрушек считалось табу для женщин, но сегодня они получили признание и любовь во всём мире. Какие события, персоны и девайсы повлияли на знание и развитие рынка и как это всё отражается на социальных установках и свободе женщин, рассказывает Таня Дмитриева, соосновательница Kinky Company, сертифицированный секс-терапевт и спикер конференции TEDx. 

Как в прошлом использовали секс-игрушки и относились к ним

Первому известному примеру около 28 000 лет — в 2005-м на раскопках в Германии нашли прообраз фаллоимитатора из камня. В Древнем Риме и Греции использовались фаллосы из кожи и камня, а лубрикантом служило оливковое масло. Подобные секс-игрушки пользовались популярностью среди мужчин и считались предметом культа: мужской силы, оберег от зла и неудач. 

В 1559 году итальянский хирург Реальдо Коломбо сделал открытие — впервые в своих медицинских рукописях описал клитор как источник женского наслаждения. Но в XVI веке пришло пуританство с религиозным фанатизмом, которые практически на век уничтожили сексуальное развитие в обществе, в том числе и в медицине. Любые проявления сексуального влечения, и даже традиционный секс, считались болезнью.

С ней боролись как могли: пугали прихожан церквей рассказами о пагубном воздействии «рукоблудия», женщинам ставили диагноз — нимфомания, или «бешенство матки». Таким «пациенткам» рекомендовали долгие прогулки на лошадях, а иногда и практиковали более радикальные меры — удаление яичников и женское обрезание. 

Уже во второй половине XIX века с ослаблением пуританских взглядов врачи стали гуманней относиться к женщинам. Для лечения «женской истерии» и других заболеваний, которые, как считалось, были вызваны сексуальными причинами, начали использовать вибраторы.

Симптомы  истерии — резкие перепады настроения: смех, слёзы, раздражительность и повышенная сексуальная активность. Похоже, врачи прошлого боролись с ПМС и делали это с помощью оргазмов.

Для большинства женщин это была приятная процедура стимуляции. Приборы «для лечения» имели внушительные размеры, поэтому процедуры проходили во врачебных кабинетах и санаториях. В начале ХХ века Гамильтон Бич выпустил первый портативный ручной вибратор. Он продавался в аптеках и назывался «массажёром для снятия напряжения мышц». Прибор рекомендовали использовать для омоложения лица, лечения головных болей, истерии и для массажа тела.

Отмечу важный момент, что под запретом был не столько сам секс, сколько женская сексуальность. Во-первых, она гораздо более рискованная: женщина может забеременеть, а в те времена, если ребёнок появился вне брака, это считалось позором. Во-вторых, женская сексуальность более мощная, чем мужская, поэтому её боятся. Отсюда табу: женщины, обладая властью благодаря своей сексуальности и энергии, вселяют страх в мужчин, которые хотят оставить власть себе. Всё, что связано с удовлетворением мужчин, всегда существовало и поддерживалось, а с удовлетворением женщин — нет. Так и игрушки, которые не удовлетворяли женщин, а удовлетворяли мужские фантазии о них. 

Феминистические идеи меняют взгляд на секс-девайсы

По мере того как в ХХ веке отношение к сексуальности начало меняться, секс-игрушки становились все более распространёнными и всё чаще создавались для женщин. На это повлияла сексуальная революция на Западе в 1960–70-х годах, которая привела к значительным изменениям в гендерных ролях, браке, укрепила права и свободы женщин.

Тогда и случился расцвет индустрии: на рынке появился первый вибрирующий фаллоимитатор, но статус культовой секс-игрушки в конце 60-х обрёл вибромассажёр Magic Wand. Он стал не просто бестселлером, но и культурным символом сексуального освобождения женщин — дал возможность выразить свою сексуальность, получать удовольствие и восстановить контроль над телом. 

Американский секс-педагог Бетти Додсон сначала проводила женские семинары по использованию Magic Wand. А в 1977 году в Нью-Йорке открылся первый в мире секс-шоп для женщин Good Vibrations.

Секс-шоп стал символом феминистического подхода к сексуальности и игрушкам. Помимо продажи товаров, создатели магазина занимались образованием женщин: проводили мастер-классы на тему оргазма, использования вибраторов, продавали специальную литературу. 

В этот же секс-шоп в 80-х одним из первых попал ещё один девайс, взорвавший рынок, — это вибратор «кролик». Но пик его славы случился позже: игрушку показали в сериале «Секс в большом городе», а наутро перед Good Vibrations за «кроликом» выстроилась очередь. Его оценили благодаря способности стимулировать несколько эрогенных зон одновременно и создавать более сильные оргазмы. Привлёк и милый дизайн, что отличало его от типичных вибраторов и дилдо того времени. 

Ещё одно революционное открытие в женских девайсах — в 2014 году вышел абсолютно новый для рынка вакуумный стимулятор головки клитора Womanizer. В концепции марки идея о том, что у женщин, как и у мужчин, есть право на оргазм вне зависимости от возраста, сексуальной ориентации, опыта и физических возможностей. Технология позволила деликатно стимулировать клитор за счёт вакуума: силиконовая головка не касается клитора, а закрывает, доставляя приятные посасывающие ощущения. Исследование показало, что 80% женщин, использующих Womanizer, получили оргазм за 2–3 минуты. Востребованность идеи отразилась и на продажах — в первые годы девайс принёс его изобретателю Майклу Ленке прибыль в 10 млн евро.  

Многие компании решили повторить успех Womanizer, и на рынке стали появляться похожие по функционалу и эффекту стимуляторы, и часто более бюджетные. Например, такие известные, как Satisfyer, LELO Sila, We-Vibe.

Взрывной рост популярности гаджетов случился из-за того, что более 80% женщин получают оргазм от стимуляции головки клитора, а не от пенетрации. 

Помимо заботы, вторая причина появления секс-игрушек, действительно удовлетворяющих женщину, — экономическая. По мере установления женщины в обществе как экономической единицы (что тоже результат феминизма) бизнесы стали подстраиваться под её нужды. По данным Statista за 2022 год, 82% американок владеют хотя бы одной секс-игрушкой, мужчины чуть меньше — 74%. Как обстоят дела в современной России? В 2022 году на Ozon в сегменте секс-велнес самыми востребованными товарами стали классические вибраторы в анималистичном дизайне и клиторальные стимуляторы вакуумного типа. Целевая аудитория таких девайсов — это женщины, и в первую очередь покупают активно они.

На мой взгляд, женские девайсы подходят и для мужчин, они унисекс: могут давать разные типы стимуляций для разных зон. Но редко встречаю мужчин, которые рассматривают их для себя, что считаю большим упущением. 

Как гаджеты для секса влияют на социальные установки, здоровье и отношения

Концентрироваться в этом вопросе только на пользе для здоровья — это ограничивающая рамка и стереотип. Гораздо важнее фокусироваться на свободе выбора: каждая женщина сама решает, что для её здоровья важно, полезно и хочется, а что нет, обсуждает со своим врачом и принимает решения.

Также с ростом рынка девайсов у женщин появилось больше сексуальной осознанности, например: 

  • Экологично подходить к вопросу мастурбации. Женщины перестали выбирать мужчин по принципу «мне в целом неважно, главное, закрыть потребность мастурбации об кого-то». Особенно это актуально для людей с высокой половой конституцией. Сейчас есть альтернатива в виде игрушек, что помогает более вдумчиво подходить как к выбору «заняться сексом или нет», так и выбору партнёра. Отдавать приоритет качеству секса, а не количеству.
  • Реже выбирать неудовлетворяющие отношения. Если мы используем секс-гаджеты, то можем уже не вступать в те отношения, в которых не хотели бы находиться или которые нас не удовлетворяют по разным причинам (например, встречаться «для здоровья» с абьюзивным партнёром).
  • Быть более уверенной в себе. Появляется понимание, что сексуальную потребность можно закрыть самой. Это очень помогает быть уверенной и уметь опираться на себя в разных аспектах жизни. Чувствовать себя более комфортно в сексуальных отношениях с партнёром и позитивно относиться к своему телу.
  • Помогают лучше узнать себя. Игрушки позволяют исследовать свою сексуальность и изучать тело: открывать самые чувствительные зоны, понять, какие виды стимуляции доставляют наибольшее удовольствие, и исследовать свои эмоциональные реакции на них. 

В парном сексе гаджеты тоже помогают — выводят его на новый и приятный уровень. Доктор философии Дэвид Фредерик из Университета Чепмена в своём исследовании показал, что женщины и мужчины, которые удовлетворены своими отношениями и близостью с партнёрами, чаще сообщают о совместном использовании игрушек. 

Не надо забывать и о большой пользе оргазмов с гормональной и физиологической точки зрения. Во время качественного сольного или парного секса вырабатываются окситоцин (снижает тревогу и страх, повышает чувство доверия между партнёрами) и эндорфины (гормон-антистресс, который работает ещё как естественное болеутоляющее). Повышается уровень гормона красоты — эстрогена. Сексуальная стимуляция улучшает циркуляцию крови в половых органах, что положительно влияет на их здоровье. 

Но важно помнить, что даже самые полезные занятия, например правильное питание или спорт, при нездоровом и фанатичном подходе начинают вредить качеству жизни, организму и отношениям. Если переборщить с игрушками — одним и тем же способом и много мастурбировать, не тренировать нейронную систему разными взаимодействиями, — то можно сильно повысить порог чувствительности и усложнить получение оргазма другими способами. Поэтому здесь важна золотая середина. 

Использование секс-игрушек — это личный выбор каждой женщины, который в любом случае должен уважаться и поддерживаться обществом. При правильном использовании секс-игрушки приносят множество позитивных эмоций, положительно влияют на качество сексуальной жизни и здоровье.

Edvard Bleyk
28.05.23 17:21
Радикальные феминистку упорно навязывают "нормальность" резиновых дубин, разрушая тем самым отношения мужчины и женщины
Алексей Михайлов
29.05.23 07:33
В целом согласен с посылами данной статьи. Но мне кажется что феминистическому движению приписываются не его заслуги. Просто общество в целом развивается, и женщины как неотьемлимая часть того общества, тоже.Но держим в уме истину о том, что у любой медали всегда две стороны. И помимо позитива есть и негатив. Пока не понятно получилось ли разменять количество на качество. Во всяком случае на эту тему точно есть больше одного мнения. Сексуальная составляющая экологически очень сильна, а тут мы ее не отменяем, но весьма сильно сокращаем эту самую важность. Или позволяем ее компенсировать. Нет ни малейшей уверенности в том, что компенсация эта симметрична. Впрочем, популярность кукол-реалистиков (и не очень реалистиков) вполне себе укладывается в ответ на разнообразие женских игрушек. Последний абзац, безусловно, верен от первой до последней буквы.
Три способа развить креативное мышление
Над Лондоном летала гигантская Мардж Дурсль из «Гарри Поттера». Что происходит?
Главное о правах женщин за неделю: туалетное равенство в Амстердаме и борьба с сексизмом в российском спорте
Группа Linkin Park может обрести вторую жизнь благодаря женщине
Введение налога на бездетность поддерживают 15% россиян
«Забирал мои карты и полностью распоряжался нашими финансами». Как девушки сталкиваются с экономическим насилием