Принято считать, что левши —- это люди с особыми способностями и что они с рождения более творческие и оригинальные, чем правши. Левши действительно кое в чём уникальны, но с креативностью это не связано.
Что такое леворукость
Леворукость («синистральность») — это преимущественное использование левой руки вместо правой для повседневной деятельности, например для письма или еды. Считается, что примерно 10 процентов людей на планете — левши. Эксперты полагают, что этот процент оставался примерно одинаковым на протяжении всего времени.
Помимо правшей и левшей выделяют также смешанноруких — это люди, которые предпочитают разные руки для разных задач; и амбидектстеров — они используют обе руки одинаково хорошо. Однако эти два типа людей встречаются крайне редко.
А ещё есть скрытые, или обращённые, левши –- так называют тех, кого переучили писать правой рукой.
Почему люди бывают левшами и правшами
Праворукость и леворукость с нейрофизиологической точки зрения –- это отражение асимметрии мозга. Левое полушарие мозга управляет правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой.
В целом науке всё ещё неизвестно, что конкретно влияет на леворукость. Есть мнение, что это своего рода случайность, так как леворукость частично формируется генами. То есть левши такими рождаются, а не становятся в процессе жизни. Один из генов, связанный с асимметричным формированием эмбриона, — ген PCSK6.
Вероятность рождения левши у праворуких родителей невелика — всего 2–6%. Если только один из родителей левша, вероятность возрастает до 17%, если оба — до 50%.
Правда ли, что левши — более творческие люди
Чётких доказательств этому нет. С левшами вообще связывают много мифов. И возможно то, что такие люди более творческие, — один из них.
Это заблуждение появилось из исследования 1995 года, которое показало, что левши склонны к более «дивергентному мышлению», то есть они исследуют больше вариантов решения проблемы.
Специалист по полушариям мозга Майкл Корбаллис утверждает, что левши могут мыслить более креативно, чем правши, на основании исследования 2007 года. Оно действительно показало, что среди левшей больше творческих людей: музыкантов, писателей, художников. Однако Корбаллис подчёркивает, что идея левшей как более креативных личностей «относится к подгруппе левшей, у которых отсутствует явное доминирование в полушариях».
В настоящее время уже доказано, что у человека не существует доминирующего «правого» или «левого» мозга. Полушария взаимосвязаны и поддерживают друг друга в различных процессах. То есть доминирует только части тела: рука, ухо, глаз, а не части мозга и функции, в них локализованные. Левша просто лучше владеет левой рукой, как правша — правой. Это не делает его более талантливым писателем или художником, чем правша.
Но вот что у левшей действительно есть, так это повышенные риски некоторых заболеваний. Ряд новых исследований доказывает, что левши чаще страдают от трудностей в обучении, заикания, мигреней и аутоиммунных заболеваний, таких как язвенный колит, миастения и целиакия. Доказано также, что у левшей повышенный риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В 2007 году генетики идентифицировали ген на хромосоме 2, LRRTM1, который, по-видимому, присутствует у большинства левшей. Этот ген также был связан с шизофренией, что соответствует более ранним исследованиям, показывающим, что люди с шизофренией значительно чаще являются левшами или амбидекстрами.
По сравнению с правшами, левши также в 2,5–3 раза чаще испытывают трудности в овладении письменной речью — как в письме, так и в чтении.
Однако исследователи подчёркивают: их выводы не означают, что левши находятся в биологическом невыгодном положении. Скорее, они считают леворукость примером биологического разнообразия, которое может быть невыгодным в одних обстоятельствах, но полезным в других (например, в спорте).
Почему не нужно переучивать левшей
Исторически левая сторона и леворукость считались негативными во многих культурах. Даже на уровне языка «левизна» связывалась с чем-то нехорошим. В начале двадцатого века леворуких детей пытались массово переучивать, причём не всегда гуманными методами. Например, привязывали левую руку к туловищу.
В 1910-х годах психолог Льюис М. Терман пришёл к выводу, что от трети до половины случаев заикания среди лондонских школьников возникает в попытке сделать левшей правшами. Более поздние исследования не нашли чёткой корреляции между переучиванием и заиканием, зато обнаружили, что обращённые левши чаще подвержены страхам и фобиям.
Леворукость — это не просто доминирование левой руки, но прежде всего особая организация работы мозга, а значит, и психического развития. Поэтому любое переучивание не только замедлит процесс овладения чтением и письмом, но и может вызвать множество невротических симптомов: тики, энурез, социальную дезадаптацию ребёнка. Вместо того чтобы переучивать ребёнка на правшу, нужно дать ему возможность адекватно функционировать в рамках его способностей.
Одним словом, переучивание левшей точно приносит больше вреда, чем пользы.
Учёные также доказали, что обращённые левши только пишут правой рукой, но левая сторона у них всё равно остаётся доминирующей. То есть все остальные действия они по-прежнему делают левой рукой — едят, держат инструменты.
Если же вы, будучи правшой, научитесь писать левой рукой, то станете амбидекстром. Это даёт преимущества в некоторых видах спорта, например в снукере или теннисе. В целом процесс переучивания может быть увлекательным занятием, однако особой пользы он не носит и уж точно не поможет стать более креативным и творческим.
Станьте первым, кто оставит комментарий