Модельный бизнес часто представляют миром, полным гламура и роскоши. Но за кулисами реальность оказывается куда более суровой. Мария Матвеева прошла путь модели с контрактами за границей, ощутив на себе давление индустрии. Героиня рассказала, как бросила вызов стереотипам и нашла своё призвание в уходе за автомобилями. Это история о том, как переосмыслить себя и обрести страсть к делу, которое многим кажется «не женским».
«Модельная школа — это бизнес, который построен на мечтах»
В 2014 году я переехала в Санкт-Петербург, где поступила в Высшую школу экономики. Соседка по общежитию решила пойти в модельную школу. Это напомнило мне, что я участвовала в детском конкурсе красоты. Оказавшись в окружении возможностей, я задумалась о модельной карьере всерьёз. Мы записались в школу при одном из модельных агентств. За два месяца прошли базовый курс: научились дефиле, позированию, работе в кадре и получили фотографии для портфолио. Для меня это был хороший старт, но со временем я поняла, что могла бы получить работу и без этих курсов.
«Модельные школы — это просто бизнес. У них нет отбора: неважен твой рост и типаж. Главное — готовность заплатить за обучение».
На самом деле индустрия предъявляет жёсткие требования: важны не только параметры и внешность, но и удача, связи и стойкость. Модельные школы, напротив, принимают всех подряд, предлагая обучение за немалые деньги и зарабатывая на грёзах о быстром успехе.
«Один сантиметр — и карьера сложилась бы иначе»
После окончания курсов мне предложили контракт. Радость продлилась недолго: контракт оказался скорее формальностью. Крупных проектов в России для меня не нашлось — не подошла по типажу. Европейский рынок тоже оказался недоступен, но по другой причине — там требовался рост выше 173, а у меня 171: не хватало буквально пары сантиметров. Так я оказалась на азиатском направлении: меня ждали Китай, Индия и Тайвань.
Близкие меня никогда не отговаривали. Мама всегда поддерживала мои увлечения. Понимаю, что не у всех подростков такая поддержка. Родители часто относятся к моделингу скептически, видя в нём нечто легкомысленное и поверхностное. Впрочем, я видела и тёмную сторону индустрии. Некоторые девочки уже в пятнадцать лет жили взрослой жизнью. Особенно те, кто дома находился под строгим контролем родителей. Оказавшись в такой свободе в чужой стране, они теряли чувство меры: всё было доступно, алкоголь и сигареты тогда продавали без документов.
«Бывало, что возвращалась домой с пустыми руками»
За пять лет я успела побывать в десятке модельных поездок. Выходило по три контракта в год, каждый длился два-три месяца. Зачастую это были съёмки для каталогов и рекламы, подиумные показы. Мы также работали стендистками в торговых центрах, представляли косметику и парфюмерию.
В 2016 году я впервые отправилась в Китай. Перед поездкой мы заполняли анкеты, где можно было указать, хочешь ли работать, например, в белье. В первые контракты для меня это было некомфортно, поэтому я отказывалась. Когда стала постарше и набралась опыта, я начала соглашаться, потому что такая работа оплачивается выше.
Когда кастингов не было, для моделей с европейской внешностью находились и другие способы подзаработать. Нас приглашали в клубы на тусовки. Всё, что требовалось, — находиться среди гостей, поддерживая атмосферу. Особых обязательств не было. Главное — не афишировать это агентству. Работодатели не приветствовали подработки в ночь, потому что модели после них приходили на кастинги уставшими.
Заработок в модельной сфере оказался не таким высоким и стабильным, как я представляла. Агентство покрывало расходы на перелёты и жильё. Раз в неделю выдавались карманные деньги. Вся система построена так, что, пока не компенсируются все затраты, на которые пошло агентство, выйти в плюс невозможно. Только после этого можно получить небольшой доход — и то далеко не всегда. Бывало, что возвращалась домой с пустыми руками.
«На съёмках модель не воспринимают как человека»
Мне нравилась работать, но условия на съёмках порой были просто невыносимые. Приходилось позировать в зимней одежде под палящим солнцем или, наоборот, в летней одежде в неотапливаемой студии. Самой неприятной была работа на мероприятиях, она занимала целый день. Это могли быть частные шоу, где модель становится частью развлекательной программы для гостей. Иногда для шоу нужно пройтись в белье мимо столов с гостями — это было неловко и низкооплачиваемо.
В мире моды тебя не воспринимают как человека. Модели работают по девять часов подряд без перерыва. На съёмочной площадке тебе не разрешат просто посидеть, поэтому многие девочки начинают курить только для того, чтобы иметь возможность отдохнуть.
Ещё один аспект, с которым сталкивается каждая, — жёсткий контроль параметров тела. Каждую неделю нас взвешивали и измеряли объёмы. Если мы отклонялись от стандартов, нам могли уменьшить деньги, которые выделялись на питание, намекая, что нужно меньше есть…
«Ты не владеешь своим телом — агентство диктует тебе, сколько ты должна есть, сколько должна весить. Сантиметры решают, стоишь ли ты чего-нибудь».
В начале карьеры мне часто говорили, что нужно худеть. У меня были «щёчки», из-за которых я выглядела слишком по-детски. Только несколько лет назад у меня начали проявляться скулы. Я повзрослела, и детская припухлость исчезла.
Стандарты индустрии оставили на мне отпечаток в виде профдеформации. Когда я замечаю лишний вес или небольшой «бочок» — это может выбить из колеи на несколько дней. Внезапные проблемы с кожей побудили меня пойти на временный отказ от макияжа — шаг, который раньше был бы вне зоны моего комфорта. Внутри меня остаётся установка, что я должна выглядеть безупречно, как будто до сих пор занимаюсь моделингом. Хотя я стараюсь быть более терпимой к себе, мне по-прежнему трудно принять несовершенства.
«Отчислилась на четвёртом курсе, чтобы посвятить себя моделингу»
Самое сложное — жить с девочками в одном помещении. В квартире нас было по девять человек, и все были из разных стран, общались на английском. Но в нашем коллективе не было зависти или конфликтов — мы всегда поддерживали друг друга. С коллегами общаюсь до сих пор: одна работает в Нью-Йорке и сотрудничает с Верой Вонг, другая, итальянка, стала популярным блогером.
В первые поездки график был насыщенным и выматывающим. С восьми утра и до шести вечера мы ездили по кастингам. Города в Азии огромные, и на дорогу иногда уходило по три часа. Иногда за день приходилось посещать до шести кастингов подряд. На выходных оставалось время на отдых и осмотр достопримечательностей.
Совмещать поездки с учёбой было тяжело, поскольку университет не поддерживал дистанционный формат. Направление обучения мне не нравилось с самого начала, поэтому на последнем курсе я решила отчислиться и полностью посвятить себя моделингу.
«Я поняла, что пора остановиться»
Мой последний контракт за рубежом был в 2021 году, и эта поездка оказалась совсем неуспешной. Но у меня не было чёткого осознания, что надо двигаться дальше и завершать модельную карьеру. До сих пор кажется, что мой потенциал раскрылся не до конца. Однако со временем всё острее ощущалась финансовая нестабильность. За свою карьеру я сменила около четырёх агентств в России, но так и не увидела значительного роста. Конечно, сейчас можно самостоятельно продвигаться через соцсети, но я не чувствую, что это мой путь. Я поняла, что настало время остановиться.
В начале 2024 года я сделала последнюю попытку. Нашла агента, который разослал мои материалы, но мною не заинтересовались. Сказали, что моя внешность не подходит, потому что мне 28 — я выгляжу моложе, а телосложение остаётся подростковым. Отечественным брендам нужны модели, которые выглядят взрослее и с большими параметрами, а конкуренция очень большая. Периодически случаются небольшие проекты, на которые зовут знакомые фотографы. Как правило, это съёмки для маркетплейсов или локальных брендов.
«Иногда я смотрю на успешных моделей и думаю: „Наверное, зря бросила это“».
Есть модели, которые добились гораздо большего — и это круто. Мой путь был другим, и он дал мне ценный опыт. Мне всегда было трудно понять, чем хочу заниматься. Как найти дело, которое будет действительно цеплять? Я пробовала себя в других сферах: параллельно с моделингом работала в общепите, но понимала, что это временно. В какой-то момент я осознала, что не хочу размениваться на подработки, и решила взять паузу. Полгода я не работала, чтобы обдумать дальнейшие шаги.
«Подруга вдохновила меня на детейлинг — теперь это моя профессия»
Однажды подруга рассказывала о своей работе детейлером. Детейлинг — это профессиональная забота о состоянии автомобиля. Как косметологические процедуры помогают поддерживать здоровье кожи, так и детейлинг выполняет функцию ухода за машиной. Он включает в себя полировку, химчистку, реставрацию кожи и оклейку. Например, можно выправить вмятины после аварии или сделать полировку, чтобы автомобиль выглядел лучше.
Я видела в соцсетях, как подруга работает с машинами, и впечатлилась. На тот момент у меня не было водительских прав, и я никогда не думала, что автомобили могут меня заинтересовать. Где-то внутри всё же притаилась лёгкая симпатия.
«Вдруг они подумают: „Что ты там забыла, девчонка?“»
Я сомневалась, потому что считала, что в детейлинг идут только те, кто разбираются в автомобилях. Я же даже не представляю, что у них находится под капотом! Мне казалось, что другие сочтут, будто эта сфера не для меня, что я не впишусь со своим бэкграундом. На самом деле, детейлинг действительно популярен среди женщин. Я подписалась на несколько женщин-детейлеров из Америки и стала замечать, что они могут быть не только стильными и привлекательными, но и успешными мастерами. Это добавило мне уверенности.
Устав от сомнений, я решила сделать первый шаг. Я прошла курсы по реставрации кожи, получила представление о сфере и фундамент для начала. Благодаря рекомендации подруги я оказалась в одной из петербургских студий детейлинга. Это был совершенно новый мир. Мне повезло с наставником — он помог преодолеть все страхи и стереотипы, которые меня сдерживали. Ко мне никогда не относились как к «девочке, которая не разбирается в машинах». Если возникали вопросы, мне всегда объясняли все тонкости, поддерживали.
«Я сосредоточена на машине»
В коллективе я единственная девушка. Приходили и другие, но они не прижились. Работа в мужском коллективе помогает чувствовать себя комфортно и быть собой. По характеру я скорее пацанка, поэтому легко нахожу общий язык с парнями. Когда ты мастер-детейлер, вся твоя работа сосредоточена на машине. Я занимаюсь полировкой и химчисткой, иногда реставрирую кожу. Это ещё один плюс профессии детейлера — я не очень коммуникабельна, и после работы с большим количеством людей мне захотелось минимизировать общение.
Я не сталкивалась с тем, когда клиент хочет работать только с мастером-мужчиной. Мы не пересекаемся с ними: они не знают, кто именно будет работать с автомобилем. Лично я не вижу разницы — мужчина или женщина будет выполнять работу. Из-за личных особенностей я более педантично отношусь к деталям и всегда выкладываюсь на сто процентов.
Полировка машины требует физической выносливости. Я работаю с тяжёлыми инструментами и уже накачала руки. Когда полируешь несколько часов, конечно, накапливается усталость. При работе с порогами приходится работать в неудобной позе, стоя на коленях. Руководитель всегда напоминает мне использовать стул и работать в респираторе, чтобы не дышать пылью. Иногда для химчистки нужно снять кресла. Хотя я знаю, как это делать, я стараюсь не поднимать тяжести и прошу помощи у коллег, чтобы избежать нагрузки на спину и суставы. Я не считаю это зазорным.
«Люди удивляются, что я работаю с машинами»
Когда кто-то спрашивает, чем я занимаюсь, они удивляются: «Наверное, ты работаешь в детейлинге как SMM?» или «Ты администратор студии?» Недавно услышала о встречах, где люди пытаются угадать профессию собеседника по внешности. Интересно, как бы они отреагировали на меня?
«Обожаю реакции людей, когда они узнают, что я детейлер!»
Когда я только начала, мне казалось, что я нашла своё призвание. Это чувство, конечно, притупилось, но так часто бывает: как в отношениях — сначала эйфория, «бабочки», эмоции, а потом стабильность. Я в студии уже полгода. Мне нравится ощущение, что я — часть команды. Если не сработаюсь с коллективом, то не смогу до конца влиться в работу. Ребята помогают держаться на плаву, даже когда подступает выгорание. Были моменты, когда после первых неудач я месяц не прикасалась к полировочной машинке и делала только химчистки. Постепенно страх совершить ошибку прошёл, и я снова влюбилась в этот процесс.
Если бы я могла вернуться в тот момент, когда решалась сменить деятельность, я бы сказала себе одно: меньше сомнений и переживаний, больше действий. Это моя проблема — я долго раздумываю, прежде чем решиться на что-то новое. Мне нравится сам процесс, я радуюсь новым навыкам. Смотрю на коллег, которые работают в этой сфере уже много лет, и понимаю, что ещё есть куда расти. И это вдохновляет меня!