Баланс между работой и воспитанием ребёнка не обязательно означает равномерное распределение — ваши приоритеты могут меняться со временем и обстоятельствами. Найти оптимальное соотношение бывает непросто, поэтому будьте добры к себе и не отягощайте чувством вины.
Почему бывает сложно сочетать работу и заботу о ребёнке
По данным опроса сервиса SuperJob, 56% российских женщин берут полноценный декретный отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет, а каждая девятая женщина возвращается к работе сразу после родов. При этом чем выше должность и зарплата, тем раньше женщины выходят на работу. Среди тех, кто вообще не берёт отпуск по уходу за ребёнком, в 6 раз больше руководительниц, чем представительниц других должностей.
Вне зависимости от того, когда женщина вернулась к работе после рождения ребёнка, она может испытывать давление со стороны общественного мнения, предполагающего, что она в первую очередь мать. Но и горящие дедлайны на работе сами себя не потушат. В итоге желание успеть всё может приводить женщину к родительскому выгоранию и ощущению, что она потеряла контроль над своей жизнью.
В то же время у ситуации, когда мама работает, есть плюсы. Исследование Гарвардской школы бизнеса показало, что дочери и сыновья работающих матерей имеют более высокий уровень образования, чем дети домохозяек. Женщины, чьи матери трудились вне дома, с большей вероятностью работают сами и чаще занимают руководящие должности, а их зарплаты выше, чем у дочерей мам, которые посвящали себя только домашних делам.
Как найти баланс между воспитанием ребёнка и карьерой
Помните, что не существует какого-то одного «правильного» и устраивающего всех вокруг способа совмещения карьеры и материнства. Верное решение — это то, которое выберете вы.
Просите о помощи
Вы не обязаны всё делать сами, это касается и дома, и работы. Если есть финансовая возможность, попробуйте нанять клининг, организовать доставку готовой еды, найти няню — хотя бы на один-два дня в неделю. Если же такой возможности нет, то заручитесь поддержкой близких: мужа, родителей, родственников или друзей. Например, с мужем можно разделить домашние дела, а бабушек и дедушек попросить время от времени брать на себя заботу о ребёнке.
В рабочих вопросах тоже стоит расставить приоритеты и делегировать всё, что не требует вашего внимания как специалистки. Если нет возможности раздать задачи второстепенной важности, то научитесь устанавливать границы и твёрдо отказывать на просьбы коллег и руководства по делам, за которые вы не ответственны. Так получится добиться сразу двух целей: и освободить время для активного и полноценного общения с семьёй, и повысить удовлетворение от работы.
А ещё помните, что Трудовой кодекс на стороне матерей: например, женщину с ребёнком младше трёх лет можно отправить в командировку или привлечь к сверхурочной работе только с её письменного согласия. При этом у неё есть право отказаться от таких предложений работодателя.
Не гонитесь за идеалом
В середине прошлого столетия британский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт ввёл понятие «достаточно хорошая мать». Основной посыл его теории заключается в том, что ребёнку не требуется идеальная мама. Ему нужен рядом заботливый и любящий человек, которому он может доверять. Ухаживать за детьми, удовлетворять их основные потребности, дарить им чувство безопасности — этого достаточно.
Не требуйте от себя невозможного и не вините себя за недостаточные усилия. Дайте ребёнку понять, что даже если вас нет рядом, то мысленно вы всегда с ним — он может положиться на вас в любой момент.
И ещё один совет от Винникотта: у ребёнка должна быть любимая игрушка, с которой он ложится спать, берёт с собой на прогулку или в детский сад. Это прямая ассоциация с матерью, поэтому когда игрушка с ним, то вы словно протягиваете руку и по-прежнему находитесь рядом.
Давайте себе время восстановить силы
Уделяйте внимание своему здоровью и душевному состоянию. Помните, что ваше благополучие первостепенно: ребёнок может почувствовать ваши раздражение или усталость и принять это на свой счёт. Если день на работе выдался особенно тяжёлым, дайте себе время на восстановление, чтобы полноценно провести время с детьми.
Вы можете придумать ритуал, который станет границей между рабочим днём и личным временем. Послушать любимую песню, выпить чашку чая с ромашкой, просто посидеть в тишине и собраться с мыслями — вариантов много, экспериментируйте, пока не найдёте подходящий именно вам способ релаксации. Это могут быть всего 10 минут в день, но после такой практики вы сможете с большей осознанностью провести время с ребёнком.
Не забывайте и о своём физическом здоровье. Старайтесь правильно питаться и находить время на спорт. Если со свободным временем на тренировки сложно, то постарайтесь сделать физическую активность частью жизни — например, по возможности ходите пешком вместо поездок на общественном транспорте, а вместо лифта поднимайтесь по лестнице.
Переключайтесь с работы и по-настоящему будьте с ребёнком
У работающей матери всегда будет не хватать времени. Не корите себя, это сложно изменить. Поэтому мгновения, которые вы проводите с ребёнком, особенно ценны для него и для вас. Будьте по-настоящему с ним в моменты, когда вы свободны. Это значит не отвлекаться на посторонние разговоры и дела, а уделять всё внимание только ему.
Дайте почувствовать ребёнку, что вам интересно проводить с ним время и следить за его успехами. Пусть на полноценное общение с ним у вас есть полчаса или час в день, но это время принадлежит только вам и ребёнку.
Используйте тайм-менеджмент в повседневной жизни
Успеть всё и сразу не очень реально, поэтому составляйте список задач и расставляйте между ними приоритеты. Акцент — на самые важные дела, а остальные могут подождать. Например, попробуйте правило трёх дел: на каждый день нужно ставить три основные задачи и в первую очередь фокусироваться на них.
Правило трёх дел можно использовать и за пределами работы для решения бытовых вопросов. Определите, что главная задача — оставить время на общение и игру с ребёнком. Сосредоточьтесь на этом и не распыляйте внимание на другие, менее важные дела.
Отслеживайте, на что вы тратите своё время и какие задачи можно делегировать или временно исключить. Планируйте заранее и оптимизируйте решение бытовых дел — например, попробуйте составлять меню на неделю и сразу закупать необходимые продукты раз в неделю или готовить еду на несколько дней. И не забудьте оставлять время на отдых, чтобы восстановить силы перед рабочей неделей.
Станьте первым, кто оставит комментарий