Смотреть
16:00

Чем ремейк отличается от адаптации

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Киноредакторка «Горящей избы»
ремейк и адаптация

В последние годы на экраны выходит немало проектов с одинаковыми сюжетами. Live action «Русалочка» повторяет историю из мультфильма 1989 года. Сериал «Один день» пересказывает события полнометражной мелодрамы 2011 года. Фильм «Звезда родилась» с Lady Gaga и Брэдли Купером основан на одноимённой картине 1937 года. Их часто для удобства называют ремейками. Однако на деле некоторые из них не ремейки, а адаптации. Рассказываем, чем одно отличается от другого.

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы».
Присоединиться!

Что такое ремейк

ремейк и адаптация

Брэд Питт и Джордж Клуни / кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена»

Ремейком называют новую версию уже существующего оригинального фильма или сериала. Создатели обращаются к старому материалу в попытке его освежить. Порой кинематографисты берутся переснимать фильмы, выходившие десятки лет назад. Поэтому, чтобы заново «продать» историю зрителю, её нужно осовременить. Авторы картины могут добавлять или убирать сюжетные детали, переносить действие в другую эпоху и менять характеры героев. 

Знаменитые «Одиннадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга (2001) — ремейк малоизвестной гангстерской комедии 1960 года Льюиса Майлстоуна. По сценарию несколько приятелей проворачивают ограбление века. Но если у Льюиса центральными героями становятся ветераны Второй мировой, то у Содерберга — аферисты. В итоге посыл у фильмов разный. В версии 1960 года нам рассказывают о потерянном послевоенном поколении. Персонажи не находят себе места в мирной жизни, и ограбление казино для них — способ снова почувствовать себя «в седле». В ремейке мотивация у героев более приземлённая. Они не травмированы войной, а просто хотят заработать — ну и заодно самоутвердиться. В результате у Содерберга получился смешной криминальный экшен. В ранние нулевые такое было в почёте, и фильм прогремел на весь мир.

ремейк и адаптация

Брэдли Купер и Lady Gaga / кадр из фильма «Звезда родилась»

Похожим образом пришёл успех к романтической музыкальной драме «Звезда родилась» (2018) Брэдли Купера. В первоисточнике Дэвида Селзника (1937) в центре истории — спивающаяся кинозвезда на закате своей карьеры. Роман с талантливой начинающей актрисой вытаскивает героя из депрессии — но лишь на время. Актёра больше не хотят снимать. Он чувствует, что его зависимость мешает возлюбленной жить и строить карьеру. В новом фильме Купер сохраняет основной мотив — тоску по ушедшей славе. Однако здесь персонажи не актёры, а блюзовые исполнители. В 1930‑е, в Золотой век Голливуда, зрителям было интересно следить за героями-«небожителями», которые не сходили с экранов и обложек газет, за их злоключениями, успехами и провалами. Кино только-только вышло в массы, и для публики это развлечение было в новинку. Поэтому драма о несчастной невостребованной кинозвезде стала кассовым хитом. Сегодня, в век таблоидов и социальных сетей, такого отклика эта история бы не вызывала. Брэдли Купер дал героям профессию поскромнее — это довольно известные музыканты, однако не суперзвёзды. История получилась ближе к обычному зрителю — и тот её оценил.

Иногда ремейки слово в слово повторяют оригинал и не пытаются отразить новую реальность. Фильм «Робокоп» (2014) Жозе Падильи полностью «списывает» у оригинала Пола Верховена (1987). Но в 1980‑е в индустрии мощно развивалась фантастика, и очень маскулинный сюжет о неуязвимом роботе-полицейском притягивал внимание. В 2010‑е таким уже никого было не удивить. С выхода первого фильма прошло почти тридцать лет, а во вселенной «Робокопа» как будто ничего не изменилось. Ни намёка на важные общественные дискуссии — к примеру, о гендерном насилии или ксенофобии. 

Какие ремейки посмотреть

«Кинг-Конг» (2005)

Режиссёр: Питер Джексон

Переделка классического голливудского хоррора 1933 года Мериана Купера и Эрнеста Шосдака. В 1930 году группа документалистов приезжает на таинственный индонезийский остров. Ходит легенда, что в местных лесах обитает гигантская горилла по прозвищу Конг. Оказывается, он действительно живёт в джунглях. А ещё здесь водятся динозавры. Отличный выйдет фильм.

Джексон традиционно хорош в визуальных эффектах и впечатляющей масштабной съёмке. В его руках они способны оживить любых вымышленных персонажей, в том числе самую знаменитую в поп-культуре обезьяну. У этого чудовища есть чувства и тяга к прекрасному. А вот есть ли они у людей, приехавших на остров, — большой вопрос.

«Хатико» (2008)

Режиссёр: Лассе Халльстрём

Сюжет основан на чёрно-белой японской драме «История Хатико» Сэйдзиро Кояма 1987 года, основанной на реальных событиях. Пожилой профессор музыки подбирает маленького щенка на вокзале. Пёс становится его лучшим другом, покорив сердце всех домашних — в том числе жены, которая не особенно любила животных. Хатико каждый день провожает хозяина на работу и встречает с поезда. Когда профессор умирает от сердечного приступа, собака продолжает ждать его на вокзале.

Здесь прекрасно всё: Ричард Гир в образе преподавателя консерватории, обаятельные хвостатые актёры в роли Хатико и заснеженные улицы города, по которым хозяин и пёс бродят вдвоём. Кто-то упрекнёт фильм Халльстрёма в сентиментальности: нет более благодарной темы, чтобы выжать из зрителя слезу. Но истории о невероятной дружбе человека и собаки сентиментальность не повредит.

«Суспирия» (2018)

Режиссёр: Лука Гуаданьино

Хоррор снят по мотивам другого культового одноимённого фильма Дарио Ардженто 1977 года. Американка Сьюзи приезжает на учёбу в престижную танцевальную школу в Германии. В первую же ночь героиня видит, как из кампуса с криком выбегает девушка. Позднее девушку находят мёртвой. Её смерть — лишь первая в цепочке странных трагедий. Если Сьюзи не разберётся, что стоит за этими смертями, то станет следующей жертвой.

Переиграть мастера жанра Ардженто сложно. С его безумными, очень эротизированными экспрессивными работами мало что сравнится. По накалу страстей работа Гуаданьино уступает оригиналу. Но кино всё равно вышло завораживающе красивое и очень музыкальное. Мизансцены как в ренессансных картинах. Чувственная хореография — как у Пины Бауш. Удачный выбор для фильма, который исследует подсознание. Все танцевальные номера, здесь, разумеется, — и развлечение, и маленькое самодостаточное произведение искусства, и метафора убийства.

Что такое адаптация

ремейк и адаптация

Леонард Уайтинг и Оливия Хасси / кадр из фильма «Ромео и Джульетта»

Киноадаптация — проект, в основе которого лежит не кинопроизведение, а обычно литературное (например, роман, рассказ или пьеса). К такому формату часто обращаются, когда работают с классическими произведениями. Время идёт, и классику «перепрошивают» актуальными для эпохи смыслами. Подают в том виде, в котором её готов воспринимать зритель. 

«Ромео и Джульетту» адаптировали для экрана десятки раз. Костюмная драма Франко Дзеффирелли 1968 года сохранила исторический антураж. Эта медленная, обстоятельная, почти буквальная экранизация — бальзам на душу поклонникам шекспировского текста. Костюмные драмы не теряли своей популярности много десятилетий подряд (от «Унесённых ветром» Виктора Флеминга 1939 года до «Маленьких женщин» Джиллиан Армстронг 1994 года). Неудивительно, что фильм завоевал множество премий и безоговорочную зрительскую любовь. 

ремейк и адаптация

Клэр Дейнс и Леонардо ДиКаприо / кадр из фильма «Ромео + Джульетта»

В 1990‑е провернуть такой же фокус едва бы получилось. Наступило время другого кино — динамичного и более развлекательного. Тогда на сцене появился Баз Лурман, который предложил перенести действие пьесы в современные ему США. Итальянскую Верону сменил американский Верона Бич, а враждующие аристократические семьи — враждующие мафиозные кланы. Фильм «Ромео + Джульетта» Лурмана (1996) привлекает быстрым монтажом, экшен-элементами криминальных разборок и музыкально-танцевальной феерией — визитной карточкой режиссёра. Оригинальная идея на месте: насилие ни к чему хорошему не приводит и разлучает юных влюблённых.

ремейк и адаптация

Эмибет Макналти / кадр из сериала «Энн»

Другой удачный пример адаптации — серия книг детской писательницы Люси Мод Монтгомери. Первоисточник не чурался феминистской оптики — насколько это было возможно для начала XX века. Романы рассказывали о рыжеволосой фантазёрке — сироте Энн, которая отстаивала своё право жить и выглядеть как хочется. Более ранние экранизации повторяли образ из книг. Героиня в них — весёлая, любопытная и творческая и не любит стереотипов. Скажем, в канадском мини-сериале «Энн из Зелёных крыш». Очевидной феминистской повестки здесь нет. Однако её вполне удачно встроили в недавний сериальный хит Netflix «Энн». В этой истории Энн по-прежнему задорная и энергичная девчонка, но более явно борется с гендерными стереотипами. Героиня вслух рассуждает о табуированности менструации, интересуется, так ли необходим женщинам брак и почему им не очень рады в научных профессиях. В XXI веке, когда феминизм постепенно проникает в культуру, у такой Энн гораздо больше шансов понравиться публике.

Какие адаптации посмотреть

«Ловушка для родителей» (1998)

Режиссёрка: Нэнси Майерс

Фильм снят по книге «Лотти и Лиза» немецкого писателя Эриха Кестнера. В 1961 году роман уже адаптировал для Disney Дэвид Свифт. Особенной популярности картина не получила — в отличие от этой версии с Линдси Лохан в главной роли. Звезда нашего сердца сыграла сразу две роли — близняшек Хэлли и Энни. 

Девочки живут на разных континентах. Одна — с отцом-одиночкой в Калифорнии, другая — в Лондоне с матерью, которая тоже воспитывает её одна. Однажды девочки встречаются в летнем лагере и обнаруживают, что они сёстры. Родители Энни и Хэлли давно развелись, и героини решают их помирить. Нэнси Майерс замечательно удаются комедии, которые можно смотреть всей семьёй, — забавные, нетоксичные и в то же время глубокие. И почти тридцать лет спустя картину всё ещё приятно смотреть.

«Вестсайдская история» (2021)

Режиссёр: Стивен Спилберг

Адаптация одноимённого бродвейского мюзикла по пьесе «Ромео и Джульетта». Предыдущую киноверсию сняли в 1961 году. События разворачиваются в Нью-Йорке 1950‑х вокруг двух молодёжных банд, которые откровенно не ладят: белых горожан и мигрантов из Латинской Америки. Мария, сестра предводителя «местных», и Тони, друг главаря «приезжих», влюбляются друг в друга. Они мечтают об общем будущем, но сбыться ему не суждено — из-за вражды группировок.

Шекспировскому сюжету дают новые вводные. Ромео и Джульетта теперь живут в США, где цветному населению в те годы приходилось нелегко. Несправедливая мигрантская политика, полицейское насилие, предрассудки и бытовая ксенофобия — именно это не даёт героям получить своё «долго и счастливо».

«Дюна» (2021)

Режиссёр: Дени Вильнёв 

Эпическая кинофантастика по роману Фрэнка Герберта, вторая после экранизации Дэвида Линча 1984 года. В далёком будущем во вселенной царит падишах-император. За власть над планетами борются аристократы из знатных домов. Пол из Дома Атрейдесов прибывает на планету Арракис, которую его семье отдали в управление. Здесь добывают особую пряность меланж, ценнее которой нет ничего. Местным жителям — гордым фрименам — не нравится, что на их земли посягают другие. Но что, если Пол на самом деле не завоеватель, а спаситель?

Вместо безумно сюрреалистичного мира Линча здесь размеренный мир Вильнёва. Медленный блокбастер, взявший лучшее от мейнстрима и авторского кино, талантливо работает с древними мифологиями. Объясняет, в чём коварство религиозного и политического фанатизма и показывает, что от освободителя до тирана — один шаг.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий