Девяностые годы были сложным временем для страны, периодом свободы, хаоса и больших перемен. Кино стало зеркалом этой эпохи: кто-то показывал безбашенных героев, кто-то потерянных романтиков, кто-то людей, пытающихся выжить. Мы собрали 12 фильмов, которые помогают прочувствовать атмосферу российских девяностых.
«Брат» (1997), «Брат 2» (2000) и документальный фильм «Брат навсегда» (2025)
Оценки: «Кинопоиск» — 8,4; IMDb — 7,8
Алексей Балабанов создал историю о человеке, который ищет правду и справедливость в мире, где их почти не осталось. В первой части Данила Багров возвращается с войны и оказывается втянут в криминальные разборки в Петербурге. Во второй отправляется в Америку, выполняя последнюю просьбу боевого товарища. Сегодня дилогия воспринимается и как символ времени, и как его противоречивое отражение — с неоднозначными представлениями о чести и насилии, любовью к родине и страхом перед новой реальностью.
30 октября вышел документальный фильм «Брат навсегда». Режиссёрами проекта стали Анна и Григорий Сельяновы, которые исследовали закулисье съёмочного процесса дилогии «Брат» и изучили редкие архивные материалы и малоизвестные эпизоды из истории её создания. А ещё обратились к экспертам, чтобы понять, как фильмы Алексея Балабанова стали частью культурного кода современной России.
«Бумер» (2003)
Оценки: «Кинопоиск» — 7,1; IMDb — 7,1
Некоторые фильмы становятся культовыми благодаря одной яркой детали — в том числе «Бумер», где чёрный BMW превратился в символ целой эпохи. Герои картины Петра Буслова — четверо друзей по прозвищу Кот, Килла, Рама и Ошпаренный — после неудачной разборки вынуждены скрываться от преследования. На своих машинах они рискуют быть узнанными, поэтому решают бежать на только что угнанном у латвийского бизнесмена «бумере». Помимо погонь и перестрелок, в фильме есть место глубоким переживаниям и ощущению безысходности — чувствам, которые определяли период девяностых.
«Особенности национальной охоты» (1995)

Кадр из фильма «Особенности национальной охоты»
Оценки: «Кинопоиск» — 7,9; IMDb — 7,4
На фоне мрачных драм и боевиков комедия Александра Рогожкина выглядит глотком свежего воздуха. Финский исследователь, приехавший изучать национальные традиции охоты, попадает в мир, где водка льётся рекой, самолёты садятся в чистом поле, а каждый тост превращается в философское размышление. Фильм одновременно иронизирует над героями и при этом изображает их с большой любовью.
«Ширли-мырли» (1995)
Оценки: «Кинопоиск» — 7,6; IMDb — 7,1
Абсурдная комедия Владимира Меньшова с Валерием Гаркалиным рассказывает о братьях, которые даже не подозревали о существовании друг друга. Один из них — изобретательный аферист Василий Кроликов — похищает огромный бриллиант прямо из-под носа у мафии и милиции, а во время облавы, чтобы спрятать улику, проглатывает камень. Его срочно везут в больницу, но из-за путаницы стражи порядка задерживают не того человека — дирижёра Иннокентия Шниперсона, внешне как две капли воды похожего на Василия. Так раскрывается тайна прошлого: мужчины оказываются разлучёнными в детстве близнецами. Неожиданно появляется и третий двойник — цыган Роман Алмазов.
«Олигарх» (2002)
Оценки: «Кинопоиск» — 7,3; IMDb — 6,7
Павел Лунгин, вдохновившись историей Бориса Березовского, создал историю о людях, которых в массовой культуре назовут «новыми русскими». Следователь прокуратуры Шмаков берётся за громкое дело — убийство Платона Маковского, главы одной из крупнейших компаний страны. Пытаясь понять мотивы преступления, он шаг за шагом восстанавливает путь Маковского — от скромного научного сотрудника времён перестройки до влиятельного олигарха, чья стремительная карьера принесла ему не только богатство, но и множество врагов.
«Мама, не горюй» (1998)
Оценки: «Кинопоиск» — 7,1; IMDb — 6,8
В провинциальном городке гуляют свадьбу. Неожиданно местный бандит начинает домогаться невесты. Завязывается конфликт между ним и женихом-моряком. Стычка приводит к тому, что теперь моряка разыскивают и милиция, и друзья бандита. В картине Максима Пежемского нет места морали — есть только бешеный ритм, абсурдные диалоги и атмосфера, от которой захватывает дух.
«Жмурки» (2005)
Оценки: «Кинопоиск» — 7,3; IMDb — 7,2
Ещё один знаковый фильм Алексея Балабанова. Начало двухтысячных. На лекции преподаватель вспоминает, как выглядела Россия десять лет назад. В те времена два бандита Сергей и Саймон выполняли задания криминального авторитета Михалыча и оказались втянутыми в бесконечные разборки, перестрелки и сделки с наркотиками. Герои играют в смертельную игру, не понимая её правил, из-за чего картина выглядит особенно беспощадной.
«Страна глухих» (1998)
Оценки: «Кинопоиск» — 7,5; IMDb — 7,4
Рита — девушка с тяжёлой судьбой — попадает в криминальную передрягу из-за долгов своего возлюбленного Алёши. Героиня случайно знакомится с неслышащей танцовщицей Яей, которая хорошо понимает речь и спасает Риту от гибели. В ходе опасных приключений Рита и Яя сближаются, пытаясь выжить среди враждующих банд, и мечтают о «стране глухих» — утопическом мире, где царит доброта и справедливость. Фильм снят по мотивам повести Ренаты Литвиновой.
«Бедная Саша» (1997)
Оценки: «Кинопоиск» — 7,6; IMDb — 6,6
На Новый год невезучий взломщик Берёзкин сталкивается с богатой, но одинокой девочкой Сашей, мечтающей о заботе и внимании матери-банкирши. Девочка шантажирует героя, чтобы тот помог ограбить банк её матери, но в итоге они вместе противостоят настоящим преступникам и помогают друг другу изменить свои жизни к лучшему.
«Кто, если не мы» (1998)
Оценки: «Кинопоиск» — 7,6; IMDb — 6,5
Два бедных подростка Змей и Толясик грабят магазин. Толясика отправляют в колонию, а Змея исключают из школы. Теперь его ждёт либо школа «для трудных», либо лицей, за обучение в котором нужно платить. Мальчик теряет поддержку окружающих и неожиданно знакомится с бывшим милиционером Геннадием Самохиным, жизнь которого тоже идёт наперекосяк. Их дружба станет началом взросления — причём для обоих героев.
«Облако-рай» (1990)
Оценки: «Кинопоиск» — 8; IMDb — 7,7
Картина Николая Досталя, снятая на излёте советской эпохи, точно предвосхитила настроения 90‑х. Маленький посёлок городского типа. Коля — лентяй, которому нечего делать: он слоняется по улицам, пытаясь завести хоть с кем-то бессмысленный разговор. Так герой доходит до друга Феди — но и тот не хочет вести бесед. Чтобы привлечь к себе внимание, Коля выдумывает, будто скоро переедет на Дальний Восток. Это сообщение меняет всё: жизнь окружающих закипает, соседи начинают собирать парня в дорогу и устраивают масштабные проводы. Сказать правду становится неловко — а в какой-то момент и вовсе невозможно.
«Ворошиловский стрелок» (1999)

Кадр из фильма «Ворошиловский стрелок» (1999)
Оценки: «Кинопоиск» — 8; IMDb — 7,4
Беспощадная драма Станислава Говорухина про силу человеческого гнева. Девушка Катя живёт вместе с дедушкой, ветераном Великой Отечественной войны. Однажды сосед — молодой бизнесмен — и двое его приятелей насилуют девушку. Преступники знают, что у Кати есть только дедушка, и считают, что останутся безнаказанными. Ветеран действительно не может добиться правосудия, потому что у парней есть связи в органах. И тогда пожилой мужчина берёт в руки оружие и решает мстить. История отразила всеобщее чувство бессилия перед лицом новой «морали», где деньги и связи решали всё.







