Знать
30 апреля

4 интересных факта про охоту на ведьм в Салеме: от призраков в суде до казни священника

Лисса Титова
Лисса Титова
Авторка
салемские ведьмы

Февраль 1692 года. В небольшом городке колонистов Салеме дочь и племянница священника неожиданно начинают биться в припадках, рычать и бормотать непонятные слова. Доктор не видит у девочек признаков какой-либо болезни, а значит, остаётся лишь одно объяснение: девочками управляет чёрная магия ведьм. После долгих допросов дети сами указывают на тех, кто им навредил. Так началась самая знаменитая охота на ведьм.

Ведьм вычисляли по родинкам

Первыми обвинителями по салемским делам стали подростки. Они падали в обмороки, корчились, кричали, а потом говорили, что одержимы дьяволом из-за проклятья. Судьи воспринимали детские свидетельства всерьёз, не требуя вещественных доказательств.

Постепенно детей начали поддерживать их родители. Правда, некоторые делали это из корыстных целей. Сэмюэль Паррис, отец первой «пострадавшей», использовал ведьмовские процессы, чтобы укрепить свою власть в общине. Другие пытались обвинять тех, с кем их семья конфликтовала, или тех, кто просто чем-то отличался.

Подозреваемых тут же проверяли на ведьмовство. Методы выявления «нечистых» были, мягко говоря, сомнительными. Например, служители закона искали у ведьм «дьявольский знак» или «поцелуй дьявола». Люди верили, что Князь тьмы оставляет на телах своих приспешников особые метки — небольшие пятна или родинки, нечувствительные к боли и не истекающие кровью при уколах. Если такую метку находили, это считали доказательством связи с дьяволом.

Призраки служили доказательством в суде

Во время салемских процессов нередко использовали «призрачные» доказательства, которые были основаны только на видениях обвинителей. Салемцы верили, что ведьмы могут обращаться в духов и вредить им. Они описывали, как призраки кололи, щипали их, оставляли им синяки и показывали книгу Дьявола. Одна женщина даже уверяла в суде, что дух ведьмы её почти задушил.

Судьи верили этим историям, потому что для признания человека виновным в колдовстве требовалось установить, что обвиняемый заключил соглашение с дьяволом. А утверждение, что он может становиться призраком, считали надёжным подтверждением такого договора. 

Бриджит Бишоп, например, стала первой казнённой во время салемской охоты на ведьм. И виновной её признали, основываясь только на «призрачных» доказательствах.

Чаще всего «ведьмы» сами признавали свою вину. На удивление, именно так они могли избежать смертного приговора. Считалось, что если человек прилюдно признавался в сделке с дьяволом, она расторгалась и он больше не мог колдовать. А все жертвы сразу после раскаяния переставали жаловаться на недомогания.

Одни признавшиеся тянули за собой других. Например, Эбигейл Хоббс на суде заявила, что после раскаяния её мучил призрак Бриджит Бишоп. Количество обвинений в колдовстве росло в геометрической прогрессии, что лишь усиливало массовую истерию.

Если ведьма всё-таки не собиралась признавать вину, а доказательств против неё было достаточно (да, родинки и призраки), её лишали жизни. Но далеко не всегда обвинение в колдовстве заканчивалось смертью на костре. В Салеме, например, не сжигали никого. Там прибегали к более прозаическому способу казни — через повешение.

В ведьмовстве обвинили даже священника

Несмотря на то что ведьмами считали в основном женщин, несколько мужчин тоже попали под опалу. Именно с мужчиной и связан один из самых абсурдных судебных процессов.

Джордж Берроуз начал служить в Салеме священником в 1680 году. Периодически у него возникали конфликты с прихожанами из-за зарплаты. В том числе случались и финансовые споры с семьёй Патнэмов, которая играла важную роль во всех ведьмовских процессах. 

Вскоре у Берроуза умерла жена. Он решил уехать от проблем и перебрался в другой штат. Жителям Салема его переезд показался подозрительным: если бежит, значит нечестен. Спустя пару месяцев Джордж вернулся в Салем, чтобы уладить последние денежные вопросы. Но в итоге остался там навсегда — его схватили и обвинили в колдовстве.

Сразу несколько девушек заявляли, что стали жертвами колдовства Джорджа. В суде они корчились, кричали, дёргались из стороны в сторону. Дочь Патнэмов уверяла, что к ней пришёл дух мёртвой жены Берроуза и засвидетельствовал против мужа.

Другой обвинительнице призрак сообщил, что Джордж — не просто колдун, а глава шабаша. За эту версию цеплялось всё больше людей. Обвинённые ранее в ведьмовстве девушки говорили, что это священник их искусил и завербовал. Мерси Льюис утверждала, что Берроуз вознёс её на высокую гору, показал все царства земли и сказал, что он отдаст их ей, если она впишет своё имя в его книгу. Некоторые даже в деталях описывали, как Берроуз проводит шабаши.

Может показаться парадоксальным, что лидером ведьм посчитали именно священника. Но и здесь у жителей Салема нашлось объяснение. По их мнению, Джордж слишком хорошо знал Библию, мог даже свободно цитировать её, что «выдавало» в нём хитрого приспешника Сатаны.

Каролина Вилья/ Recraft / Горящая изба

Также одним из главных «доказательств» связи с дьяволом стала его физическая сила. Очевидцы утверждали, что Берроуз мог поднять тяжёлый мушкет одной рукой, что считалось невозможным без потусторонней помощи. 

У Джорджа не было ни единого шанса на спасение. В свои последние минуты жизни на эшафоте он без запинки прочитал «Отче наш». Согласно поверью, ведьмы не могли этого сделать. Толпа начала сомневаться в его виновности, но судья Коттон Мэзер настоял на казни, заявив, что дьявол может «маскироваться» под праведника. Берроуза повесили.

Охота на ведьм могла случиться из-за отравления хлебом

Когда на американском континенте охотились на ведьм, в Европе это уже считали немодным — либо процессы сошли на нет, либо их воспринимали с большим скепсисом. Хаос, неожиданно охвативший Новую Англию, требовал какого-то логического объяснения. И спустя несколько веков его попытались найти. 

Некоторые исследователи предположили, что ведьмы начали мерещиться горожанам из-за массового отравления грибком спорыньёй, которая поражает рожь и другие зерновые культуры. 

Её алкалоиды в наше время используют для создания ЛСД и других препаратов, вызывающих галлюцинации. 

Внезапные приступы, судороги, рассказы о странных фигурах и демонических сущностях — всё это очень напоминает эффекты от спорыньи. Особенно если учесть, что за год до начала охоты на ведьм урожай ржи в Салеме был особенно богатым, а условия способствовали распространению грибка.

Казалось бы, вот оно — объяснение, которое снимает с жителей Салема обвинения в жестокости и абсурдности: они просто были жертвами биохимических процессов и не ведали, что творили. Однако теорию о спорынье не считают до конца достоверной. Она не объясняет главного — почему болезни и видения появлялись лишь у определённых людей, а не у всей деревни. Если зерно действительно было заражено, пострадали бы все, а не только «жертвы ведьм». К тому же у обвинений можно проследить ярко выраженную социальную динамику: они возникали не хаотично, а целенаправленно. Грибок не способен заставить человека осознанно выбрать, кого клеймить ведьмой.

Историки сегодня склоняются к идее, что события в Салеме стали результатом «идеального шторма» — совпадения нескольких неблагоприятных факторов. Религиозный фанатизм: пуритане искренне верили в Дьявола и опасались, что он разрушит их общину. Политическая нестабильность: после отмены самоуправления в Салем-деревне обострилось её противостояние с Салем-городом, который забирал ресурсы у крестьян. Дополнял картину страх перед внешними врагами, включая коренных американцев.

В таких тревожных условиях обычный истерический припадок ребёнка легко мог быть принят за действие тёмных сил. Взрослые видели в этом колдовство — и подростки продолжали подыгрывать. А когда обвинения стали реальным инструментом избавления от врагов, процесс уже нельзя было остановить.

Салемские ведьмы стали легендой из-за грамотных колонистов

Суды над ведьмами проходили во многих странах, но именно салемские процессы получили наибольшую известность. Причин этому несколько. 

В частности, компактность и скорость развития событий. В отличие от Европы, где ведьм судили поодиночке и часто в разных местах, в Салеме всё происходило буквально в одном маленьком поселении. За год успели обвинить более 200 человек, 30 признать виновными, а казнить 20. Почти все жители Салема были вовлечены — либо как обвинители, либо как обвиняемые.

Кроме того, именно про эту охоту на ведьм сохранились детальные судебные протоколы. Благодаря грамотности колонистов Новой Англии мы знаем имена всех жертв, причины обвинений и даже реплики судей. Это не сухая хроника, а живые истории со своей драматургией.

Важную роль в популярности Салема сыграла и американская любовь к переосмыслению своей истории. Эти процессы плотно вошли в поп-культуру, вдохновив авторов бесчисленного количества книг, фильмов и сериалов — от «Американской истории ужасов» до «Сабрины — маленькой ведьмы».

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий